НПА: понятие, признаки, виды. Основные способы систематизации НПА.




НПА-исходит от компетентных органов гос. власти, обще обязателен, письменно оформлен с наблюдением всех процедур, велением в котором устанавливает, изменяет и обменивает правовые нормы.

Признаки НПА: 1)выражен в соотве-ем док-ом в виде, с соблюдением форм и реквизитов; 2)обладает волевым хар-ом, фиксирует волю гос-ва или отд-го чел-ка; 3) яв-ся необходимым условием правого регулир-ия, средством донесения вои от законодателей к исполнителям; 4)НПА-издается только правотворческим органом; 5)комплексный НПА затрагивающий межведомственные интересы м.б. принят процедурой согласования; 6)все НПА проходят опубликование и регистрацию в мин-ве юстиции; 7)НПА содержит правила поведения, распространяющийся на неограниченный круг лиц и рассчитана на многократное примеение. Виды НПА: по основанию их юрид-ой силы выделяют 1) Конст-ия – то принятый в особом порядке законод-ый акт высшей юрид-ой силой закрепляющий значимые особенности политике и эк-ке гос-ва. Дополнение и изменения в Конс-ии, вносится путем референдумом; 2) Законы - законод-ый акт регул-щие значимые для гос-ой и общественной области отнош-ия. Признаки законов: их издания входят в исключительную компетенцию органов закон-ой власти или референдума; закон-это первичный акт,т.е в нем содержится юрид-ие предписания представляющие собой отправные начала правовой сис-мы; облодает высшей юрид-ой силой; м.б. дополнен и изменен законом. Стадии принятия закона: законод-ая инициатива (Гос. Дума и все гражд-е), прект закона, обсуждение (чтение), принятие, опубликование. 3) Подзаконные акты – это НПА гос-х органов и компитентных должностных лиц, изданных во исполнение законов на их основании и им не противоречат. Виды: - распоряжения президента; - указы презид-а; - постановления и распоряжения прав-ва; - приказы и распор-ия руководства, министерств и ведомства; - инструкции центр. банка; - постанов-е правительств субъектов федераций; - распоряжение мэров и губернаторов; акты органов местного самоуп-ия. В зависимости от сферы НПА бывают: общегосуд-е, регион-ые, или распространяются на обозначенную в НПА круг лиц. Систематизация НПА -это деят-ть по обеспечению системности права при приведении действующих НПА в единую согласованную и целостную систему. Способы сист-ции: 1) кодификация; 2)консолидация; 3)инкорпорация. Кодификация-это вид правотворчества обеспечивающий системное норм-ое регламент-ие общественных отношений путем изданий единого юридически и логически целостного НПА, выражающий содержание и юрид-ую специфику, структурно обусловленного подразделения сис-мы права. Кодекс- это кодифицир-ый законодат-ый акт объединенный с целью регламентирования какой-либо отрасли права. Устав-кодеф-ый акт содержащий нормы регламент-щие деят-ть опред-ой орган-ции. Положение-кодиф-ый акт определяющую структуру задачи, фун-цию их компетенцию определенной орган-ции.

Консолидация-сведение нескольких норм. прав-ых актов в единый акт, когда в отличии от кодиф-ции нормы права и НПА не объединены в автономную отрасль права.Цель конс-ции: устранение нормы права, унификация норм права, создание крупных однородных блоков в структуре законодательства. Инкорпорация – упорядочивания системы НПА путем издания компетентными органами сборников, сводов действующих НПА-ов.

2.12.Сис-ма права (СП): понятие, признаки, составные элементы. Сис-мы права – это строение права того или иного гос-ва и деление его на взаимод-ие и взаимодоп-ия отрасли. Признаки СП: 1)СП харак-ся объективностью, т.е. создается не по произвольному усмотрению людей, а обусловленном развитии общест-ых отношений; 2) СП создается на основе единых принципов и подходов; 3)СП харак-ся согласованностью, т.е. возникающие противоречия должны своевременно устраняться законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующих НПА; 4) для СП характерны не только внутренняя связь м-у ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, полит-ой, эк-ой и идеологией.СП-это внутренняя структура права выражающая согласованность и единство составных его юрид-х норм и вместе с тем объективно необходимое деление их на отрасли и инст-ты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами обществ-ых отн-ий. Элементы системы Рос-го права. Вертикальное строение права:1)отрасль права-это совок-ть прав-ых норм, регул-щих к-л сферу общест-ых- отн-ий; 2) подотрасль права–часть правовой отрасли, регул-ая определенную область общест-ых отношений, обычно это касается отраслей, где накоплено значительный массив правовых норм; 3)инс-т права –совокупность правовых норм, внутри отрасли права регулир-щих к.-л. вид общест-ых отношений, в каждой отрасли можно выделить множество интс-ов; 4) нормы права- это обязательное правило поведения, кот-е охроняется силой гос-го принуждения; 5) правовое предписание-часть нормы права, логически завершенное и обусловленное в законе.Горизонтальное строение права. Позволяет увидеть все отрасли его составляющих. Состоит из 2-х групп отраслей: 1. Регулятивные отрасли права, т.е. те отрасли в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъекта. К ним относится: а) Конст-ое право- закрепляет основ гос-ва и общественного строя страны, правового положения личности, сис-мы орг-ов гос-ва и их основные полномочия (глав. НПА яв-ся Конст-ия); б)админ-е право – регулирует общест-ые отн-ия, возникающих в процессе исполнительно-распоряд-ой деят-ти гос-ва (осн-ой НПА- Кодекс об админ-ых правонарушениях); в) фин-е право – регулир-ют вопросы доходов и расходов гос-ва, (основные НПА Налог-ый кодекс, закон о гос-ом бюджете); г)гражд-е право-охраняет различные имуществ-е, личные неимущ-ые и др. права (осн. НПА гражд. Кодекс, к-ый имеет подотрасли: авторское право, потентное право, наслед-ое, торговое и т.д.); д) банков-е право – регул-ют создание банков принципы их деятельности и руководство коммерческими банками (осн. НПА закон о банковской деят-ти, закон о центр-ом банке Р.Ф.); е)предприним-ое пр. – регул-т эк-е рыночные отн-ия (закон о монополиях, гражд. кодекс); ж) трудовое пр. – регул-т общественные отношения связанные с применением труда (труд-ой кодекс); з)жилищное пр.-регул-т порядок в предост-ии и использовании жилья (жилищ. кодекс);

и)семейное пр. –регул. Брачные и семенные отн-я (семей-й код.); к)природно ресурсное пр.- определяет порядок выполнение пользования и распоряжения природными ресурсами (земел. код-с,закон о недрах, водный код-с); л) экол-е пр.- процесс выделения в самостоят-ую отрасль не завершен, т. е. НПА рассредоточен по различным документам. 2. Охранительная отрасль –направлена на защиту право нарушений, безопасности личности и гос-ва: а) угол-е пр. –сис-ма юрид-х норм, кот-ый устанавливает к.-л. деяния являются общественно опасными (угол. код-с); б)угол-проц. пр.-объединение норм определяющих порядок назначения и наказания (угол.-проц. код-с); в)гражд. проц. пр.-рег-ет порядок рассмотрения споров в кот-х хотя бы одна сторона гражданское (гражд. процес. код-с); г)арбитражное право-рег-ет порядок рассмотрение споров м-у организациями и гос-ми органами.

2.13.Правотворчество:понятие,принципы,субъекты и формы (виды). Правотворчество деят-сть направлена на установление, изменение или отмену нормы права. Правительство-гос-ая деят-ть по скольку установ-е норм позитивного права яв-ся прирогативой (исключительное право) гос-ва. Принципы: - демократизма, правотворческой деят-сть занимаются различные органы и организации. В правотворческой деят-ти иногда принимают участие население (референдум); - прин-п законности - выражается в правительственной деят-стью различные органы и организации могут заниматься только в пределах своей компетенции.; - п-п научности - осуществляется на научных основах; п-п профессионализма – НПА должны создаваться либо профессиональными либо с привлечением профессионалов; - п-п оперативности – правотворчество должно оперативно реагировать на изменение происходящий в общественной жизни, а т.ж. оценивать НПА на предмет их эффективности. Субъекты правотворчества – лица осуществляющие правотворческую деят-ть, основ-и субъек-и правотворчества яв-ся гос-ые и негос-е органы и организации, при этом последняя субъектами правотворчества становится санкции гос-ва, а именно тогда, когда гос-во делегирует часть своих полномочий. В настоящее время органы местного самоуправ-ия – это негос-ые органы, но они осуществляют правотворческую деят-ть. Правотворчество необходимо отличать от правообразования –это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1) возникновение общественных отношений, нуждающиеся в правовом регулировании; 2) осознании необходимости правового регулирования данных общественных отношений; 3) правообразование переходит стадию правотворчества на этом этапе устанавливается необходимые нормы права.

Виды. I. С учетом субъектов правотворчества:1. Правит-во гос-х органов и организаций.2. Правит-во негос-х органов и организаций.3. Совместное правотворчество (1+2). 4. Народное правотворчествоII. С учетом способов установления правовых норм:1. Непосредственную правоустановленную деят-ть.2. Санкционирование - харак-ся тем, что органы гос-ва придают юрид-ю силу каким либо не правовым нормам, чаще всего это происходит с правовыми обычиями.

2.14.Правовые отнош-я – это урегулированныенормамиправа и охраняет общ-е отн-я участники кот-х связаны м/у собой субъективными правами и юрид-ми обяз-ми. Признаки: - правоотношения – волевые общ-ые отн-я. Волевой хар-р выраж-ся гос-ой воли, и волеизъявлении участников правоотн-ий. – правоотнош-я – это общ-е отн-я охраняемые гос-вом, и возникающие на основе норм позитивного права; - участники правоотн-ий явл-ся носителями субъективн-х прав и юрид-х обязанностей. Состав правоотн-й: харак-ет структуру, элементы из кот-х складываются правоотношения. Элементы правоотношений: 1) субъекты правоотн-й, т.е. лица м/у кот-ми возникают правоотн-я, поэтому в правоотн-я принято выделять 2 стороны: управомоченных и обязанных. 2) содержание правоотношений кот-е образуют субъективные права и юрид-е обязанности; 3) объекты, т.е. то по поводу чего возникают, складываются правоотн-я. Правоотн-я в юрид-й науке принято классифицировать по разл-м основаниям: 1) по отраслевому признаку (гражданск.,конституцион-й, уголовн. правоотн-я); 2) с учетом осн-х видов правовых норм по кот-м правоотн-я подразделяются регулятивные и охранительные; 3) по степени определенности субъектов правоотношения. Правоотн-я раздел-ся на: относительные, абсолютные и общие. В относит-х правоотн-ях четко определены и конкретизированы обе стороны: управомочанная и обязанная. В абсолютных четко определена и конкретезирована управомоченная сторона. Обязанной стороной явл-ся «любой и каждый» (воинская обязанность). Общие правоотн-я – четко не определены и конкретизированы обе стороны: это правоотн-я м/у «всеми и всеми» (договор м/у министерствами.

2.15. Субъект, объект и содерж-е правоотн-й. Субъект права - это индивиды и орг-ции, кот-е могут быть участниками правоотн-ий, т.е. носителями субъективных прав и юрид-х обязанностей. Отличия субъектов права от субъектов правоотн-ий в том, что субъекты права – это возможные потенциальные участники правоотн-ий, а субъекты правоотн-ий – это реальные участники правоотн-й. Субъектами правоотн-й выступают как отдельные граждане, гос-ые, обществ-е и иные орг-ции, так и само гос-во, его составн. части. Граждане как субъекты права наз-ся физ-ми лицами, орг-ции—юрид-ми лицами. Иногда выделяют еще одну категорию субъектов: социальные общности (точка зрен-я профессора Алексеева) – народ, нации, трудовые коллективы. бля того чтобы быть субъектом правоотн-й индивиды и орг-ции должны обладать таким качеством как правосубъектность (способность быть субъектом права, включает 2 эл-нта: правоспос-ть и дееспособ-ть). Правоспособность — это способность иметь права и обяз-сти, а дееспособ-ть —это способ-ть сво­ими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему права, а т.ж исполнять возложен-е на него обязан­-ти. Разновидностью дееспособ-ти явл-ся деликтоспособ-ть – этоспособность самост-но нести юрид-ю ответств-ть за правонарушения. Содержание правоотн-я бывает материальное и юрид-е. Матер-ое содержание правоотн-й составляют сами фактические обществ-е отн-я. Юрид-е содержание – составляют субъективные права и юрид-е обязан-ти. Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта правоотн-я. В субъективном праве принято выделять 3 элемента, кот-е наз-ся правомочиями: 1) право на положит-е действия; 2) право требования- возможность управомоч-й стороны требовать поведения от обязанной стороны (дог-р займа); 3) право притязания – это возможность управомоч-й строны обратиться в компетентные органы за защитой нарушенных прав и интересов. Юрид-я обязанность в правоотн-й – это мера должного необх-го поведения правоотн-й. Юрид-я обязан-ть правоотн-я имеет опр-ую структуру в составе к-рой обычно выделяются 2 элем-та: 1) пассивн. обязан-ть – это обязан-ть воздерживаться от соверше-ния к-либо действий (воздержаться от правонаруш-й); 2) активн. обязан-ть – обязан-ть совершать опр-ые действия (платить налоги). Объекты правоотн-й – это те соц-е блага по поводу кот-х возникают те или иные правоотн-я и на кот-е направлены субъект-е права и юрид-е обяз-сти. Объекты делятся на матер-е (вещи, недвижимость, ценные бумаги, деньги) и нематер-е (жизнь, здоровье, честь, достоинство, образ-е). Кроме матер-х и нематер-х нередко к объектам относят действие и рез-тат действия обязанной стороны. Жизнен-е обстоят-ва, с кот-­ми законодатель связывает возникн-е, измен-е или пре­кращ-е правовых отн-й, наз-ся юрид-ми фактами. По волевому фактору (признаку) они делятся на 2 вида: действия и события. События—это факты, кот-е наступают незав-мо от воли людей (н-р, достижение совершеннолетия, болезнь). Сознат-ые действия людей чаще служат причиной возникновения или прекращения кон­кр-х правоотн-й по сравнению с событиями. Этот вид юрид-х фактов делится на: правомерные действия,кот-е соответствуют требованиям норм права и неправомерныедейст­вия —правонаруш-я, кот-е противоречат правовым нор­мам. Неправомерные действия (или правонаруш-я) делят по сте­пени обществ-й опасности на проступки и преступления. Про­ступки, в свою очередь, делятся на гражд-о-правовые, ад­м-ые и дисциплинар-ные. Нередко для возникн-я, измен-я или прекращ-я правоотн-й требуется не один юрид. факт, а совокупность – юрид-й состав. Он делится на: - правообразующие, правоизмен-ие, правопрекращающие.

2.16.Правовое регулир-е – это осуществлен-ная при помощи норм права и др. правовых средств, воздействие на общ-е отн-я с целью их упорядочения. Признаки: - воздействие осущ-ся либо гос-вом, либо с решением гос-ва; - воздействие осущ-ся при помоще норм права. Виды. – с учетом субъектов осущ-х правовое регулир-е, дел-ся на: 1. Гос-е (при помощи НПА); 2. Негос-е (при помощи индивид-х правовых средств – договоры). Предмет правового регул-я: общ-е отнош-я, однако регулир-ся только конкретные волевые отн-я (право не способно регулировать волевые отн-я как процесс,н-р, демограф-е). Пределы прав-го регул-я: - временные (время действие закона), пространств-е (тер-рия гос-ва, региона); - личностные (по кругу лиц на кот-е распр-ся закон). Способы прав-го регул-я – это пути воздействия права на общест-е отн-я. Сущ-ют 3 осн-х (запрет, дозволение, обязывает), и 2 вспомог-х (поощрение, рекомендации) способа прав. рег-я. Типы – это опр-ые режимы регулирования: 1) общедозволит-й (использ-ся в частн. праве и регулир-е строиться по принципу «разрешено все, кроме того, что конкретно разрешено»); 2) разрешительный (использ-ся в публичн. праве и регулир-ие строиться по принципу «разрешено все, кроме того, что конкретно дозволено»). Обратная сила закона – это распр-е действия НПА на факты и отн-я возникшие и сложившиеся до вступления этого акта в силу. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. он распростр-ся только на те факты, кот-е возникли с момента вступления этого акта в силу. Однако в двух случаях закон приобретает обратную силу: 1) если появл-ся закон, кот-й смягчает или устраняет ответств-сть; 2) закон приобретает обратн. силу, если об этом прямо указано в самом законе. Переживание закона – факти-ческое действие НПА формально утратив-шего силу, имеет место тогда, когда закон отменен, а урегулир-ые отн-ия сохраняются.

2.17. Реализация права: понятие и формы. Аналогия закона и аналогия права. Право сущ-ет для того, чтобы целенапр-но воздей­ствовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя определ-ным образом, регулировать общест-ые отн-ния. Реализация права — это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении участников общест-ых отн-ний, практическая деят-ть людей по осущ-нию прав и выполнению юрид-их обяз-тей, в рез-те кот. создается тот порядок общест-ных отн-ний, кот. планируется законодателем при издании правовой нормы. Разл-ют три формы реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование. Соблюдение права предст-ет собой такую реализацию правовых требований, при кот. участники общест-ых отн-ний в своем поведении следуют закону, не допуская его нарушения. Оно выражается в воздержании от действий, запре­щённых правом. Исполнение норм права адресуется конкретным участникам общест-ых отн-ний, кот. в силу своей компетенции, служебного или гражданского долга обязаны выполнять пред­писания закона путем исполнения опред-ых указаний. Оно выражается в активном осущ-нии лицом возложенных на него обязанностей. Использование норм права выражается в осущ-нии участниками правоотн-ний своих субъект-ых прав. Граж­дане свободно выбирают сферу трудовой деятельности, формы образования, удовлетворение культурных и духовных запросов. Особой формой реализации права явл-ся применение норм права. Это властная деят-ть компетентных органов по разрешению конкретного юрид-го дела, в резу-те чего выносится соотв-щий индивид-ый акт. Применение имеет место, когда для реализации права необходимо вмеша­тельство гос-го органа (например, при назначении пенсии, назначении наказания). На 1 стадии устан-тся объективная истина по делу. На 2 стадии опред-ся отрасль права, кот. регулирует подобные отн-ния, устан-ся норма права, кот. рассчитана на данные отн-ния, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалифика­ция содеянному. На 3 стадии прин-ся решение и выносится пра­воприменительный акт. Принятие решения явл-ся осн., завершающей стадией, Аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это применение к неурегулир-му в конкретной норме отн-нию нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема закл-ся в том, что решение по юрид-му делу обяз-но должно иметь правовое основание. Аналогия права — это применение к неурегули­р-му в конкретной норме спорному отн-нию при отсутствии нормы, регулир-щей сходные отн-ния, общих начал и смысла законод-ва. Общие начала и смысл законод-ва — есть не что иное, как принципы права. При аналогии права принципы выполняют непосредственно регу­лир-щую ф-цию и выступают единст-ым нормативно-правовым основанием правопримени­т-го решения. Аналогия права и аналогия закона — исключ-ые средства в праве и требуют соблюдения ря­да опред-ных условий, обеспечивающих пра­вильное их применение. Поэтому, для того чтобы использовать аналогию права, необходимо:1-установить, что данная жизненная ситуация имеет юрид-ий хар-р и требует правового решения; 2-убедиться, что в законод-ве отсут-ет конкретная норма права, приз­ванная регулировать подобные случаи;3-отыскать в законод-ве норму, регулир-щую сходный случай, и на ее основе решить дело (анало­гия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его основе решить дело (аналогия права);4-в решении по делу дать мотивированное объяснение причин примене­ния к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обесп-ся возможность проверить правильность решения дела. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В др. отраслях права аналогия упускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

2.18. Толкование норм права: понятие, способы, виды и субъекты. Толкование права – это сложная и волевая деят-ть органов гос-ва, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан, напр-ая на установление подлинного содержания и смысла правовых норм с целью их реализации и раскрытия выраженной в них воли гос-ва. Способ толкования права — это система, сово­купность спец-ых приемов, методов и средств, используемых правотолкующим субъектом для установления смысла и содержания норм права. К числу осн. способов толк-я права следует отнести: грамматич-й, логический, системат-й, историко-полит-й, спец-но-юрид-й. Граммат-й способ закл-ся в уясне­нии смысла правовой нормы путем анализа ее текста. Подобный способ толкования права основывается на знаниях грамматики, орфографии, синтаксиса и пунк­туации. Осн. цель— постижение смысла правовой нормы через смысл содержащихся в ней слов и сло­восочетаний.

Логический способ. При нем происходит иссле­дование смысла нормативного акта с прим-ем законов логики. В отличие от предыдущего способа толкования, анализу подвергаются не сами слова, а обозначаемые ими термины, понятия, явления и соотношения их между собой. Логическое- имеет целью с помощью правил фор­мальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Систематическое сп-б. Он закл-ся в уяснении смысла конкретной нормы путем сопостав­ления ее с иными нормами. Наиб. чет­ко проявляется этот способ при сопоставлении норм Общей и Особенной частей отрасли права. Историко-политическое сп-б. Позволяет проанализ-ть источ­ники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первонач-е проекты, различные мнения и вы­сказывания в его защиту либо доводы, приводящие­ся не в его пользу. Кроме того, историко-полит-ое толкование позволяет дать ответ на вопрос, достигли рассматриваемый нормативный правовой акт целей, ради которых он принимался, либо нет. Спец-но-юрид-й сп-б. Основ-ся на знании и применении положений юрид. науки, умении правильного использования средств юрид. техники. Рас­толковываемая норма анализируется с позиций смысла и содержания различных терминов, употреб­ляемых в законодательстве. Субъектами толкования могут быть специально уполномоченные гос-ые органы, суды, сами принявшие правовую норму (если они имеют полномочия на аутентичное толкование).Гражданин может быть субъектом толкования для себя, для уяснения смысла и содержания правовой нормы. Однако толкование правовой нормы, осуществленное гражданином, не является офиц-ым, не явл-ся обязат-ым, хотя может использоваться для правотворческой инициативы и др. активных действий в правовой сфере. Виды: Офиц-ое толкование – аутентичное, когда издаётся тем органом кот. издал данный акт. Легальное- издаётся органами на кот. возложена обяз-ть толковать законы и др. н. п. а. Акты офиц. Толкования обязательны для правоприменителя. Субъектами офиц. аутентичного толк-я могут выступать все гос-е органы, организующие пр-с реализации права. Т. о. высшей юрид. силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судкбных инстанций. В правоохранит-ой сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные, директивные письма, приказы) таких ведомств как:минист-во юстиции, высш. арбитражный суд, прокуратура и т.д. Неофиц-ое толкование не явл-ся юрид. обязательным. Сила его в глубине анализа убедительности и обоснованности. Выделяют: обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, кот. даётся специалистами права; доктриальное, исходящее от учённых ведущих исследоват-ую работу в этом направлении. В зав-сти от сферы действия актов разъяснение правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное. Нормативное- предназначено для распр-ния его рез-тов на неопред-й круг лиц и случаев. Казуальное – вызвано вполне опред-ым случаем и преследует осн. целью правильное решение именно данного дела.

2.19. Правомерное поведение и правонарушения. Закономерностью общест-го развития явл-ся утверж­дение правомерного поведения во всех сферах гос-ой и общест-ой жизни. Правомерное поведение — это такое поведение, кот. соотв-ет нормам права. Правомерное поведение характ-ся рядом признаков.1)Протекает в установ-ых законод-вом рамках. 2)Явл-ся соц-но полезным, не противоречащим обществ-ым интересам и целям, что составляет его социальную
сторону. 3)Явл-ся осознанным, что составляет его субъект-ую
сторону. Наиб. распростр-ая классификация правомерного поведения основывается на его мотивах, в соот. с кот. выд-ся след. виды поведения:1)Соц-но активное. Соц-но-правовая активность лич­ности пред-ет собой наиб. высокий уровень правомер­ного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одо­бряемой гос-вом и обществом, деят-ти в правовой
сфере.2)Конформистское-деяние, основанное на подчинении
правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего сознания, без высокой правовой активности.2)Маргинальное, или пограничное-отражает такое сос­тояние индивида, кот. находится на грани антиобщест-го проявления, ведущего к правонарушению, однако таким
не становится в силу ряда причин и обстоятельств. Это деяние,
кот. точно соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием гос-го принуждения, из страха.

Антиподом правомерного поведения явл-ся противоправ­ное поведение. Оно нарушает предписания правовых норм и наносит вред обществу, в силу чего признается правонаруше­нием. Правонарушение — это виновное противоправное деяние, со­вершенное деликтоспособным лицом, посягающее на интересы об­щества, личности и влекущее применение мер гос-го принуждения к лицу, его совершившему. В зависимости от соц-ой опасности все правонар-ия подразд-ся на преступления и проступки. Преступления (уголовные правонарушения) отличаются мак­сим-ной степенью общест-ой вредности, посягают на наи­б. значимые интересы, охраняемые уголовным законод-вом. Проступки отличаются меньшей степенью соц-ой опас­ности. В свою очередь они подразделяются на гражданские, дисциплинарные и административные. -Гражданские—правонар-ия, связ-е с наруш-ем
имущест-ых и, в некоторых случаях, неимущест-ых прав граждан, юрид-х лиц и гос-ва. -Дисциплинарные правонар-ия имеют место там, где
нарушаются правила внутр. распорядка, уставы и положения о дисциплине, определяющие трудовой распо­рядок на предприятиях, учреждениях и организациях. -Административные правонар-ия посягают на общест-ый порядок, права и свободы граждан, на порядок управления, гос-ую собств-сть.

2.20. Юридическая ответст-ть: понятие, признаки и виды. Юрид.ответ-ть как реакция гос-ва и об­щества на совершенное правонар-ие пред-ет собой меру гос-го принуждения, состоящую в необходимости претерпевания виновным опред-ых лишений личного или иму­щес-го хар-ра. Юрид-я ответст-ть характер-ся след. признаками: 1) устанавл-тся гос-вом в правовых нор­мах; 2) опирается на гос-нное принуждение; 3) связана с возложением новой дополнительной обязанности; выражается в опред-ых отрицательных последствиях личного, имущест­-го и организац-ого хар-ра; 4) осущ-ся в процессуальной форме; 5) наступает только за совершенное правонар-ние. Принято выделять след. виды юрид. ответст-ти:1. Уголовная ответст-ть наступает за совершение пре­ступления. Наказание назначается искл-но судом. Уго­ловное право располагает многообразными видами наказания. Среди них такие, как лишение свободы, смертная казнь и т. д. Субъектами угол. наказания могут быть только физич. лица, виновные в совершении преступления, предусмотрен­ного нормами угол. права.2.Административная ответственность наступает за соверше­ние админист-го проступка и выражается, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. д.3.Гражданско-правовая ответст-ть наступает за нару­шения договорных обязательств имущественного характера или причинение имущественного внедоговорного вреда.4.Дисциплинарная ответст-ть наступает за совершен­ные лицом дисцип-рные проступки. Меры дисциплинарного изыскания, предус-ые ст. 135 КЗОТ РФ,—замечание, строгий выговор, увольнение.5.Материальная ответст-ть наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

 

 

3.1. Понятие, предмет, принцип гражд. права.- это сист. правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущ-е отношения, основанные на независимости, имущественной самост-ти и юрид-м равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе. Предмет гр.права - общ-е отношения, кот-е оно регулирует. Эти отношения делятся на:1.Имущ-е отношения,т.е. отношения между людьми по поводу материальных благ, кот-е включают в себя: отношения статики,т.е. отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права); отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязател-ое право, наследование).

2.Личные неимущест-е отно-я - возникающие м/у людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экон. содержания: •личные неимущественные отно-я, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства).•личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством кот-х право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их. Принципы граж.пр. - это закрепленные в правовых актах общеобяз-е положения.:-юрид. равенство участников;- неприкосновенность собст-ти, принудительное отчуждение кот-й допускается только в установленных законом случаях;- недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; этот принцип в основном ориентирован на защиту от действий публичной власти; свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определенииегоусловий;-принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте;-принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты;-недопустимость злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.

3.2 Особен-ти, содержание, виды граж. правоот-й. Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами граж.пр. фактическое общественное отношение, участники кот-го яв-ся юрид. равными носителями гражд. прав и обязанностей. В гражд. правоотн-и получают свое конкретное выражение абстрактные нормы гражд.пр. Особенности граж. прав-я: 1) самостоятельность, имущественная обособленность и юрид. ра­венство субъектов граж. правоотн-я;2)основные юрид. факты, ведущие к возникновению граж. правоотн-я, - это сделки, т.е. акты свободного волеизъ­явления участников правоотношения; 3)возможность самостоятельного определения содержания правоотн-я его участниками (свобода договора); 4)имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражд-х прав и неисполнение гражд-х обязаннос­тей; 5)преимущественно судебный порядок защиты нарушенных граж. прав. Структура гражд. правоотн-я: субъекты правоотн-я;объекты правоотн-я; содержание правоотн-я. Субъекты гражд. правоотн-я - лица, обладающие граж­д. правами и несущие гражд. обязанности в связи с участием в гражд. Правоот-и. Ими могут быть – физич-е,юрид-е лица; Объект гражд. правоот-я - то благо (материальное или не­материальное), по поводу кот-го возникает правоот-е и в отно­шении кот-го участники правоот-я обладают правами и обязан­ностями. К объектам относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Содержание гражд. правоот-я - это субъективные гражд. права и обязанности субъектов гражд. правоот-я. Субъек­тивные права и обязанности тесно связаны между собой, и каждому субъек­тивному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица. Так, в договоре займа праву заимодавца полу­чить назад данные в заем деньги соответствует обязанность заемщика вер­нуть долг. Виды граж. правоот-й. 1) в зависим-ти от общ-го отн-я, урегул-е нормой гражд. права:имущ-е и личные, не имущ-е правоот-я;2) в зависим. от структуры межсубъектной связи:относит-е(управомоч. лицу противостоят как обязанные строго опред. лица) и абсол-е (управ. лицу противостоит неопред. число обяз-х лиц)3) в завис. от способов удовлет. интересов управ-го лица: вещные (интерес управом. лица удовлет. за счет полезных своист вещей путем его непосред. взаимодейст. с вещью) и обязат-е (интерес управом. лица м.б. удовлет-н только за счет опред-х действий обязанного лица по предоставлению управомоч-му лицу материальных благ);4) по хпр-ру распрост-я прав и обяз-й: простые и сложные 5) по возможности изменения субъект состава: сингулярные (изменение субъекта осущ-ся в рамках одного правоот-я) и универс-е (происходит замена лица в нескольк. правоотн-я. Граж. правоот-я возникают с наступлением опред-х обст-в, юрид. фактов. Все юрид-е факты делятся на 2 гр. 1)действие(соверш-ся по воле чел-ка:закл-е договора, исполнен-е обяз-в) 2) события (обст-ва, протекающее не зависимо от воли чел-ка). Действие м.б. правомерными (сделки) и не правомер-ми (убийсиво чел-ка).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: