В ходе 1-й рус. рев-ции возн-ли 1-е Советы – представит-е органы раб. класса, крестьян и солдат. Стачечные (городские) комитеты трансформ-сь в Советы раб-х депутатов, а в деревнях — в Советы крест-х депутатов. Юрид. оформл-е единовл-я Советов в центре и на местах завер-сь к весне 1918 г. В гражд-ом праве огранич-сь право частн.собств-ти. В труд. праве был принят Декрет (окт. 1917 г.), устанав-щий 8-час. раб. день., по нему запрещалось испол-ть труд женщин и подростков в ночн. время и огранич-сь раб. время на вредных производствах и сверхурочн. работы, введен двухнедельн. оплач-ый отпуск, работнику обесп-сь миним-я зар.плата, оплата труда мужчин и женщин уравнялась, было введено соц-ое страх-е. Изм-ия в семейно-брачном праве: был отменен церковн. брак и уст-лен гражд-й; брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16 лет; расторгал брак суд. Осенью 1917г. – весн. 1918г. были национализированны ряд предприятий. Этим управлял Всерос-й совет народ. хоз-ва (ВСНХ). Форм-ние социалист-го права. Декрет о суде N1 отменял действие старых законов, если они противоречили "револ-му правосознанию". Последнее и стало гл. источ-ом права при отсут-ии новых писаных норм. В ст. 5 Декрета о суде N1 (1917г.) Революц-е правотворчество осуществ-сь самими суд-ми органами, высшими органами власти и даже местными советами. В сент. 1918г. ВЦИК принял Кодекс законов об актах гражд-го состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Запрещалось усыновление. В дек. 1918г. был принят первый Кодекс законов о труде РСФСР. В кодексе закреплялись нормы труда и отдыха (отпуска, выходные дни), устанавливались льготы для подростков и женщин. ВЦИК в апреле 1918 г. принял декрет "Об отмене наследования", по кот-му все виды наследования отменялись, наследство ограничивалось суммой в 10 тыс. руб. (все остальное имущество переходило в собст-ть гос-ва). В угол-м праве на меру наказания влияла соц-я принадл-ть преступника. К смягчающим обстоятельствам относились принадлежность к "неимущим классам", состояние голода, нужды, невежество и несознательность. Применяется принцип аналогии закона. Смертную казнь большевики на 2-ом съезде Советов отменили, а в 1918г. восстановили. Конституция РСФСР была создана на заседании ВЦИК 1 апр. 1918г. 10 июля 1918г. на 5 съезде советов была принята 1-я Совет. Конст-ция и избран нов. состав ВЦИК, в осн. большевистский. В Декларации определялась соц. основа нов. гос-ти - диктатура пролетариата и ее пол-ая основа - система советов раб-х, крест-х и солдатских депутатов. Гос. устр-во РСФСР носило федерат-й хар-р, субъектами федерации были национ-е респ-ки. ВЦИК формировал Прав-во РСФСР - СНК. На местах съезды советов формир-ли свои исполн-е комитеты(город-ские и сельские советы). Законод-ю вл.: Всерос-й съезд советов, ВЦИК и СНК. В выборах был закреплен порядок открытого голосов-я. Создание правоохр-х и репрес-ых органов Ноябр-й 1917 г. Декрет СНК – по Декрету о суде N1 создавались местные коллегиальные суды, состоящие из пост-го судьи и двух очередных народных заседателей. Новой инстанцией стали окружные суды. 7 дек. 1917г. СНК принял постановл-е об образовании Всерос-й Чрезвыч-й комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. С марта 1918г. формир-ся местные чрезвыч-е комиссии (производили аресты, обыски, реквизиции и конфискации). Для борьбы с хищениями, спекуляцией, подлогами, злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах в октябре 1919г. при ВЧК создается Особ. Революц-й Трибунал. Изменения в гос-ой системе в годы гражд-й войны. С кон. 1919г. сессии ВЦИК стали созываться ч/з два месяца. С дек. 1920г. Президиум ВЦИК офиц-но наделяется законодат-ми правами. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО) сосредоточил в своих руках всю полноту вл. в области обороны. В апр. 1920г. СРКО преобр-ся в Совет Труда и Обороны (СТО). Победа однопартийной системы. Пост-но высш. вл. от ЦК стала переходить к Политбюро. В марте 1921 г. Десятый съезд РКП(б) принял запрет на образование внутрипарт-х фракций. Запрещение некоммун-их партий нач-сь в кон. 1917г.
|
|
15. Гос-во и право СССР в период перехода к соц-зму. В 30 дек. 1922 г. 1-й съезд советов СССР утвердил Декларацию и Дог-р об образ-и СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Президиумом ЦИК СССР для выполнения решения I Съезда Советов в нач. 1923 г. была создана Конст-ая Комиссия, в компетенцию кот-й входила предварит-я работа над поправками и дополнениями союзных республик к Дог-ру об об-и раз-ии СССР. В апр. 1923 г. XII Съездом РКП(б) " Конст-ой Комиссии было предложено при образовании центр-х органов вл. СССР обеспечить равенство прав и обязан-ей всех союзных республик. Рав-во должно было обеспечиваться как м/у респ-ми, так и в отн-ии центр-й вл. Конст-ая Комиссия завершила разработку проекта Конст-ции СССР к сер. 1923 г., кот-я была утверждена 2-м съездом советов СССР в янв. 1924 г.По конст-и за союзной республикой сохранилось право выхода из Союза (наделе фиктивное). Съезд советов СССР, избирался от городских советов и от губернских съездов советов. В период м/у съездами высш. органом вл. был ЦИК СССР. В промежутках м/у сессиями ЦИК СССР высшим законод-м и исполн-м органом был Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР формировал высш. испол-й и распределит-й орган - Совет народных комиссаров СССР. Гражд-й кодекс РСФСР 1922 г. был принят в окт. 1922 г. на основе Декрета ВЦИК «Об осн-ых частн. имущ-ых правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР», кот-м в РСФСР допускалась частн. собств-ть, признавались имущ-ые права граждан и допускалось разв-е гражд-го оборота. Стр-ра Гражд-го кодекса 1922 г.Декрет «О гражд-м браке, детях и ведении книгактов гражданского состояния» 1917 г. впервые в совет-м законод-ве установил единую процедуру гражд-й регистрации брака в соответствующих государственных органах, заменив церковную регистрацию.Декретом были значительно упрощены условия вступления в брак. Отныне для вступления в брак необходимо достижение брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет для мужчин) и взаимное согласие.Кроме этого, Декрет провозгласил равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. Земел. кодекс РСФСР был принят в сен. 1922 г. Покупка, продажа, завещание, дарение, залог земли запрещались, а нарушители подвергались угол. наказаниям. Сдача земли в аренду разрешалась на срок не более одного севооборота. Образующ-ся коллект-е хоз-ва могли требовать у сельского общества выделения им земли и сохранения устойчивых границ этого землевл-я. Кодекс законов о труде РСФСР был принят в нояб. 1922 г. Закон предусм-л в качестве основных правовых форм привлечения к труду коллект-й и трудовой дог-ры. Размер вознаграж-я за труд не м. б. меньше обязат-го минимума оплаты. Вводился порядок соц-го страхования на предприятиях, в учрежд-х, хозяйствах и для частных лиц. Соц. страхование охватило все виды выплат (по болезни, беремен-ти, инвалид-ти), кот-е производились из средств данного предпр-я или лица (нанимателя). УК РСФСР вступил в действие с июня 1922 г. Под преступ-ем понимается "всякое общест-но опасное действие или бездействие, угрожающее основам совет-го строя и правопорядку. При отсутствии в кодексе прямых указаний на отдельные виды прест-й испол-ся принцип аналогии. Система наказания варьировалась от общест-го порицания до изгнания из пределов РСФСР.Судом могли примен-ся меры соц. защиты: удаление из опред-й местности и воспрещение занимать опред. должности. УПК РСФСР, утвержд-й ВЦИК в фев. 1923г., закреплял принципы производства по уголовным делам: публич-ть и гласность (кроме дел, содержащих военную, дипломат-ю или гос. тайну).
|
16.Устан-е фашист-й формы правления в Герм-и. Прич. установления фаш-го режима: слабость рабоч класса, ком. партия б. недостаточно сильна,чтобы остановить фашизм; мелк. буржуазия и нек-ые слои крест-ва видели в обещаниях гитлеров. партии осуществление надежд на смягчение эк-их трудностей, вызванных ростом монополий, усугубленных эк. кризисом. Нацизм начал с ликвидации буржуазно-демокр. свобод. Этим целям служила целая серия чрезвыч-х декретов, приходящиеся на перв. месяцы 1933. Репрессии обрушились на коммунистов. Деят-ть КПГ в марте 33г. б. запрещена. Поводом стала провокация: в ночь на 28 фев 33г. гитлеровцы подожгли рейхстаг и обвинили в поджоге коммунистов. Вскоре наступила очередь др. партий, включая буржуазные (нетронули т-ко нац-социал-ую парт.). Профсоюзы трудящихся были распущены, вместо них гитлеровцы создали свои, в к-ые насильно загоняли людей. Устройство партии: члены партии д.б. бесприкословно подчиняться приказам местных «фюреров», к-ых назнач сверху.В подчин-и парт. Центра находились палаческие, «штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС) и нек-ые особые воин. части. Особое место заняла тайная полиция-гестапо(имела неогранич полномочия). Правящая власть - в руках «фюрера». 2 авг. 1934г. после смерти Гинденбурга Гитлер стал «фюрером герм. народа». Направл-ми нацистской идеологии стали лозунги нац-го единства, расового очищения, социализации экономики, усиления гос-го регулирования, огос-вления крупных монополий и конфискации воен. прибылей. Усиление влияния правых партий было вызвано эк-м кризисом 1929—1933г., проявления и последствия кот-го использ-сь консерва-ми пол-ми силами для аргументированного отхода от демокр-х принципов, провозглашенных Веймарской конст-цией. Уличные беспорядки 1932 г. спровоцировали роспуск рейхстага и орг-цию новых выборов в парламент. Они привели к внушительной победе нацистов, кот-е получили 230 депут-х мандатов, что не означало абсолютное больш-во, однако при усл-и заключения пол-го союза с консерваторами позволяло влиять на принятие важн-х пол-х решений. 3 янв. 1933 г. А. Гитлер был назначен президентом на пост рейхсканцлера и приступил к формированию коалиционного прав-ва, где преобладали консерваторы. Уже спустя неск-ко месяцев деят-ть всех пол-х партий была поставлена под контроль прав-ва и гос-ва. В стране стал складываться нов. гос-но-правовой уклад. Он характеризовался концентрацией исполн-й, законод-й, адм-й и суд. власти в одних руках, созданием внеконституционных репрессивных органов вл., тотальным контролем гос-ва над всеми отраслями жизнедеят-ти общества, всеобъемлющим нарушением прав и свобод граждан, милитаризацией экономики, господством расовой идеологии, преследованием инакомыслия и устранением политического плюрализма. После смерти Гинденбурга 1 апреля 1934 г. прав-во приняло закон об объединении постов президента и канцлера. Главой гос-ва стал Гитлер, кот-му теперь принадлежали права внешнепол-го представит-тва, командования армией и флотом, назначения министров, введения чрезвыч-го положения, назначения преемника. Абсолютный характер полномочий Гитлера подтверждалось постановлением рейхстага от 26 апреля 1942 г., где он именовался «вождем нации». Веймарская конституция, народовластие, плебисцит, рейхстаг и другие атрибуты республики формально сохранялись, но фактически утратили значение. По оконч-ю второй мир-й войны - с 4-11 фев. в Ялте прошла конф-я руководителей СССР, США и Англ., на кот-й были обсуждены вопр-ы послевоен-го переустр-ва мира. Среди них установл-е границ Польши, признание требований СССР по репарациям, вопрос о вступлении СССР в войну против Японии, согласие союзных держав на присоединение к СССР Курильских островов и Южного Сахалина. 17 июля—2 авг.—Потсдамская конф-я глав гос. — членов антигитлеровской коалиции. Главный вопрос —судьба послевоенной Германии. Был создан Контрольный совет—совместный орган СССР, США, Великобр-ии и Фр. для осуществления верховной власти в Герм. на период ее оккупации. Особое вним-е он уделял вопросам польско-германской границы. Германия подлежала полной демилитаризации, запрещалась деят-ть социал-нацистской партии.
17. Гос. и право СССР в период гос.-партий-го социализма. Разгром внутрипартийной оппозиции. Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В 1928-1929гг. Сталин победил последнюю - "правую" оппозицию Н.Бухарина. Установился режим личной власти Генерального секретаря партии. В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчинятся Прокуратуре СССР. В 1938 г. принимается закон "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и 2 народных заседателя. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание - орган, кот-й в адм-ом порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. Обновление констит-ого законод-ва 1936 г. VIII съезд Советов СССР принял вторую, "сталинскую" Конст-ию СССР. Полит-ую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся. Гос-ое уст-во страны определяется как федеративное объединение республик. Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законод-ой властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Президиум Верховного Совета в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве. Советское право в 30-е годы. С 30-х гг. все больше постановлений прав-ва стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. В 1936 г. принимает постановление ЦК и СНК СССР "О воспрещении абортов, увеличен материальной помощи роженицам, установление гос-ой помощи многосемейным. В 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается угол-ая ответ-ть за тяжкие преступления для несовершеннолетних 20-го возраста. За все остальные преступления ответст-ть устанавливалась с 14-летнего возраста. Изменения в гос-ой системе СССР в период Отеч-ой войны 1941-1945 гг. Гос-ый Комитет Обороны сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В 1942 г. при Ставке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. В начале 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Гос-ую комиссию установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". Изменения в праве в период Отечественной войны. В 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР ответственность за распространение в военное время ложных слухов". Появился ряд новых уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы (1941 г.), уклонение от воинского учета, несдачу трофейного оружия (1942). В 1942г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников.В 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С 1947 г. было возобновлено закл-ие колл-ых договоров м-у хозорганами и профсоюзами. Одновременно усиливалась ответс-ть за хищение гос-го и общ-го имущества: в 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25лет), произошла унификация состава данного преступления, что привело возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях .Развитие гос-но-пол-ой системы 50-х гг. После смерти Сталина прошла амнистия. В 1954г. полит-ая полиция была преобразована в самостоятельную организацию - Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы система ГУЛАГа была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и генерального прокурора. В 1954 г. в составе Верховных судов (союзных и автономных) республик и краевых (областных) судов были образованы президиумы, которым было предоставлено право пересмотра в порядке надзора приговоров, решение кассационных определений по протестам прокуроров и председателей судов Развитие права в 50-х - 60-х гг. В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и зарплаты. В 1954 г. отменяется угол-ная ответ-сть за производство абортов, за прогулы, самовольный уход с работы и др. С января 1955г. снижаются угол-ые наказания за мелкие хищения. В 1958 г. принимаются новые Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо предусм-ое законом. Наказание, согласно Основам, могло применяться только по приговору суда. Исключались нек-ые виды наказаний: объявление "врага народа", удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Сокращен максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения заключенных. В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс РСФСР. В декабре 1958г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР. В декабре 1961 г. принимаются Основы гражданского законод-ва Основы гражданского судопроизводства. Были подготовлены проекты Ocнов закон-ва о семье и Основы закон-ва о труде. В 1960 г. РСФ приняла новые угол-ый и уголовно-процес-ый кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые граж-ий и граж-ко-проц-й кодексы.
18. Гос. и право СССР в условиях кризиса социализма. В октябре 1961 г. состоялся XXII съезд КПСС, принявший новую прог-му партии, в кот-ой намечался переход общ-ва к ком-му. В октябре 1964 г. Н.Хрущев, с именем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен с высших гос-ых и партийных постов. Пришедшая к власти 1964 г. группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм эк-ми реф-ми. Раз-ие констит-го законод-ва В 1962 г. была сформирована конст-ая комиссия. 7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР принял третью Конс-ию СССР. Конс-ия подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей конституциями (1918,1924,1936гг.). Основой полит-ой системы признавались - Советы. Но в Конституции закреплялась "руководящая и направляющая" роль Коммун-ой партии. Конст-ия закрепляла новые формы "непосредственной демократии": всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств, на честь и достоинство и на критику гос-ых и общ-ых орган-ий и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР. В 1976 г. принято постановление "О подготовке и издании Свода законов СССР". В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление об организации работы по приведению законод-ва Союза ССР в соответствие с Конст-ей. Вслед за этим принимаются законы о Верховном суде СССР, Прокуратуре СССР, Гос-ом арбитраже, адвокатуре, народном контроле, местных органах гос-ой власти, охране атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного законод-ва. Параллельно проводилась инкорпорация законод-ва: отменялись акты, противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу, устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском уровне в качестве подготовительного этапа составлялись систематические собрания действующего законодательства. Изменения в политической системе периода "перестройки".С середины 70-х г. "теневая эк-ка" проникает во все сферы эк-ой жизни, в 1980г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с коррупцией, и в 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить производительность труда. Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила под лозунгами: "Гласность", "Ускорение", "Перестройка". Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело к ее разрушению. "Гласность" привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати стали разворачивать острые идеологические дискуссии по полит-им вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов. В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигали требования о признании гос-го статуса национальных языков возвращение на историческую родину депортированных народов, вывода российских войск и "мигрантов" из России с территории республик. С 1988 начинается череда межнациональных вооруженных столкновений. В ноябре 1986 г. и в мае 1988 г. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные кооперативные, черного рынка). Формирующаяся рыночная эк-ка в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду. В 1988 г. введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. Однако арендное движение так и не получило широкого развития.В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идею конституционной реформы: двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. Часть народных депутатов избиралась в избирательных округах по стране, часть – партией, профсоюзами и общ-ми орган-ми. В марте 1990 г. на пост Президента был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев. Выбор народных депутатов (1989 и 1990 гг.) привели к созданию парламентского opгaна нового типа (хотя они не были ни прямыми, ни равными), но легитимность президентской власти не была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно - парламентом). Сформировалась концепция "социал-го правового гос-ва", в кот-ой подчеркивались приоритет права и принцип разделения власти. Весной 1988 г. формируется Демократический союз.
20. Основн. тенденции развития права на совр. этапе. Гражд. право на соврем. этапе харак-ся 2 аспектами:1)общеотраслевой (предмет, субъект) 2) с точки зрения эволюции общенац-й системы права, ее сооотношение с фундаментальными отраслями права: прецедентное право (Великобрит.), кодифицированного и традиц-го. Возросло число и значение лиц не физ-х, а юрид-х. Связано это с тем, что появ-ся акционер-е об-ва, об-ва с ограниченной ответ-тью. 2 пол. XXв. акционерное законодательство нач. регулировать деят-ть концернов и холдинг-х компании. Эти организ-ции становяться главными. Для обеспечения честной конкур-ции выработано антетрестовое законод-во Теодора Рузвельта. Эти законы были направлены на борьбу с монополиями, кот-й извлекают прибыль и доходы. Были разработаны санкции против нарушителей (Законы о нац-ции част-й собст-ти) Соврем. тенденции брачно-сем-го права- это консерв-я область права, кординальные измен-я связаны с правами женщины: во Фр. в 1 трети XXв.- полная правоспособ-ть замужних женщин (полное уравнение прав только к 70-м г.),в Анг.- к 64-69 гг., в США Кодекс законов о браке 1970 гг. В ряде европейск. стран (Итал., Анг.) признается законной гражд. и церковная регистрация брака. В США в 60-70 гг. признаны не констит-ми законод-е запреты межрассовых браков. Долгое время обсуждалась 27 поправка конст-и о равноправии мужчин и женщин – не была принята. Наиболее сложным вопросом яв-ся регул-е имущест-х отнош-й супругов. Режим общности имущ-ва было установл. в Италии в 1975 гг. В ряде Скандин-х стран была установ-на смешанная сист-ма имущ-х отношений супругов. Такая сист-ма называется режимом пользования условной или отложенной общности. Признание женск. и мужс. равноправия закрепляется во Фр. конст. 1946 гг., в Ит. конст. 1948 г., в японск. конст. 1947 гг.К кон. 70-х г. дискриминация женщин в ряде евро-х стран носила соци-й харак-р. В Великоб.в 1990г. был принят закон о равноп-ии жен. И муж. Трудовое закон-тво – должно включать в себя правило договора, коллект-го соглашения, переченеь условий и спасобы осущ-я права, на проведения забастовок. Соц. закон-тво приобрет. большое значение, представ-т защиту, обеспечивает пользование правом. Оно обесп-ся чел-м, семьей, труд-м коллективом, гос. Гос. осущ-т организ-й сбор средств, с их распределением в виде медиц. обслуж-я, отдыха, образования, охраны окр. среды. Частыми проявлениями яв-ся альтернативная служба в армии, конпенсация жертвам войны, террора, стих. бедствия. Соц. страхование приобрело большое значение в XXв. Гарантос соц. защиты насел.- яв-ся гос. Почти во сех станах нарант-но право на труд, проживание, на окр. Среду, на возмещ-е ущерба здоровью. Судеб. закон-тво. Для суд. организации характерно специализация суд. деят-ти и нов. разделения труда м/у суд. инстанциями. Премены происх-т в иерархии судов. Наиболее сложную структуру предст-т собой судеб. сист.. Верхов. арбитр. суд – Верх. финан. суд., Верх суд по труд делам, Фед-й суд по соц. Вопросам, суды спец. юрисдикции, суды огранич-й юрисдикц., суды присяжных заседателей, независ. суд Имеются конст-й суды, они рассматривают иски по наиболее важным полит. вопросам. Междун. право. Общее межд. право универсальное, право подписании пактов, конвенций. Универс. межд. право харак-ся общими установками защиты прав чел-ка, споров мирн. урегулирования, решения глоб. проблем насел. всей планеты, обеспечение устойчив. и порядка во всем мире.
2.1.Предмет, методы и функцииТГиП. Предметом ТГиП выступают право и гос-во как явления общ-ой жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры. Функции ТГиП:1. Познавательная ф-ия выр-тся в познании и объяс-ии явлений и проц-ов гос-ной и правовой жизни общ-ва. 2. Эвристическая ф-ия открывает новые закономерности гос-но-правовой жизни общ-ва.3. Прогностическая ф-ия определяет устойчивые тенденции в разв-ии изучаемых ею явлений. Конструирует научные гипотезы дальнейшего раз-ия гос-ва и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Методология ТГиП - это применение совок-ти определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования основных общих закономерностей возник-ия и раз-ия гос-но-правовых яв-ий. Принципы:1. Историзм требует рассмотрения гос-ных и правовых яв-ий в разв-ии, в их исторической взаимосвязи. 2. Объективность означает истинное отражение гос-но-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. 3. Конкретность требует от ТГиП точного учета всех условий, в кот-х находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. 4. Плюрализм научного познания означает его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же гос-ое или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, соц-ой направленности, структуре, перспективах развития. Для познания и объяснения основных закономерностей гос-но-правовых явлений теория широко использует логические приемы: Анализ выявляет структуру гос-ва и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Он дает возможность установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков гос-ва и права. Синтез исп-ся обобщения тех данных, кот-ые получены в рез-те анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Индукция закл-ся в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств гос-ва и права, на основе кот-го затем даются обобщения различного уровня. Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства гос-ва и права. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения к.-л. явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. Конкретно-социологический метод позволяет не только глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных гос-но-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Сравнительно-правовой метод. Сравнению м.б. подвергнуты гос-ва или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики. Формально-юридический метод помогает описать, обобщить, классифицировать,систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом.
2.2.Теории происх-я гос-ва и права. 1. Теологическая т. (основоп-к Ф. Аквин-
ский). Гос-во возникло по воле Бога, оно вечно и неизменно. Любая светская вл. вторична, она производив от власти церкви. Человек не может изменить установившийся порядок, он должен подчиняться ему. Сурово осуждалась преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.2) Патриархальная т. (Аристотель) гос-во представляет собой естеств-ю форму человеческой жизни, вне гос-ва общение человека
с себе подобными невозможно. Гос-во — большая, разросшаяся семья. Монарх — отец всего народа, объединенного в гос-во. Власть монарха ничем не ограничена.3) Договорная т.(Д.Локк, Руссо, Гоббс, Радищев) Гос-ву предшествует естеств-е состояние, когда не существовало ни гос-ва, ни права. Люди жили в соответствии со своими естеств-ми правами. Однако в таком состоянии каждый преследовал только свои интересы, не считаясь с интересами других, что приводило к «войне всех против всех». Ради мира и благополучия заключается обществ-й дог-р м/у каждым членом общества и создаваемым гос-ом. По этому дог-ру люди передают часть своих прав гос. вл. и берут обязат-во подчиняться ей, а гос-во обязуется охранять права человека. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоч-е народа. 4).Т. насилия. (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др). Гос-во возникло как результат насилия одних народов над другими в рез-те завоевания последних. Для поддержания устано-го порядка требовалось насилие, и возникла необх-сть создания «охранит-го аппарата» - гос-ва. 5).Марксистская т. Суть ее отражена в работе Ф. Энгельса «О происх-и семьи, частн. собств-сти и гос-ва». Гос-во — это результат изменения соц-экон-х отношений (связано с част. собств-тью), способа производства, итог возникн-я классов и обострения борьбы м/у ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над др. 6). Психологическая т. (возникла в XIX в., пдст-ли - Г. Тард, Л. И. Петражицкий, Фрезер, М. Коркунов, 3. Фрейд). Они объясняли появление гос-ва и права проявлением свойств челов-й психики, к к-рым относятся, например, потребность подчиняться, склонность к подражанию (одни властвуют, др-е – подчиняются).7). Психо-аналит-я т. (З.Фрейд) Гос-во необходимо для удержания «агрессивных комплексов человека». Теории возн-я права. В первобытнооб-м строе соц-е регулирование осущ-сь за счет:1)обычаи, традиции, ритуалы; 2) проторелигиозн-е нормы (нормы связан-е с поклонением первобытнооб-м богам ); 3) табу. Особ-ти первыботнооб-х обычаев: - выражали волю и интерес всего рода; - их создателем был сам род, осуществляя такую функцию ч/з народ. собрание; - обычаи действовали в силу привычки и как правило исполнялись добровольно; - не фиксировались письм-о, а предавались из поколения в поколение; - формировались лишь в тех сферах, где они были жизненно необх-мы и обусловлены естествен-ми потребностями. Нормы права складывались 2-мя путями: - перерастание первобытных обычаев и проторелигиозных норм в нормы права ч/з акт одобрения гос. аппаратом; - издание гос. аппаратом норм права.
2.4. Понятие, признаки и типы гос-ва. Существуют десятки философ-х, истор-х и юрид-х школ по разному оределяющих понятие гос-ва. Но все школы объединяет то, что они сходятся в след. воззрениях:1.Гос-во это продукт обществ-го развития. 2.Гос-во возникает в силу комплекса экон-х, полит-х и соц-х речей. 3.Свозникновением гос-ва общество получает ряд новых возможностей, в том числе для сглаживания соц-х конфликтов. 4.Гос-во разв-ся неразрывной взаимосвязью с обществом. Признаки. Различные школы выделяют признаки гос-ва:1)Социологическая школа: -совокупность людей (народ); -господствующая над ним власть; -тер-рия, как предел действия этой власти. Гос-во-это объединение людей под одной властью и на одной тер-рии. 2)Марксистско-ленинская школа: -разделение подданных по администр-ным единицам; -учреждения особой публичной власти; -взимание налогов и получение от населения займов для содержания гос. аппаратов. 3) Современная шк.: -только гос-во имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы.; -у гос-ва имеется ряд самост-х структурных органов, обеспечив-х соблюдение правовых норм (правоохранит-е, армия, судеб.);-факультативные признаки гос-ва (флаг, герб, гимн). 4) Внутренний и внешний суверенитет. Т. о. гос-во – это единая полит-я организация общества, кот. распределяет свою публичную власть на тер-рию всей страны и её населения; располагает для этого спец. аппаратом упр-ния; издаёт в форме нормативно-прав-х актов(н.п.а) обязат-е для всех веления и обладает чертами суверенитета. Типы. Сущ-ет неск-ко подходов к типологии гос-ва. 1) Типы гос-ва связываются с типом обществ-но-полит-ой формации (рабовл-е, феод-е, буржуаз-е, социол-е). 2) В основе классиф-ции лежит степень полит-ой свободы: демократич-й, авторитарный. 3) В основе классиф-ции лежит тип цивилизации: Римская, Греческая цивилизация, Восточная, Средневековая, Современная. Древне-вост-я, Др. греческая, Др. римская, Средневековая, Современная.
2.5.Форма гос-ва и её конституц-но-правовые основы. Под формой гос-ва следует понимать орган-цию устройства гос-ной власти. Понятие формы гос-ва складывается из трех осн-х элементов: формы правления, формы гос-го устр-ва и формы гос-го (полит-го) режима. Под формой правления понимаются орг-ция верховной гос-ной власти, ее органов, структура, порядок образования этих органов, их взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании данных органов. По формам правления гос-ва подразд-тся на монархии и республики. Гос-во, в кот. власть монарха признается неогранич-ной, предст-ет собой по форме абсолютную монархию (самодержавная Россия, Саудовская Аравия). Если помимо монарха в гос-ве есть и другой высший орган (напр-р, парламент), то оно явл-ся ограниченной монархией (Великобритания). Республика предст-ет собой такую форму правления, когда верховная власть принадлежит представит-му органу — парламенту, избираемому на определ-ый срок. Республики бывают двух видов — парламентские и президентские. Парламентская республика (Италия, Австрия) характер-ся тем, что высший представит-ый орган страны обладает правом не только принимать законы, но и формировать правит-во и контролировать его деят-ть.
Президентская республика характер-ся сосредоточением в руках президента функций главы гос-ва и главы исполнит-ой власти (Российская Федерация, США). Под формой государственного устройства понимаются админ-но-территор-ое устр-во гос-ва, хар-р взаимоотн-ний между частями гос-тва, между центральными и местными органами.