Технологическая карта урока
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, которая позволяет графически спроектировать и структурировать современный урок по определенным параметрам с целью достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на разных уровнях образования в соответствии с новыми стандартами.
Существует большое разнообразие предлагаемых вариантов технологической карты, но до сих пор нет единого варианта ее оформления. Единственное, что может объединить все предлагаемые методистами карты - это графическое представление сценария урока с обязательным включением в него формируемых универсальных учебных действий - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, как индикаторов достижения личностных и метапредметных результатов.
Учитывая тот факт, что изначально предлагаемый нами план - конспект урока носит графический характер, мы рекомендуем ту же "шапку" и схему, что и для плана - конспекта, но с обязательным добавлением столбца, включающего информацию о формируемых универсальных учебных действиях. Возможно включение таких этапов уроков, как организационный момент; проверка домашней работы; актуализация субъективного опыта обучающихся; изучение нового материала и способов деятельности; первичная проверка понимания изученного; закрепление пройденного материала; применение изученного материала; обобщение и систематизация; контроль и самоконтроль; коррекция; предъявление домашнего задания; подведение итогов урока; оценивание; рефлексия.
Этапы урока могут варьировать в зависимости от типов урока, среди которых можно обозначить: урок усвоения новых знаний, урок комплексного применения знаний и умений (или урок закрепления), урок актуализации знаний и умений (или урок повторения), урок систематизации и обобщения знаний и умений, урока контроля знаний и умений, урок коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок. Но какой бы тип урока мы не взяли существенным отличием современного урока от традиционного является наличие рефлексивного этапа в конце урока.
Рекомендуемая схема технологической карты
Таблица 3.
Этапы урока | Время | Режимы работы | Виды деятельности | Формируемые УУД | Примечание |
Деятельность учителя Деятельность учеников | |||||
№1. Орг. момент | 3 мин. | T-CL T-P P-T | Здесь учитель указывает необходимую для себя информацию, например: не забыть спросить…, раздать контрольные работы…, может быть ошибка…., выставить отметки в конце урока… и т.д. | ||
т.д. | |||||
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Подводит обучающихся к тому, чтобы они сформулировали тему урока и после озвучивает задачи урока
Уточняет понимание учащимися поставленных целей/задач урока.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
| Записывают слова, предложения.
Делят (звуки, слова ит.д.) на группы.
Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют…
Обосновывают выбор написания…
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.
На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
Составляют схемы слов (предложений).
Проводят морфемный анализ слов.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают текст.
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Слушают стихотворение и определяют…
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
|