План
практических занятий по нормальной физиологии для студентов 2
курса лечебного факультета на осенний семестр 2011 – 2012 учебного года
Занятие № 1.
Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.
(5 - 10 сентября 2011 г.)
Занятие № 2.
Физиология клеточных мембран. Электрические явления в нервно-мышечной системе
(12 - 17 сентября 2010 г.)
Занятие № 3.
Физиология нервов и нервно-мышечного синапса
(19-24 сентября 2011 г.)
Занятие № 4.
Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения
(26 сентября - 1 октября 2011 г.)
Занятие № 5.
Общая физиология центральной нервной системы. Основные свойства нервных центров
(3 - 8 октября 2011 г.)
Занятие № 6.
Торможение в центральной нервной системе. Физиология спинного мозга
(10 - 15 октября 2011 г.)
Занятие № 7.
Физиология продолговатого, среднего и промежуточного мозга
(17-22 октября 2011 г.)
Занятие № 8.
Физиология ретикулярной формации. Мозжечок и базальные ганглии. Экстрапирамидная и пирамидная системы.
(24 - 29 октября 2011 г.)
Занятие № 9.
Физиология автономной (вегетативной) нервной системы
(31 октября-5 ноября 2011 года)
Занятие № 10.
Итоговое занятие по теме: Центральная нервная система.
(7-12 ноября 2011 года)
Занятие № 11.
Физиология желез внутренней секреции
(14-19 ноября 2011 года)
Занятие № 12.
Форменные элементы крови
(21-26 ноября 2011 г.)
Занятие № 13.
Скорость оседания эритроцитов. Дыхательная функция крови
(28 ноября - 3 декабря 2011 г.)
Занятие № 14.
Гемостаз и свертывание крови. Видовые и индивидуальные свойства крови
(5-10 декабря 2011 г.)
Занятие № 15.
Механизм вентиляции и газообмен в легких
(12 -17 декабря 2011 г.)
Занятие № 16.
Транспорт газов кровью. Регуляция дыхания
|
(19-24 декабря 2011 г)
Занятие № 17.
Итоговое занятие по теме: Кровь. Дыхание
(26-31 декабря 2011 года)
Контрольные вопросы к занятию № 1 на тему:
Введение в физиологию. Основные характеристики живого организма.
(5 - 10 сентября 2011 г.)
1. Предмет и метод физиологии.
2. Связь физиологии с другими дисциплинами, ее значение для медицины.
3. Аналитический и системный подходы в изучении физиологических процессов и функций. Краткая характеристика этапов развития нормальной физиологии: эмпирического, анатомо-физиологического, функционального. Становление и развитие физиологии в XIX-XX вв. Вклад зарубежных и отечественных физиологов в развитие мировой физиологической науки.
4. Понятие о физиологических функциях и процессах клеток, тканей, органов, систем и организма в целом.
5. Основные физиологические функции живого организма (обмен веществ и энергии, рост, размножение, пищеварение, дыхание). Понятие о гомеостазе.
6. Показатели, характеризующие нормальное состояние организма (температура тела, частота и характер пульса, частота дыхания, артериальное давление, осмотическое давление крови, Рн и др.)
7. Понятие о регуляции функций. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций: по отклонению, возмущению, прогнозированию. Уровни и механизмы (нервный, гуморальный) регуляции функций. Представление о саморегуляции постоянства внутренней среды организма.
8. Общие свойства возбудимых тканей: раздражимость и возбудимость.
9. Виды раздражителей.
10. Порог раздражения (реобаза). Полезное время действия тока. Хронаксия. Кривая зависимости силы и времени действия тока.
|
11. Изменение возбудимости при возбуждении: рефрактерная фаза (абсолютная и относительная), фаза повышенной (супернормальной) и фаза пониженной (субнормальной) возбудимости.
Контрольные вопросы к занятию № 2 на тему:
Физиология клеточных мембран. Электрические явления в нервно-мышечной системе
(12 - 17 сентября 2010 г.)
1. Клеточные мембраны, их виды (цитоплазматическая, аппарата Гольджи, митохондрий, саркоплазматического ретикулума, лизосом, ядерная оболочка и др.), их роль. Химический состав цитоплазматической мембраны. Мембранные белки (интегральные, периферические, транспортные), их роль.
2. Свойства мембран. Функции мембран.
3. Рецепторы, их классификация: по локализации (мембранные, ядерные), механизму развития процессов (ионо- и метаботропные), по скорости приема сигнала (быстрые, медленные, по роду воспринимающих веществ.
4. Ионотропные рецепторы, метаботропные рецепторы и их разновидности. Системы вторичных посредников действия метаботропных рецепторов (цАМФ, ц ГМФ, инозитол-3- фосфат, диацилглицерол, ионы Са++).
5. Ионные каналы, их строение. Классификация ионных каналов.
6. Токи покоя (мембранный потенциал, ток повреждения, метаболический ток).
7. Происхождение мембранного потенциала. Значение ионной асимметрии во вне и внутриклеточной жидкости. Ионные градиенты клетки, их механизмы. Уравнение Нернста.
8. Ионные насосы (АТФ-азы): K+-Na+-евая, Ca2+-евая (плазмолеммы и саркоплазматического ретикулума), H+–K+-обменник.
9. Современные представления о процессе возбуждения. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации при действии раздражителей. Понятие о поляризации мембраны, ее деполяризации, реверсии, реполяризации и гиперполяризации.
|
10. Потенциал действия и его фазы. Условия регистрации двухфазного и однофазного тока действия.
11. Происхождение компонентов кривой однофазного тока действия, их продолжительность. Мембранно-ионная теория происхождения тока действия.
12. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия.
Контрольные вопросы к занятию № 3 на тему:
Физиология нервов и нервно-мышечного синапса
(19-24 сентября 2011 г.)
1. Значение нервной системы в механизмах регуляции функций в организме. Функция нервов.
2. Строение периферических нервных волокон. Миелинизация нервных волокон в онтогенезе.
3. Физиологические свойства нервных волокон (возбудимость и проводимость).
4. Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.
5. Классификация нервных волокон по их диаметру, скорости проведения возбуждения и особенностям потенциала действия (группы А, В и С). Возрастные изменения скорости проведения возбуждения.
6. Законы проведения возбуждения в нервах (закон анатомической и физиологической целостности нервного волокна, закон двухстороннего проведения возбуждения и закон изолированного проведения возбуждения).
7. Нервно-мышечный синапс, структура и свойства, медиатор. Понятие о холинорецепторе.
8. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу, Потенциал концевой пластинки (ПКП) и его свойства. Значение холинэстеразы.
9. Возникновение потенциала действия в мышечном волокне.
10. Понятие о лабильности.
Контрольные вопросы к занятию № 4 на тему:
Физиология мышц. Механизм мышечного сокращения
(26 сентября - 1 октября 2011 г.)
1. Физиологическая роль мышечной системы. Классификация мышц.
2. Морфо-функциональные особенности исчерченных мышц.
3. Ультраструктура миофибрилл: тонкие и толстые протофибриллы, их взаимное расположение в саркомере.
4. Сократительные белки (миозин и актин) и регуляторные белки (тропомиозин и тропонин) в составе протофибрилл, их свойства.
5. Понятие об L - системе продольных трубочек саркоплазматического ретикулума, их значение как депо Са++. Т - система поперечных трубочек мембраны миофибрилл и ее взаимодействие с L - системой.
6. Теория мышечного сокращения и расслабления (Хаксли, Катц).
7. Биоэлектрические, химические и тепловые процессы в мышцах.
8. Электромеханическая связь возбуждения и сокращения мышцы.
9. Физические и физиологические свойства мышц.
10. Режимы и виды сокращений мышц (одиночные и тетанические).
11. Одиночное сокращение и его фазы. Изменение возбудимости при возбуждении мышцы.
12. Явление суммации сокращений.
13. Тетанические сокращения: зубчатый и гладкий тетанус.
14. Понятие о лабильности (Н.Е. Введенский). Оптимум и пессимум силы и частоты для сокращения мышцы.
15. Основные отличия в строении и функции скелетных и гладких мышц внутренних органов.
Контрольные вопросы к занятию № 5 на тему: