Этика как наука о морали. Определение границ этики как учебной дисциплины, изучаю.




Лекция №2 (28.09.2011).

Этика как наука о морали.

Профессиональная этика

Этика юриста как разновидность профессиональной этики.

Предмет судебной этики.

Судебная этика как учебная дисциплина.

Соотношение норм права и морали в уголовном процессе.

Мораль рассматривается как совокупность норм, правил поведения человека в обществе, которыми руководствуются люди и которые служат критериями оценки поведения, отдельных действий, помыслов с точки зрения моральных категорий «добра» и «зла», «хорошо и плохо». Мораль составляет определенную систему социальных норм, которые регулирует поведение людей в обществе. Мораль в целом может рассматриваться как философская категория. Оценка её может быть многосторонней.

Подходы к категории «морали»:

1) С точки зрения юристов: категория, регламентирующая общественные отношения.

2) Общеспециализированное значение (Гегель): мораль как определенная философская категория рассматривается как нормы и правила, которые формируются в социальной группе. Нравственность же проявляется как свойство человека быть моральным (реализация моральной нормы). Мораль приобретает объективное значение, нравственность – субъективное (проявляется в поведении отдельных лиц).

Мораль всеобъемлющий регулятор отношений, который возникает в человеческом обществе. Влияние норм морали распространяется на различные взаимоотношения:

· человека с самим собой,

· когда человек общается с природой,

· взаимоотношение с животными,

· взаимоотношения человека с человеком,

· многосторонние человеческие взаимоотношения.

Моральные нормы могут применяться в действиях, в принимаемом решении, к формированию взглядов или установок. С точки зрения перспективных установок (например, политических установок). Все эти сферы подвержены влиянию норм морали. Нормы права являются лишь маленькой частью отношений, которые складываются в обществе.

Таким образом, мораль является основным регулятором общественных отношений в обществе.

Моральные нормы формируются, укладываются в человеческой голове посредством постоянного поведения, однотипных, одноразовых поступков, которые имеют определенное значение. При этом могут регулироваться и конфликтные отношения и бесконфликтные отношения.

Соблюдение норм морали связано с внутренней оценкой своего поведения человеком, с внутренними установками, своими воззрениями, сформировавшимися титульными образами поведения. Корректировка этих установок если и происходит, то происходит напряженно, чаще всего из вне.

Формирование моральных правил внутри человека связано с «нравственной санкцией». Она связана с идеальной духовной оценкой, которая даётся с точки зрения «хорошего и плохого», «добра и зла» в соответствии с общими нормами и принципами морали и которое человек внутренне сам осознает, воспринимает, переживает и в дальнейшем руководствуется.

Моральные санкции могут выражаться в различных формах: в стандартном поведении. Правовые санкции опираются на моральные. Но моральные санкции могут быть существеннее правовых.

Моральные нормы связаны с осознанным поведением.

Основные категории, которые связаны с моралью: нравы, обычаи, мода, поведение. С точки зрения философии мораль – это форма общественного сознания, которое проявляется в виде общественных отношений. Регулирующий элемент морали уходит на второй план. С точки зрения этики мораль рассматривается более конкретно – это основной тип регуляции действий человека.

Мораль формирует целостную систему воззрений на все явления и отношения, с которыми сталкивается человек. Система воззрений может иметь различный характер. Может формироваться вокруг человека, вокруг группы людей, проживающих на конкретной территории (складываются традиции). Моральные категории могут преобразовываться на государственном уровне и приобретать общеправовое значение (например, моральный кодекс представителей коммунизма лёг в основу законодательства Советского Союза). Привязанность к определенной территории формирует различные моральные установки.

Этика как наука о морали. Определение границ этики как учебной дисциплины, изучаю.

Этика рассматривается как философская наука. Как раздел философии, который формирует учение о нравственных нормах человеческих отношений, основанных на представлениях о справедливости, о добре и зле, о похвальном и постыдном, положительном и отрицательном и т.д.

Почему этика наука!?!?!?

Этика изучает определенный круг вопросов и вырабатывает свой понятийный аппарат:

1. Сущность морали, её происхождения, законы о развитии и функционировании морали в обществе;

2. Этика как философская наука, как раздел философии, как учебная дисциплина.

Комбинированное определение этики. Этикафилософская наука, раздел философии, учебная дисциплина, изучающая и формирующая представление о происхождении, сущности, законах развития и общественных функциях морали, о нравственности поведения человека и человеческих отношений, основанных на категориях справедливости, добра и зла, правды и лжи, смысла жизни и т.д.

Формируется профессиональная этика. Особенности её формирования связано со спецификой классификации профессии на две категории: человек объектом воздействия не является, объектом непосредственного профессионального воздействия является человек (например, учитель, воспитатель, юрист).

Глубина профессиональной подготовки, социальная значимость и социальное доверие других лиц к представителям этой профессии. Это приобретает особую значимость, когда профессиональная деятельность может нанести большой вред. Поэтому начались формироваться клятвы, присяги. Эти традиции начали формироваться в военной области, потому что военным выдавалось оружие, которое можно было применить в различных целях.

Профессиональная этика:

1) Субъекты профессиональной этики (судья, прокурор, следователь, адвокат). Вокруг них формируются соответствующие профессиональные отношения. Этот круг взаимоотношений может быть достаточно широким:

· Профессиональный (служебный)

· Внеслужебный.

2) Профессиональная деятельность:

§ Отдельная деятельность;

§ Совместная деятельность (например, судебное разбирательство).

3) Правила и условия взаимоотношений – это предмет изучения судебной этики.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!