НПА-исходит от компетентных органов гос. власти, обще обязателен, письменно оформлен с наблюдением всех процедур, велением в котором устанавливает, изменяет и обменивает правовые нормы.
Признаки НПА: 1)выражен в соотве-ем док-ом в виде, с соблюдением форм и реквизитов; 2)обладает волевым хар-ом, фиксирует волю гос-ва или отд-го чел-ка; 3) яв-ся необходимым условием правого регулир-ия, средством донесения вои от законодателей к исполнителям; 4)НПА-издается только правотворческим органом; 5)комплексный НПА затрагивающий межведомственные интересы м.б. принят процедурой согласования; 6)все НПА проходят опубликование и регистрацию в мин-ве юстиции; 7)НПА содержит правила поведения, распространяющийся на неограниченный круг лиц и рассчитана на многократное примеение. Виды НПА: по основанию их юрид-ой силы выделяют 1) Конст-ия – то принятый в особом порядке законод-ый акт высшей юрид-ой силой закрепляющий значимые особенности политике и эк-ке гос-ва. Дополнение и изменения в Конс-ии, вносится путем референдумом; 2) Законы - законод-ый акт регул-щие значимые для гос-ой и общественной области отнош-ия. Признаки законов: их издания входят в исключительную компетенцию органов закон-ой власти или референдума; закон-это первичный акт,т.е в нем содержится юрид-ие предписания представляющие собой отправные начала правовой сис-мы; облодает высшей юрид-ой силой; м.б. дополнен и изменен законом. Стадии принятия закона: законод-ая инициатива (Гос. Дума и все гражд-е), прект закона, обсуждение (чтение), принятие, опубликование. 3) Подзаконные акты – это НПА гос-х органов и компитентных должностных лиц, изданных во исполнение законов на их основании и им не противоречат. Виды: - распоряжения президента; - указы презид-а; - постановления и распоряжения прав-ва; - приказы и распор-ия руководства, министерств и ведомства; - инструкции центр. банка; - постанов-е правительств субъектов федераций; - распоряжение мэров и губернаторов; акты органов местного самоуп-ия. В зависимости от сферы НПА бывают: общегосуд-е, регион-ые, или распространяются на обозначенную в НПА круг лиц. Систематизация НПА -это деят-ть по обеспечению системности права при приведении действующих НПА в единую согласованную и целостную систему. Способы сист-ции: 1) кодификация; 2)консолидация; 3)инкорпорация. Кодификация-это вид правотворчества обеспечивающий системное норм-ое регламент-ие общественных отношений путем изданий единого юридически и логически целостного НПА, выражающий содержание и юрид-ую специфику, структурно обусловленного подразделения сис-мы права. Кодекс- это кодифицир-ый законодат-ый акт объединенный с целью регламентирования какой-либо отрасли права. Устав-кодеф-ый акт содержащий нормы регламент-щие деят-ть опред-ой орган-ции. Положение-кодиф-ый акт определяющую структуру задачи, фун-цию их компетенцию определенной орган-ции.
Консолидация-сведение нескольких норм. прав-ых актов в единый акт, когда в отличии от кодиф-ции нормы права и НПА не объединены в автономную отрасль права.Цель конс-ции: устранение нормы права, унификация норм права, создание крупных однородных блоков в структуре законодательства. Инкорпорация – упорядочивания системы НПА путем издания компетентными органами сборников, сводов действующих НПА-ов.
2.12.Сис-ма права (СП): понятие, признаки, составные элементы. Сис-мы права – это строение права того или иного гос-ва и деление его на взаимод-ие и взаимодоп-ия отрасли. Признаки СП: 1)СП харак-ся объективностью, т.е. создается не по произвольному усмотрению людей, а обусловленном развитии общест-ых отношений; 2) СП создается на основе единых принципов и подходов; 3)СП харак-ся согласованностью, т.е. возникающие противоречия должны своевременно устраняться законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующих НПА; 4) для СП характерны не только внутренняя связь м-у ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, полит-ой, эк-ой и идеологией.СП-это внутренняя структура права выражающая согласованность и единство составных его юрид-х норм и вместе с тем объективно необходимое деление их на отрасли и инст-ты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами обществ-ых отн-ий. Элементы системы Рос-го права. Вертикальное строение права:1)отрасль права-это совок-ть прав-ых норм, регул-щих к-л сферу общест-ых- отн-ий; 2) подотрасль права–часть правовой отрасли, регул-ая определенную область общест-ых отношений, обычно это касается отраслей, где накоплено значительный массив правовых норм; 3)инс-т права –совокупность правовых норм, внутри отрасли права регулир-щих к.-л. вид общест-ых отношений, в каждой отрасли можно выделить множество интс-ов; 4) нормы права- это обязательное правило поведения, кот-е охроняется силой гос-го принуждения; 5) правовое предписание-часть нормы права, логически завершенное и обусловленное в законе.Горизонтальное строение права. Позволяет увидеть все отрасли его составляющих. Состоит из 2-х групп отраслей: 1. Регулятивные отрасли права, т.е. те отрасли в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъекта. К ним относится: а) Конст-ое право- закрепляет основ гос-ва и общественного строя страны, правового положения личности, сис-мы орг-ов гос-ва и их основные полномочия (глав. НПА яв-ся Конст-ия); б)админ-е право – регулирует общест-ые отн-ия, возникающих в процессе исполнительно-распоряд-ой деят-ти гос-ва (осн-ой НПА- Кодекс об админ-ых правонарушениях); в) фин-е право – регулир-ют вопросы доходов и расходов гос-ва, (основные НПА Налог-ый кодекс, закон о гос-ом бюджете); г)гражд-е право-охраняет различные имуществ-е, личные неимущ-ые и др. права (осн. НПА гражд. Кодекс, к-ый имеет подотрасли: авторское право, потентное право, наслед-ое, торговое и т.д.); д) банков-е право – регул-ют создание банков принципы их деятельности и руководство коммерческими банками (осн. НПА закон о банковской деят-ти, закон о центр-ом банке Р.Ф.); е)предприним-ое пр. – регул-т эк-е рыночные отн-ия (закон о монополиях, гражд. кодекс); ж) трудовое пр. – регул-т общественные отношения связанные с применением труда (труд-ой кодекс); з)жилищное пр.-регул-т порядок в предост-ии и использовании жилья (жилищ. кодекс);
и)семейное пр. –регул. Брачные и семенные отн-я (семей-й код.); к)природно ресурсное пр.- определяет порядок выполнение пользования и распоряжения природными ресурсами (земел. код-с,закон о недрах, водный код-с); л) экол-е пр.- процесс выделения в самостоят-ую отрасль не завершен, т. е. НПА рассредоточен по различным документам. 2. Охранительная отрасль –направлена на защиту право нарушений, безопасности личности и гос-ва: а) угол-е пр. –сис-ма юрид-х норм, кот-ый устанавливает к.-л. деяния являются общественно опасными (угол. код-с); б)угол-проц. пр.-объединение норм определяющих порядок назначения и наказания (угол.-проц. код-с); в)гражд. проц. пр.-рег-ет порядок рассмотрения споров в кот-х хотя бы одна сторона гражданское (гражд. процес. код-с); г)арбитражное право-рег-ет порядок рассмотрение споров м-у организациями и гос-ми органами.
2.13.Правотворчество:понятие,принципы,субъекты и формы (виды). Правотворчество деят-сть направлена на установление, изменение или отмену нормы права. Правительство-гос-ая деят-ть по скольку установ-е норм позитивного права яв-ся прирогативой (исключительное право) гос-ва. Принципы: - демократизма, правотворческой деят-сть занимаются различные органы и организации. В правотворческой деят-ти иногда принимают участие население (референдум); - прин-п законности - выражается в правительственной деят-стью различные органы и организации могут заниматься только в пределах своей компетенции.; - п-п научности - осуществляется на научных основах; п-п профессионализма – НПА должны создаваться либо профессиональными либо с привлечением профессионалов; - п-п оперативности – правотворчество должно оперативно реагировать на изменение происходящий в общественной жизни, а т.ж. оценивать НПА на предмет их эффективности. Субъекты правотворчества – лица осуществляющие правотворческую деят-ть, основ-и субъек-и правотворчества яв-ся гос-ые и негос-е органы и организации, при этом последняя субъектами правотворчества становится санкции гос-ва, а именно тогда, когда гос-во делегирует часть своих полномочий. В настоящее время органы местного самоуправ-ия – это негос-ые органы, но они осуществляют правотворческую деят-ть. Правотворчество необходимо отличать от правообразования –это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1) возникновение общественных отношений, нуждающиеся в правовом регулировании; 2) осознании необходимости правового регулирования данных общественных отношений; 3) правообразование переходит стадию правотворчества на этом этапе устанавливается необходимые нормы права.
Виды. I. С учетом субъектов правотворчества:1. Правит-во гос-х органов и организаций.2. Правит-во негос-х органов и организаций.3. Совместное правотворчество (1+2). 4. Народное правотворчествоII. С учетом способов установления правовых норм:1. Непосредственную правоустановленную деят-ть.2. Санкционирование - харак-ся тем, что органы гос-ва придают юрид-ю силу каким либо не правовым нормам, чаще всего это происходит с правовыми обычиями.
2.14.Правовые отнош-я – это урегулированныенормамиправа и охраняет общ-е отн-я участники кот-х связаны м/у собой субъективными правами и юрид-ми обяз-ми. Признаки: - правоотношения – волевые общ-ые отн-я. Волевой хар-р выраж-ся гос-ой воли, и волеизъявлении участников правоотн-ий. – правоотнош-я – это общ-е отн-я охраняемые гос-вом, и возникающие на основе норм позитивного права; - участники правоотн-ий явл-ся носителями субъективн-х прав и юрид-х обязанностей. Состав правоотн-й: харак-ет структуру, элементы из кот-х складываются правоотношения. Элементы правоотношений: 1) субъекты правоотн-й, т.е. лица м/у кот-ми возникают правоотн-я, поэтому в правоотн-я принято выделять 2 стороны: управомоченных и обязанных. 2) содержание правоотношений кот-е образуют субъективные права и юрид-е обязанности; 3) объекты, т.е. то по поводу чего возникают, складываются правоотн-я. Правоотн-я в юрид-й науке принято классифицировать по разл-м основаниям: 1) по отраслевому признаку (гражданск.,конституцион-й, уголовн. правоотн-я); 2) с учетом осн-х видов правовых норм по кот-м правоотн-я подразделяются регулятивные и охранительные; 3) по степени определенности субъектов правоотношения. Правоотн-я раздел-ся на: относительные, абсолютные и общие. В относит-х правоотн-ях четко определены и конкретизированы обе стороны: управомочанная и обязанная. В абсолютных четко определена и конкретезирована управомоченная сторона. Обязанной стороной явл-ся «любой и каждый» (воинская обязанность). Общие правоотн-я – четко не определены и конкретизированы обе стороны: это правоотн-я м/у «всеми и всеми» (договор м/у министерствами.
2.15. Субъект, объект и содерж-е правоотн-й. Субъект права - это индивиды и орг-ции, кот-е могут быть участниками правоотн-ий, т.е. носителями субъективных прав и юрид-х обязанностей. Отличия субъектов права от субъектов правоотн-ий в том, что субъекты права – это возможные потенциальные участники правоотн-ий, а субъекты правоотн-ий – это реальные участники правоотн-й. Субъектами правоотн-й выступают как отдельные граждане, гос-ые, обществ-е и иные орг-ции, так и само гос-во, его составн. части. Граждане как субъекты права наз-ся физ-ми лицами, орг-ции—юрид-ми лицами. Иногда выделяют еще одну категорию субъектов: социальные общности (точка зрен-я профессора Алексеева) – народ, нации, трудовые коллективы. бля того чтобы быть субъектом правоотн-й индивиды и орг-ции должны обладать таким качеством как правосубъектность (способность быть субъектом права, включает 2 эл-нта: правоспос-ть и дееспособ-ть). Правоспособность — это способность иметь права и обяз-сти, а дееспособ-ть —это способ-ть своими осознанными действиями осуществлять принадлежащие ему права, а т.ж исполнять возложен-е на него обязан-ти. Разновидностью дееспособ-ти явл-ся деликтоспособ-ть – этоспособность самост-но нести юрид-ю ответств-ть за правонарушения. Содержание правоотн-я бывает материальное и юрид-е. Матер-ое содержание правоотн-й составляют сами фактические обществ-е отн-я. Юрид-е содержание – составляют субъективные права и юрид-е обязан-ти. Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта правоотн-я. В субъективном праве принято выделять 3 элемента, кот-е наз-ся правомочиями: 1) право на положит-е действия; 2) право требования- возможность управомоч-й стороны требовать поведения от обязанной стороны (дог-р займа); 3) право притязания – это возможность управомоч-й строны обратиться в компетентные органы за защитой нарушенных прав и интересов. Юрид-я обязанность в правоотн-й – это мера должного необх-го поведения правоотн-й. Юрид-я обязан-ть правоотн-я имеет опр-ую структуру в составе к-рой обычно выделяются 2 элем-та: 1) пассивн. обязан-ть – это обязан-ть воздерживаться от соверше-ния к-либо действий (воздержаться от правонаруш-й); 2) активн. обязан-ть – обязан-ть совершать опр-ые действия (платить налоги). Объекты правоотн-й – это те соц-е блага по поводу кот-х возникают те или иные правоотн-я и на кот-е направлены субъект-е права и юрид-е обяз-сти. Объекты делятся на матер-е (вещи, недвижимость, ценные бумаги, деньги) и нематер-е (жизнь, здоровье, честь, достоинство, образ-е). Кроме матер-х и нематер-х нередко к объектам относят действие и рез-тат действия обязанной стороны. Жизнен-е обстоят-ва, с кот-ми законодатель связывает возникн-е, измен-е или прекращ-е правовых отн-й, наз-ся юрид-ми фактами. По волевому фактору (признаку) они делятся на 2 вида: действия и события. События—это факты, кот-е наступают незав-мо от воли людей (н-р, достижение совершеннолетия, болезнь). Сознат-ые действия людей чаще служат причиной возникновения или прекращения конкр-х правоотн-й по сравнению с событиями. Этот вид юрид-х фактов делится на: правомерные действия,кот-е соответствуют требованиям норм права и неправомерныедействия —правонаруш-я, кот-е противоречат правовым нормам. Неправомерные действия (или правонаруш-я) делят по степени обществ-й опасности на проступки и преступления. Проступки, в свою очередь, делятся на гражд-о-правовые, адм-ые и дисциплинар-ные. Нередко для возникн-я, измен-я или прекращ-я правоотн-й требуется не один юрид. факт, а совокупность – юрид-й состав. Он делится на: - правообразующие, правоизмен-ие, правопрекращающие.
2.16.Правовое регулир-е – это осуществлен-ная при помощи норм права и др. правовых средств, воздействие на общ-е отн-я с целью их упорядочения. Признаки: - воздействие осущ-ся либо гос-вом, либо с решением гос-ва; - воздействие осущ-ся при помоще норм права. Виды. – с учетом субъектов осущ-х правовое регулир-е, дел-ся на: 1. Гос-е (при помощи НПА); 2. Негос-е (при помощи индивид-х правовых средств – договоры). Предмет правового регул-я: общ-е отнош-я, однако регулир-ся только конкретные волевые отн-я (право не способно регулировать волевые отн-я как процесс,н-р, демограф-е). Пределы прав-го регул-я: - временные (время действие закона), пространств-е (тер-рия гос-ва, региона); - личностные (по кругу лиц на кот-е распр-ся закон). Способы прав-го регул-я – это пути воздействия права на общест-е отн-я. Сущ-ют 3 осн-х (запрет, дозволение, обязывает), и 2 вспомог-х (поощрение, рекомендации) способа прав. рег-я. Типы – это опр-ые режимы регулирования: 1) общедозволит-й (использ-ся в частн. праве и регулир-е строиться по принципу «разрешено все, кроме того, что конкретно разрешено»); 2) разрешительный (использ-ся в публичн. праве и регулир-ие строиться по принципу «разрешено все, кроме того, что конкретно дозволено»). Обратная сила закона – это распр-е действия НПА на факты и отн-я возникшие и сложившиеся до вступления этого акта в силу. По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. он распростр-ся только на те факты, кот-е возникли с момента вступления этого акта в силу. Однако в двух случаях закон приобретает обратную силу: 1) если появл-ся закон, кот-й смягчает или устраняет ответств-сть; 2) закон приобретает обратн. силу, если об этом прямо указано в самом законе. Переживание закона – факти-ческое действие НПА формально утратив-шего силу, имеет место тогда, когда закон отменен, а урегулир-ые отн-ия сохраняются.
2.17. Реализация права: понятие и формы. Аналогия закона и аналогия права. Право сущ-ет для того, чтобы целенапр-но воздействовать на волю и сознание людей, побуждая их вести себя определ-ным образом, регулировать общест-ые отн-ния. Реализация права — это воплощение предписаний правовых норм в правомерном поведении участников общест-ых отн-ний, практическая деят-ть людей по осущ-нию прав и выполнению юрид-их обяз-тей, в рез-те кот. создается тот порядок общест-ных отн-ний, кот. планируется законодателем при издании правовой нормы. Разл-ют три формы реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование. Соблюдение права предст-ет собой такую реализацию правовых требований, при кот. участники общест-ых отн-ний в своем поведении следуют закону, не допуская его нарушения. Оно выражается в воздержании от действий, запрещённых правом. Исполнение норм права адресуется конкретным участникам общест-ых отн-ний, кот. в силу своей компетенции, служебного или гражданского долга обязаны выполнять предписания закона путем исполнения опред-ых указаний. Оно выражается в активном осущ-нии лицом возложенных на него обязанностей. Использование норм права выражается в осущ-нии участниками правоотн-ний своих субъект-ых прав. Граждане свободно выбирают сферу трудовой деятельности, формы образования, удовлетворение культурных и духовных запросов. Особой формой реализации права явл-ся применение норм права. Это властная деят-ть компетентных органов по разрешению конкретного юрид-го дела, в резу-те чего выносится соотв-щий индивид-ый акт. Применение имеет место, когда для реализации права необходимо вмешательство гос-го органа (например, при назначении пенсии, назначении наказания). На 1 стадии устан-тся объективная истина по делу. На 2 стадии опред-ся отрасль права, кот. регулирует подобные отн-ния, устан-ся норма права, кот. рассчитана на данные отн-ния, уясняется смысл и содержание выбранной нормы, дается юридическая квалификация содеянному. На 3 стадии прин-ся решение и выносится правоприменительный акт. Принятие решения явл-ся осн., завершающей стадией, Аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона — это применение к неурегулир-му в конкретной норме отн-нию нормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость применения данного приема закл-ся в том, что решение по юрид-му делу обяз-но должно иметь правовое основание. Аналогия права — это применение к неурегулир-му в конкретной норме спорному отн-нию при отсутствии нормы, регулир-щей сходные отн-ния, общих начал и смысла законод-ва. Общие начала и смысл законод-ва — есть не что иное, как принципы права. При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулир-щую ф-цию и выступают единст-ым нормативно-правовым основанием правоприменит-го решения. Аналогия права и аналогия закона — исключ-ые средства в праве и требуют соблюдения ряда опред-ных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому, для того чтобы использовать аналогию права, необходимо:1-установить, что данная жизненная ситуация имеет юрид-ий хар-р и требует правового решения; 2-убедиться, что в законод-ве отсут-ет конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;3-отыскать в законод-ве норму, регулир-щую сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип права и на его основе решить дело (аналогия права);4-в решении по делу дать мотивированное объяснение причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым обесп-ся возможность проверить правильность решения дела. В области уголовного права аналогия закона и аналогия права не допускаются, поскольку действует непреложный принцип «нет преступления без указания на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В др. отраслях права аналогия упускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.
2.18. Толкование норм права: понятие, способы, виды и субъекты. Толкование права – это сложная и волевая деят-ть органов гос-ва, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан, напр-ая на установление подлинного содержания и смысла правовых норм с целью их реализации и раскрытия выраженной в них воли гос-ва. Способ толкования права — это система, совокупность спец-ых приемов, методов и средств, используемых правотолкующим субъектом для установления смысла и содержания норм права. К числу осн. способов толк-я права следует отнести: грамматич-й, логический, системат-й, историко-полит-й, спец-но-юрид-й. Граммат-й способ закл-ся в уяснении смысла правовой нормы путем анализа ее текста. Подобный способ толкования права основывается на знаниях грамматики, орфографии, синтаксиса и пунктуации. Осн. цель— постижение смысла правовой нормы через смысл содержащихся в ней слов и словосочетаний.
Логический способ. При нем происходит исследование смысла нормативного акта с прим-ем законов логики. В отличие от предыдущего способа толкования, анализу подвергаются не сами слова, а обозначаемые ими термины, понятия, явления и соотношения их между собой. Логическое- имеет целью с помощью правил формальной логики выявить то, что законодатель желал выразить в тексте закона, но не выразил. Систематическое сп-б. Он закл-ся в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с иными нормами. Наиб. четко проявляется этот способ при сопоставлении норм Общей и Особенной частей отрасли права. Историко-политическое сп-б. Позволяет проанализ-ть источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первонач-е проекты, различные мнения и высказывания в его защиту либо доводы, приводящиеся не в его пользу. Кроме того, историко-полит-ое толкование позволяет дать ответ на вопрос, достигли рассматриваемый нормативный правовой акт целей, ради которых он принимался, либо нет. Спец-но-юрид-й сп-б. Основ-ся на знании и применении положений юрид. науки, умении правильного использования средств юрид. техники. Растолковываемая норма анализируется с позиций смысла и содержания различных терминов, употребляемых в законодательстве. Субъектами толкования могут быть специально уполномоченные гос-ые органы, суды, сами принявшие правовую норму (если они имеют полномочия на аутентичное толкование).Гражданин может быть субъектом толкования для себя, для уяснения смысла и содержания правовой нормы. Однако толкование правовой нормы, осуществленное гражданином, не является офиц-ым, не явл-ся обязат-ым, хотя может использоваться для правотворческой инициативы и др. активных действий в правовой сфере. Виды: Офиц-ое толкование – аутентичное, когда издаётся тем органом кот. издал данный акт. Легальное- издаётся органами на кот. возложена обяз-ть толковать законы и др. н. п. а. Акты офиц. Толкования обязательны для правоприменителя. Субъектами офиц. аутентичного толк-я могут выступать все гос-е органы, организующие пр-с реализации права. Т. о. высшей юрид. силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судкбных инстанций. В правоохранит-ой сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные, директивные письма, приказы) таких ведомств как:минист-во юстиции, высш. арбитражный суд, прокуратура и т.д. Неофиц-ое толкование не явл-ся юрид. обязательным. Сила его в глубине анализа убедительности и обоснованности. Выделяют: обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, кот. даётся специалистами права; доктриальное, исходящее от учённых ведущих исследоват-ую работу в этом направлении. В зав-сти от сферы действия актов разъяснение правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное. Нормативное- предназначено для распр-ния его рез-тов на неопред-й круг лиц и случаев. Казуальное – вызвано вполне опред-ым случаем и преследует осн. целью правильное решение именно данного дела.
2.19. Правомерное поведение и правонарушения. Закономерностью общест-го развития явл-ся утверждение правомерного поведения во всех сферах гос-ой и общест-ой жизни. Правомерное поведение — это такое поведение, кот. соотв-ет нормам права. Правомерное поведение характ-ся рядом признаков.1)Протекает в установ-ых законод-вом рамках. 2)Явл-ся соц-но полезным, не противоречащим обществ-ым интересам и целям, что составляет его социальную
сторону. 3)Явл-ся осознанным, что составляет его субъект-ую
сторону. Наиб. распростр-ая классификация правомерного поведения основывается на его мотивах, в соот. с кот. выд-ся след. виды поведения:1)Соц-но активное. Соц-но-правовая активность личности пред-ет собой наиб. высокий уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой гос-вом и обществом, деят-ти в правовой
сфере.2)Конформистское-деяние, основанное на подчинении
правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего сознания, без высокой правовой активности.2)Маргинальное, или пограничное-отражает такое состояние индивида, кот. находится на грани антиобщест-го проявления, ведущего к правонарушению, однако таким
не становится в силу ряда причин и обстоятельств. Это деяние,
кот. точно соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием гос-го принуждения, из страха.
Антиподом правомерного поведения явл-ся противоправное поведение. Оно нарушает предписания правовых норм и наносит вред обществу, в силу чего признается правонарушением. Правонарушение — это виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом, посягающее на интересы общества, личности и влекущее применение мер гос-го принуждения к лицу, его совершившему. В зависимости от соц-ой опасности все правонар-ия подразд-ся на преступления и проступки. Преступления (уголовные правонарушения) отличаются максим-ной степенью общест-ой вредности, посягают на наиб. значимые интересы, охраняемые уголовным законод-вом. Проступки отличаются меньшей степенью соц-ой опасности. В свою очередь они подразделяются на гражданские, дисциплинарные и административные. -Гражданские—правонар-ия, связ-е с наруш-ем
имущест-ых и, в некоторых случаях, неимущест-ых прав граждан, юрид-х лиц и гос-ва. -Дисциплинарные правонар-ия имеют место там, где
нарушаются правила внутр. распорядка, уставы и положения о дисциплине, определяющие трудовой распорядок на предприятиях, учреждениях и организациях. -Административные правонар-ия посягают на общест-ый порядок, права и свободы граждан, на порядок управления, гос-ую собств-сть.
2.20. Юридическая ответст-ть: понятие, признаки и виды. Юрид.ответ-ть как реакция гос-ва и общества на совершенное правонар-ие пред-ет собой меру гос-го принуждения, состоящую в необходимости претерпевания виновным опред-ых лишений личного или имущес-го хар-ра. Юрид-я ответст-ть характер-ся след. признаками: 1) устанавл-тся гос-вом в правовых нормах; 2) опирается на гос-нное принуждение; 3) связана с возложением новой дополнительной обязанности; выражается в опред-ых отрицательных последствиях личного, имущест-го и организац-ого хар-ра; 4) осущ-ся в процессуальной форме; 5) наступает только за совершенное правонар-ние. Принято выделять след. виды юрид. ответст-ти:1. Уголовная ответст-ть наступает за совершение преступления. Наказание назначается искл-но судом. Уголовное право располагает многообразными видами наказания. Среди них такие, как лишение свободы, смертная казнь и т. д. Субъектами угол. наказания могут быть только физич. лица, виновные в совершении преступления, предусмотренного нормами угол. права.2.Административная ответственность наступает за совершение админист-го проступка и выражается, в таких мерах, как штраф, лишение специального права и т. д.3.Гражданско-правовая ответст-ть наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или причинение имущественного внедоговорного вреда.4.Дисциплинарная ответст-ть наступает за совершенные лицом дисцип-рные проступки. Меры дисциплинарного изыскания, предус-ые ст. 135 КЗОТ РФ,—замечание, строгий выговор, увольнение.5.Материальная ответст-ть наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей.
3.1. Понятие, предмет, принцип гражд. права.- это сист. правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущ-е отношения, основанные на независимости, имущественной самост-ти и юрид-м равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе. Предмет гр.права - общ-е отношения, кот-е оно регулирует. Эти отношения делятся на:1.Имущ-е отношения,т.е. отношения между людьми по поводу материальных благ, кот-е включают в себя: отношения статики,т.е. отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права); отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязател-ое право, наследование).
2.Личные неимущест-е отно-я - возникающие м/у людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экон. содержания: •личные неимущественные отно-я, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки, литературы и искусства).•личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).
Метод правового регулирования - это совокупность приемов, средств, способов, посредством кот-х право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их. Принципы граж.пр. - это закрепленные в правовых актах общеобяз-е положения.:-юрид. равенство участников;- неприкосновенность собст-ти, принудительное отчуждение кот-й допускается только в установленных законом случаях;- недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; этот принцип в основном ориентирован на защиту от действий публичной власти; свобода договора: лицо самостоятельно выбирает партнера по договору, стороны свободны при заключении договора и определенииегоусловий;-принцип диспозитивности (то есть самостоятельности и инициативы) в реализации своих прав и несении риска от участия в гражданском обороте;-принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и защиты;-недопустимость злоупотребления правом, в частности действий, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу.
3.2 Особен-ти, содержание, виды граж. правоот-й. Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами граж.пр. фактическое общественное отношение, участники кот-го яв-ся юрид. равными носителями гражд. прав и обязанностей. В гражд. правоотн-и получают свое конкретное выражение абстрактные нормы гражд.пр. Особенности граж. прав-я: 1) самостоятельность, имущественная обособленность и юрид. равенство субъектов граж. правоотн-я;2)основные юрид. факты, ведущие к возникновению граж. правоотн-я, - это сделки, т.е. акты свободного волеизъявления участников правоотношения; 3)возможность самостоятельного определения содержания правоотн-я его участниками (свобода договора); 4)имущественный характер правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражд-х прав и неисполнение гражд-х обязанностей; 5)преимущественно судебный порядок защиты нарушенных граж. прав. Структура гражд. правоотн-я: субъекты правоотн-я;объекты правоотн-я; содержание правоотн-я. Субъекты гражд. правоотн-я - лица, обладающие гражд. правами и несущие гражд. обязанности в связи с участием в гражд. Правоот-и. Ими могут быть – физич-е,юрид-е лица; Объект гражд. правоот-я - то благо (материальное или нематериальное), по поводу кот-го возникает правоот-е и в отношении кот-го участники правоот-я обладают правами и обязанностями. К объектам относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Содержание гражд. правоот-я - это субъективные гражд. права и обязанности субъектов гражд. правоот-я. Субъективные права и обязанности тесно связаны между собой, и каждому субъективному праву одного лица соответствует определенная субъективная обязанность другого лица. Так, в договоре займа праву заимодавца получить назад данные в заем деньги соответствует обязанность заемщика вернуть долг. Виды граж. правоот-й. 1) в зависим-ти от общ-го отн-я, урегул-е нормой гражд. права:имущ-е и личные, не имущ-е правоот-я;2) в зависим. от структуры межсубъектной связи:относит-е(управомоч. лицу противостоят как обязанные строго опред. лица) и абсол-е (управ. лицу противостоит неопред. число обяз-х лиц)3) в завис. от способов удовлет. интересов управ-го лица: вещные (интерес управом. лица удовлет. за счет полезных своист вещей путем его непосред. взаимодейст. с вещью) и обязат-е (интерес управом. лица м.б. удовлет-н только за счет опред-х действий обязанного лица по предоставлению управомоч-му лицу материальных благ);4) по хпр-ру распрост-я прав и обяз-й: простые и сложные 5) по возможности изменения субъект состава: сингулярные (изменение субъекта осущ-ся в рамках одного правоот-я) и универс-е (происходит замена лица в нескольк. правоотн-я. Граж. правоот-я возникают с наступлением опред-х обст-в, юрид. фактов. Все юрид-е факты делятся на 2 гр. 1)действие(соверш-ся по воле чел-ка:закл-е договора, исполнен-е обяз-в) 2) события (обст-ва, протекающее не зависимо от воли чел-ка). Действие м.б. правомерными (сделки) и не правомер-ми (убийсиво чел-ка).
3.3. Граждане как субъекты гражд. правоот-й. Для полноценного участия в гражд. обороте физич-е лицо должно обладать гражд. правосубьект-ю, кот-я состоит из:гражд. правосп-ти; гражд. дееспос-ти. Гражд. правосп-ть - признаваемая правом возможность граждан иметь гражд. права и нести гражд. обязанности. Она возникает с момента рождения и прекращается вместе со смертью гражданина. Содержание гражд. правосп-ти состоит в возможности иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество;создавать юрид. лица;избирать место жительства; Ограничение правоспособности гражданина возможно только на основании закона и только в строго определенных случаях (например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность как санкция за совершение преступления). Полный или частичный отказ гражданина от правоспособности не влечет никаких юрид. последствий, за исключением случаев, когда такие сделки разрешаются законом. Отличия правосп-сти от субъективного права: правосп-сть - это общая предпосылка возникновения субъективных прав, кот-е появляются только при наличии определен это абстрактная возможность иметь права, тогда как каждому субъективному праву корреспондируется определенная субъективная обязанность; правосп-ть - это неотъемлемое свойство гражданина, а субъективное право - это элемент правоотношений. Гражд. дееспос-ть - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять граж. права, создавать для себя граж. обязанности и исполнять их. Дееспособность возникает в полном объеме: с наступлением совершеннолетия, т.е. с