Концептуальный подход Герменевтичексий.
Герменевтика - наука о правилах толкования, порожденная необходимостью разъяснения и конкретизации священных текстов, произведений поэтов, писателей, философов, ученых, основанная на процессе интерпретации на стыке языка и жизненного опыта.
НО! ни одно истолкование текста не может претендовать на общее признание, поскольку толкуемое содержит в себе скрытое противоречие, поэтому любой смысл — есть нечто в высшей степени неразрешимое, а «истинного» смысла не существует вообще.
Каждый текст имеет две стороны — предметно-содержательную и индивидуально-личностную, т.е. текст имеет грамматическую (объективную) и психологическую (техническую) природу. Герменевтика, таким образом — это искусство постижения чужой (авторской) индивидуальности как она выражена в тексте (художественном или научном).
Концептуальный подход Герменевтичексий. (зачем)
Правовая герменевтика способна обеспечить определение и понимание базовых правовых ценностей, осуществить разработку истолкования текстов, появившихся в рамках различных правовых культур, психоанализа участников правовых отношений, составить картину правовых миров других цивилизаций.
Благодаря использованию возможностей герменевтики и потенциала герменевтического подхода можно выявить не просто подлинный смысл памятников права (хоть и относительный!), но и найти ту нить, которая связывает их с современным периодом развития и функционирования разных правовых систем.
Концептуальный подход Аксиологический.
Аксиология - теория о ценностях, общезначимых принципах, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения.
|
В правовой аксиологии различают инструментальную, собственную и социальную ценность права.
Инструментальная ценность права — это его ценностный смысл как определенного регулятора, в соответствии с правилами и требованиями которого люди выстраивают свое поведение. Существующие различия правовых культур опосредуют, в свою очередь, характер, степень и формы нормативности, а также процессуальный характер ее обеспечения. Чем выше инструментальная ценность права, тем в большей степени объем правового регулирования соответствует требованиям жизни.
Собственная ценность права состоит в том, что именно с помощью права можно отстаивать свободы и права: выражается через его социальную и личностную ценности.
Личностная ценность права заключается прежде всего в том, что право является источником свободы личности, входящей в определенную социальную общность. С помощью права удается разрешить противоречие между личной свободой и общим благом. При этом право указывает пути движения к различным ценностям, придавая общественным отношениям такие свойства, как доступность, оперативность, надежность, одинаковость, безопасность.
Социальная ценность права определяется его способностью разрешать возникающие в обществе проблемы с помощью правовых средств, направленных на обеспечение социальной стабильности.
Концептуальный подход Аксиологический (зачем).
Аксиологический подход позволяет рассуждать о разных типах правопонимания в рамках различных правовых систем в зависимости от того, какова реальная роль права в жизни различных обществ.
|
Благодаря аксиологическому подходу можно раскрыть сущностно-содержательный аспект восприятия права в разных правовых системах, что, в свою очередь, позволяет выявить закономерности их формирования и механизм функционирования.
Концептуальный подход антропологически й.
Антропология - наука о происхождении и эволюции человека.
Юридическая антропология (антропология права) - научная и учебная дисциплина, изучающая процессы юридизации человеческого бытия, обусловленные конкретными историческими типами цивилизаций.
В результате этого выявляютсязакономерности, разъясняющие основные моменты, связанные с социальной и правовой жизнью человечества.
Концептуальный подход антропологически й (зачем).
Использование антропологического подхода в рамках методологии сравнительно-правовых исследований позволяет определить реальное место человека в правовой жизни общества, что обеспечивает объективное рассмотрение закономерностей формирования и функционирования различных правовых систем.
28. Источники права романо-германской правовой семьи.
Романо-германская (континентальная) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы - Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских стран, а также ряд неевропейских стран, сформировавшиеся в русле основных идей и конструкций романо-германской правовой системы.
Формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, присущи единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, что предопределило и целый ряд других важных аспектов их сходства и общности, входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру.
|
Романо-германское право – это писаное право, состоящее в основном из письменно оформленных нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов)
Основной источник права во всех национальных системах права романо-германской правовой семьи – закон. Законы принимаются высшим представительным органом или путем референдума.
Высшей юридической силой в системе нормативных актов здесь обладает писаная конституция (основной закон государства), которая является правовой основой для всех остальных конституционных и обычных) законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью обычных законов и подзаконных актов осуществляют специальные конституционные суды.
Традиционно важную роль в системе источников права в романо-германской правовой семье играют кодексы – кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.
Значительную роль в качестве источника права романо-германской правовой семье играют нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (декреты, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и г. д.), как правило, такие нормативные акты принимаются «во исполнение закона» и носят подзаконный характер. При этом осуществляется судебный контроль для обеспечения соответствия подобных подзаконных актов закону.
Обычай играет в системе источников романо-германского права в основном вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство.
Суд в странах романо-германской правовой семьи действует на основе и в рамках закона, поэтому он не наделен правотворческими полномочиями, не имеет права создавать новые нормы права, однако суд обладает большой свободой в толковании при меняемых нормативно-правовых актов, благодаря чему судебная практика оказывает значительное влияние на прово-применительный процесс и развитие действующего права.