ЧИСЛЕННОСТЬ, РАССЕЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КРЯШЕН




 

В начале ХХ в. насчитывалось 122 301 старокрещеных татар, компактная их масса (42 670) проживала на территории Казанской губернии. С образованием Татарской АССР в ее пределах оказалась часть кряшен, ранее живших в уездах Вятской,

Уфимской, Симбирской губернии. По переписи 1926 г. (последняя перепись, где были учтены кряшены), численность кряшен на современной территории Татарской АССР составляла 99 041 человек или 6,6% общей численности татарского населения. Определяя расселение татар в целом, Н. И. Воробьев выделил проживающих на территории Татарии кряшен, как самостоятельную крещено-татарскую группу, и подразделил их на пять территориальных подгрупп: предкамскую, восточнозакамскую, елабужскую, западнозакамскую (чистопольскую), молькеевскую. По статистическим данным конца ХIХ в., наиболее многочисленной среди перечисленных подгрупп являлась предкамская, насчитывающая около 35 тыс. человек. Она занимала пределы Мамадышского, Лаишевского, Казанского уездов Казанской губернии и южную часть Малмыжского уезда Вятской губернии. Предкамская группа татар, как известно, является древней. В Предкамье в последний период существования Булгарского государства передвинулось население из Западного Закамья, здесь сформировалось новое экономическое и политическое ядро края — Казанское ханство и его основное население-казанские татары. С историческим развитием казанских татар связана и история кряшен, которые, несомненно, являлись потомками местных татар, крещеных на месте своего обитания. Источники показывают, что ряд кряшенских деревень, особенно центральной и южной части Предкамья, уже существовал в период Казанского ханства и во многих из них имелись остатки старых мусульманских кладбищ, сохранялись и эпиграфические памятники ХIII—ХVI вв. Более того, в топонимике татарских, в том числе и кряшенских, селений Предкамья, исследователи выделяют исторический пласт, относящийся к болгарам Волго-Камья. Например, но данным Р. В. Юсупова и Г. Ф. Саттарова, многие названия кряшенских селений (Альведино, Зюри, Мамли, Нырсывар, Янцевар и др.) образовались из древнебулгарских личных имен.

Предкамская подгруппа казанских татар формировалась не только за счет тюркского населения. Предки татар в процессе своего расселения издавна контактировали с финно-угорским населением. Поэтому неудивительно что встречались отдельные поселки (особенно на территории современного Балтасинского, Кукморского и северной части Мамадышского районов) население которых считало, что их предками были отатаренные удмурты переселенные в Предкамье уже христианами. У этих кряшен в языке имелись отличия от соответствующих говоров татар Западного Предкамья. Связи с соседними народами прослеживаются и в топонимике их селений. В частности, такие названия, как Дурга, Чепья, Юмья и другие, исследователи объясняют происхождением их из удмуртских родовых (воршудных) имен. Интересны в этом отношении кряшенские деревни Чура и Малая Чура в северной части Заказанья. Н. И. Золотницкий подчеркивал, что часть деревень под этим названием была марийская или принадлежала отатаренным соседям. Масса фактов, свидетельствующих о принадлежности ряда деревень кряшен в прошлом к соседним народам, содержится также в работах И. М. Ляпидевского, И. А. Износкова, И. Н. Смирнова, Я. Д. Коблова и других. Народные преданья также рассказывают что такие деревни кряшен, как Биктяшево, Яныль, Малая Чура, Поршур, Сардек, были основаны удмуртами и марийцами. В частности, в д. Биктяшево вначале жили удмурты, а с приходом татар (первые селеяцы Ишмен, Гэрэч, Бикташ) одни удмурты ушли из деревни, другие — со временем отатарились» Контакты с соседними народами отразились и в общественном быту: в более длительном существовании больших патриархальных семей, в отличавшихся от мусульманских многих свадебных обрядах, в своеобразном музыкальном творчестве (хороводных песнях) и т.

