обучения и развития детей




Выбор методов музыкального воспитания зависит во многом от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. В начале работа с детьми идёт преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.

Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне её, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребёнка.

 

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению, и от него – к практике.

Подбирая методические приёмы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;

- учитывать особенности детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в отдельности:

 

1. Наглядный (компоненты):

- слуховая наглядность (слушание);

- тактильная наглядность (ощущение телом колебаний музыкального звучания, соприкосновение со взрослым при разучивании, например, движения (взрослый поправляет положение рук);

- Зрительная наглядность (показ певческих приёмов, игрушек, картинок, костюмов, движений в плясках, относящихся к данному музыкальному произведению).

2. Словесный метод - обращён к сознанию, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Включает приёмы:

- Объяснение; м.б. в виде образного рассказа, чаще используется при знакомстве с произведением, при первичном показе упражненй, движений.

- Пояснение – при показе движений, приёмов пения, должны быть чёткими, тесно связанными с показом, выслушаны до конца;

- Указания – уточняют способ выполнения действий «кружимся через правое плечо», даются во время исполнения музыкальной деятельности;

- Поэтическое слово – чтение литературного произведения, или фрагмента перед исполнением музыки.

- Беседа – обычно даётся после слушания, не должна быть длительной, отличается лаконичностью и конкретикой. Может быть в форме вопрос – ответ.

Замечание – обращены к сознанию ребёнка, если он отвлёкся, д.б. строгими, конкретными.

3. Метод практической деятельности – конкретная деятельность, целенаправленное воспитание и обучение в виде упражнений:

Спецефические методы, относящиеся к практическому:

- практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов тела изменения динамики музыки и т.д.); с помощью изображений предметов (для показа изменения высоты используются 3- ех, 5-ти, 7-ми ступенные лесенки, предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали: ветви дерева, по которым передвигается персонаж- птичка и др.; для показа смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков: длинные и короткие брусочки, большие и маленькие цветы и др.).

- метод уподобления характеру звучания музыки, которые позволяют отражать, смену характера и настроения музыки в процессе восприятия с помощью доступных дошкольникам способов. Это методы мимического уподобления (отражение настроения с помощью мимики), тактильного (прикосновение руки педагога к руке ребенка, отражающее характер звучащей музыки: нежно, ласково, тяжело, колюче и т.д.), интонационное (высказывание о музыке с речевой интонацией, соответствующей характеру музыки), вокальное (подпевание музыкальных фраз), моторно-двигательное (дирижерский жест ребенка, мелкая моторика, танцевальные движения), цветовое (подбор цветовых карточек, соответствующих характеру музыки) и т.п.

 

МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

Проблемой музыкальности ученые начали заниматься в конце 19 века. Точки зрения на сущность этого феномена были прямо противоположные. Немецкий психолог Г. Ревеш определил музыкальность как единое сущное качество человека, как способность наслаждаться музыкой, понимать еѐ.

Американский психолог К. Сишор выделяет в музыкальности 25 талантов. Хотя основными считал чувство высоты, чувство длительности, и чувство интенсивности звука. (К.Сишор является автором первых тестов музыкальности).

Принципиально новым этапом в рассмотрении музыкальности стало исследование советского психолога Бориса Михайловича Теплова («Психология музыкальных способностей» 1947 г.)

Музыкальность –комплекс способностей, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой (необходим для любого вида муз. деятельности) Б.М.Теплов.

3 основные способности:

1. Ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. Способность к слуховому представлению – т.е., способность производно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии;

3. Музыкально – ритмическое чувство – способность активно двигательно переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить его.

Ведущие компоненты:

Эмоциональный (эмоциональный отклик на музыку)

Интеллектуальный (музыкально – сенсорные способности)

Взаимодействие этих компонентов влияет на развитие сенсорных способностей, которые при тренировке различения высоты, тембра, динамики, длительностей воздействуют на развитие основных музыкальных способностей (ладовысотный слух и чувство ритма).

Сенсорный опыт – наличие определённого уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений.

 

Диагностика музыкальных способностей младшего дошкольника (коротко расскажите содержание)

С целью контроля за развитием музыкальных способностей дошкольников, планирования наиболее эффективных путей коррекции их развития у каждого воспитанника необходимо не менее 2-ух раз в году проводить диагностику развития музыкальных способностей. Отнесение ребенка к конкретному уровню развития способностей (В – высокий, Д – достаточный, Средний, Н - низкий) позволяет наглядно наблюдать динамику изменений. Основа для построения диагностических программ и оценки уровня музыкального и музыкально-творческого развития дошкольников 3 – 6 лет: данный подход предложен отечественным исследователем Л.С. Ходонович. Диагностика развития музыкальных способностей и музыкального творчества детей дошкольного возраста 3-4 года Показатели Характеристика уровней развития Характеристика уровней развития музыкального творчества

1 различает и воспроизводит звуки разной высоты;

2 различает и воспроизводит сильную долю;

3 различает и воспроизводит звуки разной силы

4 различает тембр музыкальных инструментов и элементарно действует с ними

5 различает и воспроизводит контрастное настроение музыки

6 преднамеренно проявляет музыкальное творчество.

Сенсорный опыт – наличие определённого уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений.

Музыкальная игра.

Виды игр у вас хорошо представлены в конспекте!!!!!!

 

Музыкально-дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений, навыков, умений. Эти игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия – упражнения, другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей.

Вначале такие игры проводятся музыкальным руководителем или воспитателем. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их.

Младшие дошкольники любят играть в музыкальные игрушки, которые воспроизводят веселую плясовую мелодию (органчики, шарманки и т.д.). Воспитателю следует обратить внимание детей на их звучание, предложить послушать веселую мелодию и объяснить, что можно под нее плясать.

В музыкальном уголке можно также поместить и неозвученные игрушки: картонные пианино, гармошки и др.

Очень любят малыши играть и с погремушками: они весело пляшут, звеня ими, поют, воспроизведя ритм песни, и т.д.

В музыкальный уголок желательно поставить заводных пляшущих медведей, зайцев, кукол. Дети с удовольствием играют с такими игрушками, так как они вызывают у них желание самим поплясать, спеть веселую песню.

В младшей группе под руководством воспитателя проводятся и музыкально-дидактические игры: на различение отдельных свойств музыкальных звуков («Птенчики и птичка», «Чей домик»), тембра музыкальных инструментов («Угадай музыкальную игрушку») и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: