Включение в ряд
Обследователь берет шестисоставную матрешку. На глазах у ребенка разбирает ее и собирает попарно. Затем выстраивает матрешек в ряд по величине, соблюдая между ними равные интервалы. Обследователь предлагает другому взрослому закрыть глаза, обращает на это внимание ребенка, как бы втягивая его в общую игру, затем берет одну из матрешек и выравнивает интервалы между оставшимися. Стучит по столу (это служит сигналом к тому, чтобы второй взрослый открыл глаза) и дает ему матрешку, жестом прося поставить ее на свое место в ряду. При этом ни в коем случае не следует обращать внимание ребенка на то, что ряд равномерно увеличивается или уменьшается. Когда матрешка окажется ^поставленной на свое место, обследователь предлагает ребенку закрыть глаза и проводит с ним ту же игру. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной).
При этом фиксируется:
1) Принимает ли ребенок задачу.
2) Каковы способы, которыми ребенок пользуется при выполнении задания. (Ребенок пытается поставить матрешку в ряд, без учета величины: ставит ее на любое место, ориентируется на реакцию взрослого; пробы: ребенок ориентируется на величину, но не может зрительно определить место матрешки в ряду и меняет места, пока найдет нужное; зрительное соотнесение: ребенок ставит матрешку на нужное место, не прибегая к пробам.)
3) Обучается ли ребенок.
Включение матрешек в ряд дается детям начиная с 5 лет в том случае, если они справились хорошо со всеми предыдущими заданиями. В этом возрасте допустимы пробы. Включение со зрительным соотнесением указывает на хороший уровень развития. Детям старше 6 лет дается в обязательном порядке. Для этих детей пробы также допустимы, но зрительное соотнесение уже занимает больше места. Попытки поставить матрешек без учета величины являются неадекватными.
|
Методика «Эталоны»
Цель: изучение степени обобщенности эталонов формы и уровня интериоризации действий восприятия.
Подготовка и проведение исследования. Существуют два варианта методики: для детей 6–7 лет и для детей 5–6 лет. Для детей 6–7 лет материал этой методики представлял собой тетрадку из четырех листков. На каждом листке изображено 16 предметов и под ними – один из образцов-эталонов. На всех листках изображены одни и те же предметы, но разные эталоны. Ребенок на каждом листке должен карандашом отметить предметы, форма которых соответствует находящемуся под ним эталону.
Для детей 5–6 лет диагностический материал представлял собой тетрадку из 8 листов, на каждом из которых были изображены 8 предметов и под ними – один из образцов-эталонов. На каждых двух страницах были изображены разные картинки (или вариант а, или вариант б), но один и тот же эталон (а1, а2, б1, б2 и т.д.). То есть фактически каждая страница с картинками материала, предназначенного для детей 6–7 лет, разделена на две самостоятельные страницы. На каждой странице тетрадки ребенок должен отметить те картинки, которые по форме похожи на фигуруэталон. Таких картинок по 2 на каждой странице. Задачи на каждой из страниц примерно одинаковой степени сложности.
Инструкция. Перед ребенком кладется тетрадка с материалом, он рассматривает первую ее страницу. Ребенку 6–7 лет говорится: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, одну за другой и фигурку под ними.
|
Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку и отметь их (можно просто зачеркнуть крестиком такие картинки). Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь все картинки, которые похожи на такую же фигурку. А дальше смотри внимательно – фигурка будет уже другая. Но на каждой странице нужно отметить все картинки, которые похожи на фигурку под ними».
Ребенку 5-ти лет дается другая инструкция: «Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения, но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице».
После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон, и даже провести рукой по его контуру.
Если ребенок не может найти ни одной, даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую.такое занятие уже нельзя считать диагностикой, фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса, который нарушен у ребенка.
Во время выполнения детьми задания следует обращать их внимание на анализ формы фигурок-эталонов («Внимательно смотрите на фигурки под картинками») и на анализ форм изображенных на картинках предметов («Рассмотрите все картинки»), чтобы избежать случайного выбора картинок.
После выполнения задания следует проверить, на каждой ли странице есть отмеченные картинки. Если ребенок пропустил какую-нибудь страницу, надо попросить его внимательно рассмотреть картинки и фигурку под ними. В результате выполнения задания на каждой странице должны быть отмечены фигурки. При этом с ребенком никак не обсуждается правильность выполнения задания и количество отмеченных картинок.
|
Обработка и интерпретация данных. При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок, так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются и не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальцем контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает прийти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного ребенка действия восприятия еще плохо интериоризованы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить, что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь, обучить выделению информативных точек и постепеннойинтериоризации действий восприятия.
Ошибки импульсивных детей с быстрым темпом деятельности и отсутствием ориентировки связаны с неумением организовать свою деятельность, сосредоточиться на задании: 16 фигурок, из которых надо выбрать правильную, отвлекают и рассеивают их внимание, поэтому можно уменьшить количество фигурок, закрыв три ряда из четырех листком белой бумаги. Если ребенокперестает делать ошибки, можно с уверенностью сказать, что причина его отставания – не отклонения в развитии познавательной деятельности (восприятия или мышления), а низкая организация деятельности и низкая концентрация внимания, расторможенность. В этом случае ребенку можно помочь построить план деятельности, научить ориентироваться в задании.
Если дети не могут найти правильную фигурку даже при помощи взрослого, можно говорить о возможности наличия интеллектуального дефекта (или отставания). Такие дети нуждаются в специальном обучении, им нужно помогать и ориентироваться в задании, и выделять информативные точки, и обобщать сенсорные эталоны. Именно для обучения этих детей и нужны вырезанные из картона эталоны, которые они рассматривают, описывают наиболее характерные детали, а затем прикладывают по очереди ко всем фигуркам в таблице. Взрослый должен обращать внимание ребенка на расхождения или совпадения контура фигуры и эталона. Постепенно деятельность детей усложняют, им предлагают, не пользуясь эталоном, сначала обводить контуры пальцем, а затем, по мере обучения, искать нужные фигурки без посторонней помощи.
Оценка результатов. Правильно отмеченными (для детей 5–6 лет) являются следующие картинки:
к задаче 1 – ботинок, собака;
к задаче 2 – машина, коляска;
к задаче 3 – чашка, гриб;
к задаче 4 – шапочка, корзинка;
к задаче 5 – груша, лампочка;
к задаче 6 – матрешка, гитара;
к задаче 7 – пирамида, кукла-матрешка;
к задаче 8 – морковь, желудь.
За каждую правильно отмеченную картинку ребенок получает 3 балла. За каждую неверно отмеченную картинку (которая не похожа на фигуру-эталон) ребенку начисляется «штрафной» балл. Реальный балл каждого ребенка равен разности между баллами, полученными за правильно отмеченные картинки, и «штрафными» баллами за неверно отмеченные картинки. Например, если ребенок по всем 8 страницам правильно отметил 12 картинок и отметил при этом неправильно 5 картинок, то его балл будет равен 36 – 5 = 31. Максимальный балл, который может получить ребенок, равен 48 (по всем 8 страницам).
Правильно отмеченными (для детей 6–7 лет) являются следующие картинки:
в задаче 1 – ботинок, собака, машина, коляска;
в задаче 2 – чашка, гриб, шапка, корзина;
в задаче 3 – груша, лампочка, матрешка, гитара;
в задаче 4 – пирамида, кукла, морковь, желудь.
В данном случае за каждую правильно отмеченную картинку ребенок получает 2 балла, а за неправильно отмеченную и неотмеченную нужную картинку – 1 балл. Максимальный балл, который может получить ребенок, равен 32 очкам (по всем 4 страницам). Реальный балл каждого ребенка равен разности между максимальным баллом (32) и количеством ошибок по 4 страницам. Ошибкой считается неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Например, если неотмеченных нужных картинок 5 (по 4 страницам), а неправильно отмеченных – 7, то балл такого ребенка равен: 32 – (5 + 7) = 20.
«Эталоны»
О.М. Дьяченко (для старших дошкольников, 5-7 лет)
Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
Материал. Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы, а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.
Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур - эталонов:
Инструкция. Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)
Обработка результатов и интерпретация
Правильно отмеченные картинки:
- грибок, чашка, месяц, шляпа
- коляска, стул, сапоги, кресло
- морковь, пирамидка, листок, ёлка
- лампа, матрёшка, груша, снеговик
Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
Уровни развития восприятия:
32-27 баллов - высокий
26-20 баллов - средний
от 19 и ниже - низкий
Качественный анализ результатов
1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали — выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.
2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с
выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.
3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.