Второй по численности подгруппой кршен (19 709 человек) является восточнозакамская, расположенная в бывшем Мензелинском уезде Уфимской. Здесь татары жили чересполосно с русскими, чувашами, мордвой, башкирами и другими народами. Миграция татар на эту территорию в основном происходила в ХVI—ХVIII вв., особенно в период строительства Закамских укрепленных линий. Видимо, основная масса кряшен переселялась, уже будучи христианами так как еще в исторических актах 1676 г. упоминаются кряшенские деревни Багряж,

Ляки. В списках сел Мензелинского уезда Уфимской губернии почти все деревни кряшен обозначены как старокряшенские. Правда, Н. И. Ворбьев не исключает христианизацию части татар уже в Восточном Закамье.

Кряшены Восточного Закамья, как и в целом татары, являлись выходцами из районов Предкамья (с Елабужской стороны, из-под Кукмора, из-под Казани). Например, жители с. Налим были переселены сюда при Иване Грозном из Казанского царства и насильно крещены. Предания об этом сохранились и в народной памяти. В частности, жители д. Нижние Чыршылы считали, что их предки казакские люди, пришли из-под Казани, жители д. Ляки — из д. ЮкачиМамадышского района. Некоторые деревни кряшен в прошлом были основаны башкирами или же чувашами. Часть их населения считала своими предками башкир или чувашей.

Восточнозакамскиекряшены как переселенцы из Предкамьясохранили многие черты языка и быта основной подгруппы. Общность языка кряшен Уфимской и Казанской губерний отмечал Н. Ф. Катанов, это нашло подтверждение и в исследованиях современных татарских языковедов. Общность этнографических особенностей наблюдалась в верованиях, обычаях, обрядах, имеющих черты язычества, а также в хозяйстве и материальной культуре. Наряду с этим в быту кряшен Восточного Закамья имелись и некоторые региональные отличия. Это прежде всего проявлялось в сохранении традиционных элементов быта в более древнем виде, чем в основной подгруппе. Еще в 20-х годах Н. И. Воробьев писал, что быт кряшенЧелнинского кантона по сравнению с бытом Мамадышского кантона представляет наиболее чистый тип и очень оригинален. Он отличается от татаро-мусульманского и от русского и имеет ряд каких-то более древних черт, возможно татарских, доисламских. У восточкозакамских кряшен имелись также некоторые региональные особенности в языке, содержащем отдельные элементы башкирских 121 и чувашских слов. В их материальной культуре также можно найти элементы, близкие культуре башкир, чувашей и удмуртов.

Компактно расселена елабужская подгруппа (кряшены бывшего Елабужского уезда Вятской губернии, современный Елабужский район ТатАССР). На этой территории проживала значительная часть кряшен бывшей Вятской губернии (из 8133—5774 кряшена). Селения их были расположены, перемежаясь с поселениями русских, татар, южных удмуртов, восточных марийцев. Еще в дореволюционной литературе указывалось, что население кряшенских деревень считало себя коренными жителями этих мест. Многие источники относят их христианизацию к ХVI в.

Западнозакамскую (или чистопольскую) подгруппу составляли селения, расположенные к югу от г. Чистополя и в восточной части бывшего Чистопольского уезда, а также единичные деревни бывшего Спасского уезда (современный Чистопольский и Алексеевский районы ТатАССР). Здесь насчитывалось более б тыс. кряшен, расселенных среди татар-мишарей, чувашей, мордвы, русских. Возникновение ряда кряшенских деревень, вероятно, было связано со значительным притоком в эти места населения в период возведения Закамских укрепленных линий и в более позднее время. В частности, судя по языку, основателями некоторых деревень могли быть мишари, переселившиеся из Правобережья в ХVII в. К тому же, по данным информаторов, кряшены таких деревень, как Тавель, Вахта, Крещеная Елтань, называются кряшены из мишарей. Можно полагать, что часть деревень кряшен была основана выходцами из Западного Предкамья и, судя по именам первых поселенцев, христианизация застала их уже в Западном Закамье. В литературе отмечалось чувашское происхождение некоторых деревень чистопольских кряшен, что подтверждается и народными преданиями. Кроме того, имеются сведения о том, что у западнозакамских кряшен «благодаря близости с живущей рядоммордвою, в их быту чувствуется некоторое мордовское влияние».

Глава № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: