Алгоритм техники обучения самоконтролю АД
Требования по безопасности труда при выполнении услуги:
- До и после проведения исследования провести гигиеническую обработку рук
Функциональное назначение простой медицинской услуги: контроль, профилактика и лечение заболеваний
Материальные ресурсы
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения:
- Прибор для измерения артериального давления (прошедший ежегодную проверку средств измерения), соответствующий росто-возрастным показателям пациента, разрешенный к применению в Российской Федерации и поверенный.
· Стетофонендоскоп (при аускультативном определении тонов Короткова).
· Кушетка (при измерении артериального давления в положении лёжа).
· Стул (при измерении артериального давления в положении сидя).
· Стол
Лекарственные средства
- Антисептическое или дезинфицирующее средство для обработки мембраны стетофонендоскопа.
Прочий расходуемый материал
- Салфетки марлевые однократного применения
Этапы проведения манипуляции | Форма представления | Примерный текст комментариев обучающегося | Количество баллов (0 – 1) | |
Подготовка к процедуре | ||||
Проверить исправность прибора для измерения артериального давления в соответствии с инструкцией по его применению. | Продемонстрировать/Выполнить | |||
Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры. | Выполнить /Сказать | «Здравствуйте! Я медицинская сестра терапевтического отделения. Меня зовут ___ (ФИО)» «Представьтесь, пожалуйста. Как я могу к Вам обращаться?» «Пациент идентифицирован». | ||
Определить мотивацию и способность пациента к обучению | Выполнить /Сказать | «По назначению врача я обучу Вас технике самостоятельного измерения АД. В течение процедуры прошу Вас не отвлекаться». | ||
Уточнить у пациента, согласен ли он обучатся измерению АД | Выполнить /Сказать | «Вы согласны на проведение такой процедуры?» | ||
Ознакомить пациента с устройством тонометра и фонендоскопа. Предупредить пациента, что измерять АД можно не раньше, чем через 15 минут после физической нагрузки. | Сказать/ Продемонстрировать | «Тонометр состоит из манжеты, двух трубочек, груши, манометра и фонендоскопа», «Измерение АД проводится после 15 минутного перерыва после физической нагрузки» | ||
Подготовить необходимое оснащение. | Выполнить | |||
Вымыть (на гигиеническом уровне) и осушить руки, предложить вымыть руки пациенту | Выполнить/ сказать | «Обрабатываю руки гигиеническим способом». «Помойте, пожалуйста, руки» | ||
Принять удобное положение | Сказать | |||
Выполнение процедуры | ||||
Обнажить руку пациента, расположив ее ладонью вверх, на уровне сердца. | Выполнить | |||
Наложить манжету прибора для измерения артериального давления на плечо пациента. Между манжетой и поверхностью плеча должно помещаться два пальца (для детей и взрослых с маленьким объемом руки — один палец), а ее нижний край должен располагаться на 2.5 см выше локтевой ямки. | Выполнить | |||
Попросить пациента повторить наложение манжеты. Центр манжеты находится на плечевой артерии | Выполнить/Сказать | «Повторите технику наложение манжеты» | ||
Предложить пациенту положить руку в разогнутом положении ладонью вверх, подложив под локтевой сгиб валик. | Выполнить | |||
Продемонстрировать технику соединения манжеты и манометра, проверить положение стрелки манометра (стрелка должна быть на нулевой отметке шкалы) | Выполнить | |||
Попросить пациента повторить технику соединения манжеты и манометра. | Выполнить/Сказать | «Повторите технику соединения манжеты и манометра» | ||
Продемонстрировать технику пальпации пульса на плечевой артерии в области локтевого сгиба. | Выполнить | |||
Попросить пациента пропальпировать пульс в области локтевого сгиба. | Выполнить/Сказать | «Пропальпируйте пульс в области локтевого сгиба» | ||
Помочь вставить оливы фонендоскопа в уши пациенту и поставить мембрану фонендоскопа на место обнаружения пульса, но так, чтобы головка фонендоскопа оказалась под манжетой и была хорошо зафиксирована. | Выполнить | |||
Продемонстрировать технику пользования «грушей»: взять в руку, на которой наложена манжета, манометр. В другую руку взять «грушу» так, что бы первым и вторым пальцами можно было открыть и закрыть вентиль. | Выполнить | |||
Закрыть вентиль на «груше», повернуть его вправо, нагнетать воздух в манжету, после исчезновения тонов, еще на 20-30 мм ртутного столба. | Выполнить | |||
Медленно открыть вентиль, повернуть его влево, выпускать воздух со скоростью 2-3 мм рт. ст. в 1 сек.
Одновременно с помощью фонендоскопа выслушивать тоны Короткова на плечевой артерии и следить за показателями на шкале манометра.
Акцентировать внимание пациента на том, что:
| Выполнить/ Продемонстрировать | |||
Попросить пациента повторить технику пользования грушей несколько раз. | Выполнить/ Сказать | «Повторите технику пользования грушей несколько раз» | ||
Данное измерение округлить до 0 или 5 записать в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе - диастолическое), пример – 120/70 мм рт. ст. | Выполнить | |||
Убедитесь, что пациент освоил технику измерения АД, попросив его самостоятельно продемонстрировать всю процедуру. При необходимости, дать пациенту памятку по измерению АД. | Выполнить/Сказать | «Прошу Вас продемонстрировать измерение АД самостоятельно двукратно с интервалом 2-3 мин.» | ||
Окончание процедуры | ||||
Обработать мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной спиртом. | Выполнить | |||
Обработать руки гигиеническим способом, осушить. | Сказать | «Обработала руки гигиеническим способом» | ||
Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию. Об изменении артериального давления у пациента сообщить врачу. | Выполнить/Сказать | «Делаю запись о результатах выполнения процедуры в дневнике самоконтроля» | ||
Всего баллов |
Критерии оценки
|
|
|
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
% % | 0 - 69 | 70 - 80 | 81 - 90 | 91 - 100 |
Баллы | 0 - 18 | 19 - 21 | 22 - 24 | 25 - 27 |