Бухгалтерский учет
1. Метод бухгалтерского учета.
Установленные законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации различные способы и приемы, используемые при ведении бухгалтерского учета для решения поставленных задач, составляют метод бухгалтерского учета.
Он включает в себя следующие элементы: документирование, оценку и калькуляцию, счета и двойную запись, инвентаризацию, баланс и отчётность.
Документирование — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация — проверка фактического состояния материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостатки.
Под калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг) понимается расчет затрат, связанных с ее производством и реализацией, как по предприятию в целом, так и по видам продукции.
2. Хозяйственные средства и их классификация.
Средства предприятия по видам и размещению подразделяются на:
I Долгосрочные активы;
II Краткосрочные активы.
К долгосрочным активам относят
- основные средства,
- нематериальные активы;
- доходные вложения в материальные активы
- вложения в долгосрочные активы;
- оборудование к установке;
Краткосрочные активы - сырье, материалы, топливо и другие ценности. Они используются в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия.
Краткосрочные активы (оборотный капитал) состоят из:
|
- материальных оборотных средств;
- денежных средств;
- средств в текущих расчетах (дебиторская задолженность)
3. Источники формирования средств и их классификация.
Экономические ресурсы (активы) хозяйствующего органа формируются за счет привлечения из различных источников. В зависимости от механизма образования и использования обязательств различают источники собственных и заемных средств.
Собственный капитал – важнейший источник образования активов организации. К собственному капиталу относят – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, целевое финансирование.
Уставный капитал – это первоначально инвестированный капитал.
Добавочный капитал – образуется в результате переоценки имущества организации.
Резервный капитал формируется за счет чистой прибыли.
К собственному капиталу относят также нераспределенную чистую прибыль.
Целевое финансирование поступает со стороны государства и других организаций на определенные цели.
Амортизационные отчисления формируются из части выручки организации.
Источниками заемных средств являются краткосрочные и долгосрочные ссуды и займы, сюда относят также все виды кредиторской задолженности.
4. Назначение счетов, их построение. Виды бухгалтерских счетов. Активные счета. Понятие оборота и сальдо счетов. Примеры.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников. Различают два вида счетов: активные, пассивные. Своё название они получили от названия сторон баланса. Существуют также активно-пассивные счета, которые в какой-то ситуации ведут себя как активные счета, а в какой-то — как пассивные.
|
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств (имущества) по их составу и размещению (счета: касса, расчетный счет, основные средства, счета учета материальных ценностей и др.).
Сумма хозяйственных операций, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом (О д), а сумма хозяйственных операций, записанная по кредиту счета, называется кредитовым оборотом (О к). Итоговая сумма на бухгалтерском счете называется сальдо. Конечный остаток (С кон) по счету определяется прибавлением к начальному сальдо (С нач) оборота той же стороны счета и вычитанием из полученного итога оборота противоположной стороны.
5. Назначение счетов, их построение. Виды бухгалтерских счетов. Пассивные счета. Понятие оборота и сальдо счетов. Примеры.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников. Различают два вида счетов: активные, пассивные. Своё название они получили от названия сторон баланса. Существуют также активно-пассивные счета, которые в какой-то ситуации ведут себя как активные счета, а в какой-то — как пассивные.
Пассивные — для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению (счета: уставной и добавочный капитал).
|
Сумма хозяйственных операций, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом (О д), а сумма хозяйственных операций, записанная по кредиту счета, называется кредитовым оборотом (О к). Итоговая сумма на бухгалтерском счете называется сальдо. Конечный остаток (С кон) по счету определяется прибавлением к начальному сальдо (С нач) оборота той же стороны счета и вычитанием из полученного итога оборота противоположной стороны.
6. Назначение счетов, их построение. Виды бухгалтерских счетов. Активно-пассивные счета. Понятие оборота и сальдо счетов. Примеры.
Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета хозяйственных операций. Счета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников. Различают два вида счетов: активные, пассивные. Своё название они получили от названия сторон баланса. Существуют также активно-пассивные счета, которые в какой-то ситуации ведут себя как активные счета, а в какой-то — как пассивные.
Активные счета предназначены для учета хозяйственных средств (имущества) по их составу и размещению (счета: касса, расчетный счет, основные средства, счета учета материальных ценностей и др.).
Пассивные — для учета источников хозяйственных средств по их целевому назначению (счета: уставной и добавочный капитал).
Сумма хозяйственных операций, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом (О д), а сумма хозяйственных операций, записанная по кредиту счета, называется кредитовым оборотом (О к). Итоговая сумма на бухгалтерском счете называется сальдо. Конечный остаток (С кон) по счету определяется прибавлением к начальному сальдо (С нач) оборота той же стороны счета и вычитанием из полученного итога оборота противоположной стороны.
7. Понятие об учетной политике.
Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 «Учетная политика организации » допущений и требований.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
8. Бухгалтерский учет операций по расчетному счету.
Основные нормативные документы: Гражданский кодекс Российской федерации (часть II), «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (ред. от 25.11.2009), «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 (ред. от 11.06.2004).
Предприятие независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности обязано хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Расчетные счета (р/с) открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс.
Синтетический учет операций по р/с бухгалтерия ведет на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств предприятия на начало месяца и поступления наличных денежных средств из кассы предприятия, средств от покупателей, заказчиков, дебиторов. По кредиту счета 51 отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг), бюджету, внебюджетным фондам и др. Для отражения оборотов по кредиту счета 51 служит журнал-ордер № 2. Для записи оборотов по дебету используют ведомость № 2 для дополнительного контроля за движением денежных средств.
9. Бухгалтерский учет кассовых операций.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется Письмом ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в РФ» (ред. от 26.02.1996). Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в банке.
Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 «Касса». Сальдо счета указывает на наличие суммы денег в кассе предприятия; оборот по дебету — суммы, поступившие наличными в кассу, а по кредиту — суммы, выданные наличными. Кассовые операции, записанные по кредиту счета 50, отражаются в Ж-О № 1. Обороты по дебету этого счета записываются в разные журналы и, кроме того, контролируются ведомостью № 1.
В бухгалтерской отчетности информация о денежных средствах в кассе отдельно не показывается. В Бухгалтерском балансе в разделе «Оборотные активы» в строке «Денежные средства» отражается сумма сальдо по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета», при заполнении показателей Отчета о движении денежных средств данные по этим счетам также суммируются.
10. Учет расчетов с подотчетными лицами.
Подотчётное лицо — работник предприятия, получивший авансом денежные средства на административно-хозяйственные, командировочные расходы, а также на расходы отдельных подразделений, не состоящих на самостоятельном балансе. Порядок выдачи денег под отчет, размер авансов и сроки, на которые они могут быть выданы, установлены правилами ведения кассовых операций.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу. Синтетический учёт по счёту 71 «Расчеты с подотчетными лицами» ведётся в журнале-ордере № 7, который является комбинированным регистром и объединяет аналитический и синтетический учет. Основанием для заполнения журнала-ордера № 7 являются расходные кассовые ордера на суммы, выданные под отчет, и авансовые отчеты. К учету принимаются авансовые отчеты, проверенные арифметически и утвержденные руководителем предприятия.
11. Формы и системы оплаты труда. Первичные документы по учету труда и их оплате.
Основными системами оплаты труда являются: повременная, сдельная, аккордная. При повременной оплате труда оплата производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненной работы.
а) Простая повременная система оплаты труда — оплата за определённое количество отработанного времени независимо от количества созданных изделий или оказанных услуг. б) Повременно-премиальная система оплаты труда — к заработной плате по тарифу прибавляется премия в процентах к тарифной ставке или другому измерителю в зависимости от того, с чем связана премия.
Первичный документ при повременной оплате труда — табель учета использования рабочего времени. В нём каждый день проставляется количество отработанных работником часов.
Сдельная система оплаты труда начисляется за выполненный объём работ исходя из расценок, установленных за единицу работы. При сдельной оплате труда заработная плата рассчитывается как произведение объёма выполненной работы и сдельных расценок за единицу работы.
а) Прямая сдельная заработная плата начисляется за число единиц изготовленной продукции исходя из твёрдых сдельных расценок. Сдельные расценки устанавливаются в зависимости от квалификации работника. б) Сдельная премиальная система оплаты труда предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки или достижение определённых качественных показателей (отсутствие брака, рекламации и т.п.). в) Сдельно-прогрессивная оплата труда — заработная плата повышается при выполнении норм выработки с каждым процентом этого превышения. г) Косвенно-сдельная оплата труда — размер заработной платы рабочего находится в зависимости от результата труда обслуживаемых или основных рабочих, на работу которых он косвенно оказывает влияние.
Для учета сдельного труда применяются различные формы первичных документов: наряды на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ и др.
При аккордной системе оплаты величина заработка устанавливается за выполнение определенных стадий работ или производство определенного объема продукции, а не за каждое изделие. Используется чаще всего на стройках.
Для оформления и учета аккордных работ используется акт приемки-сдачи выполненных работ.
12. Понятие об основных средствах, оценка основных средств.
Основные средства — часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд либо для управления организацией в течение длительного времени (более 12 месяцев), способная приносить экономические выгоды в будущем.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, они длительно сохраняют свою натурально-вещественную форму и, изнашиваясь, постепенно в виде амортизации переносят свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется, в зависимости от способа поступления, по одному из приведенных ниже правил.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
13. Учет износа основных средств, методы начисления амортизации.
Амортизация — это процесс перенесения стоимости объекта на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги, выполняемые работы, стоимостной показатель потери объектом своей стоимости по причине износа.
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: • линейным способом; • способом уменьшаемого остатка; • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
14. Понятие о материально-производственных запасах, их оценка.
В качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
• используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
• предназначенные для продажи;
• используемые для управленческих нужд организации.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
В зависимости от той роли, которую играют производственные запасы, их можно разбить на следующие группы:
• сырьё — предмет труда, из которого изготовляют продукт (например, хлопок); • основные материалы (ткань лёгкой промышленности); • полуфабрикаты — это сырье, прошедшее определенные стадии обработки; • вспомогательные материалы — используются для воздействия на сырье и основные материалы для придания продукту определенных потребительских свойств;
• отходы (например, стружка, обрезки); • тара (деревянная, картонная, металлическая); • топливо; • запасные части — отдельные детали машин, оборудования; • инвентарь и хозяйственные принадлежности.
15. Классификация производственных затрат для целей бухгалтерского учета.
1. По отношению к себестоимости:
• включаемые в себестоимость — стоимость незавершенного производства на начало периода и затраты отчетного периода, непосредственно относящиеся на выпущенную продукцию;
• не включаемые в себестоимость — стоимость незавершенного производства на конец отчетного периода и затраты, не относящиеся непосредственно к производству выпущенной в данном периоде продукции.
2. По способу включения в себестоимость продукции:
• прямые — это те затраты, которые на основе первичного документа можно отнести на себестоимость определённого вида продукции (сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др.);
• косвенные — те, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельного вида продукции и включаются после определения их суммы по окончании месяца, путем распределения (освещение, отопление, заработная плата управленческого персонала). К косвенным расходам относятся общепроизводственные, общехозяйственные расходы и часть расходов на продажу.
3. По экономической роли в процессе производства:
• основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, зарплата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды и др.
• накладные расходы состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов, это расходы, связанные с обслуживанием производства и управлением.
4. По экономическому содержанию расходы группируются по элементам затрат и статьям калькуляции.
Группировка по экономически однородным элементам затрат:
• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
• затраты на оплату труда;
• отчисления на социальные нужды;
• амортизация основных фондов;
• прочие затраты (налоги, проценты за кредит, командировочные, представительские и др.).
16. Система бухгалтерских счетов для учета затрат.
Сложность процесса производства, разнообразие затрат тре буют использования в учете целой группы производственных счетов: 20 «Основное производство », 23 «Вспомогательное производство », 25 «Общепроизводственные расходы », 26 «Общехозяйственные расходы », 28 «Брак в производстве », 96 «Резервы предстоящих расходов », 97 «Расходы будущих периодов ».
Счет 20 «Основное производство» — активный, обеспечивает учет затрат на производство по элементам и статьям калькуляции. Все затраты группируются по видам изготовляемой продукции.
Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации.
Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» — активные, на них учитываются расходы по управлению и обслуживанию производства. На дебете счета 25 отражаются затраты цехов, а счет 26 учитывает расходы по управлению предприятием.
Счет 28 «Брак в производстве» — активный, предназначен для учета затрат на исправление брака и средств, затраченных на окончательный (неисправимый) брак.
Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.
Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
17. Методы учета затрат на производство и калькуляция себестоимости продукции.
Позаказный метод используется в производствах с механической сборкой деталей, узлов, изделий в целом. Производственные затраты собираются вначале по цехам, затем суммируются по предприятию в целом, и производится расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат цехов.
Попередельный метод учета применяется в тех отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных фаз обработки — переделов.
Задачей нормативного метода является своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
18. Учет конечных финансовых результатов и распределение прибыли (убытка).
Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99 «Прибыли и убытки ».
Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки » отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту — прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
На счете 99 «Прибыли и убытки » в течение отчетного года отражаются:
• прибыль или убыток от обычных видов деятельности —в корреспонденции со счетом 90 «Продажи »;
• сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц — в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы »;
• начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам ».
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 «Прибыли и убытки » закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 «Прибыли и убытки » в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
19. Сущность отчетности, требования к ней и ее состав.
Бухгалтерская отчетность — система показателей, отражающая имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период. Все предприятия и организации различных правовых форм собственности обязаны составлять на основе синтетического и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность.
Бухгалтерская отчетность должна удовлетворять приведенным ниже требованиям.
Требование достоверности и полноты представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Требование нейтральности информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает, что бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).
Требование последовательности означает необходимость придерживаться при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним принятых содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.
20. Понятие о международных стандартах бухгалтерской отчетности.
К настоящему времени на международном уровне сложилась система учётной информации — разработаны международные стандарты финансовой отчётности (МСФО).
Системы учёта разных стран различают по организационному построению, составу и количеству объектов и субъектов, видам и силе взаимосвязей учётной информации, сферам действия, характеру взаимодействия с внешней средой. Современные исследователи в области бухгалтерского учёта выделяют следующие системы: британскую, американскую, континентально-европейскую, латиноамериканскую, постсоциалистическую, систему международных стандартов финансовой отчётности и д. р.
Целесообразно типизировать многообразие систем, выделив четыре группы:
• англо - американская система (США, Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Индия, Австралия, ЮАР, англоговорящие страны Африки);
• европейская (континентальная система);
• переходная система (присущая развивающимся странам, реформирующим свою учётную систему в направлении приближения либо к одной из двух первых систем, либо непосредственно к МСФО);
• МСФО.
МСФО представляют собой учётную систему, функционирующую на международном уровне, и их особенностью является то, что они содержат одновременно и концептуальные основы составления отчётности, и собственно стандарты финансовой от чётности. Стандарты финансовой отчётности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе. Рекомендательный характер стандартов как нельзя более соответствует рыночной экономике: все предприятия, желающие установить международные экономические контакты, завладеть вниманием пользователей «без границ », прекрасно осознают необходимость составления финансовой отчётности в соответствии с МСФО. Национальные стандарты точнее и полнее охватывают специфику экономических отношений и традиций отдельного государства, поэтому полный набор международных стандартов не используется ни в одной стране мира.
Информационные системы и технологии
1. Роль ИТ в развитии экономики и общества. Понятие информационной технологии. Составные части информационной технологии.
Информационные технологии (в своем современном состоянии) и экономика тесно связаны и оказывают мощное взаимное влияние друг на друга. Прежде всего, информационные технологии в том виде, в котором они существуют сейчас, сформировались благодаря тому, что представители сфер бизнеса и управления поняли, что информация и информационные технологии являются мощным ресурсом для развития. Благодаря такой востребованности, ИТ в последнее десятилетие стали одной из самых быстроразвивающихся отраслей, обогнавшей по темпам развития даже космические технологии. С периодичностью в несколько месяцев происходит значительный шаг вперед и связанная с этим полная смена стандартов.
Таким образом, основная роль ИТ в развитии экономики —обеспечивать эффективное использование информационных ресурсов.
Информационная технология—это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, накопление, хранение, поиск, обработку, выдачу и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности.
Операционная система (ОС) — программные средства, обеспечивающие управление выполнением программ и предоставляющие пользователю базовый набор команд, с помощью которых можно выполнять ряд операций с файлами.
Системы программирования в основном используются для проектирования ЭИС и представляют язык программирования и программу перевода (компилятор, интерпретатор) с этого языка в машинные коды.
Программы технического обслуживания предоставляют сервис для эксплуатации компьютера, вычисления ошибок при сбоях, восстановления испорченных программ и данных и т.д.
Прикладное программное обеспечение определяет разнообразие информационных технологий и состоит из отдельных прикладных программ или пакетов, называемых приложениями.
Средства проектирования и системы программирования служат для создания экономических информационных систем, применяемых на рабочих местах работником банка, бухгалтерии, налоговой полиции, кредитно-финансового отдела для выполнения своих профессиональных функций.
2. Платформа информационного обеспечения.
Платформа ИТ определяется как комплекс аппаратных средств, реализованных на соответствующем типе процессора и соответствующей операционной системы.
Рассмотрим основные характеристики, которыми должна обладать платформа:
1) необходимая производительность. В зависимости от задач, стоящих перед организацией, платформа должна обеспечивать необходимую производительность. С ростом организации ее информационные потребности могут значительно вырасти, поэтому также необходимо обеспечить возможность роста производительности платформы;
2) высокая надежность и живучесть. Информационные системы, реализуемые на базе платформы, не могут простаивать, так как при этом останавливается работа организации. Поэтому необходимы, с одной стороны, надежность и устойчивость системы к неполадкам, а с другой стороны, возможность устранения неисправности без остановки общей работы;
3) защита от несанкционированного доступа. В большинстве информационных систем хранится конфиденциальная информация, поэтому необходимы средства защиты информации от доступа посторонних лиц.
3. Классификация информационных технологий.
По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в программном аспекте и включают: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизированные банки данных, обработку графической и звуковой информации, мультимедийные и другие системы.
Обеспечивающая ИТ —стандартные, общеупотребительные инструментарии в виде текстовых и табличных процессоров, СУБД, экспертные системы, которые могут использоваться как инструментарий в конкретных предметных областях для решения различных задач.
Функциональная ИТ представляет собой модификацию обеспечивающей ИТ для выполнения конкретной предметной технологии.
По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать ИТ с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным и вычислительным ресурсам.
Пакетный режим исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме.
Режим реального времени—это технология, которая обеспечивает такую реакцию управления объектом, которая соответствует динамике его производственных процессов.
Режим разделения времени —технология, которая предусматривает чередование во времени процессов решения разных задач на одном компьютере.
Интерактивный режим может носить характер запроса или диалога с ЭВМ.
4. Основные процедуры преобразования информации, составляющие ИТ решения экономических задач.
Информационная технология решения экономических задач включает следующие важнейшие процедуры, которые могут быть сгруппированы по функционально-временным стадиям:
• сбор и регистрация информации;
• передача ее к месту обработки;
• машинное кодирование данных;
• хранение и поиск;
• вычислительная обработка;
• тиражирование информации;
• принятие решений и выработка управляющих воздействий.
5. Стандарт пользовательского интерфейса ИТ и его виды.
Пользовательский интерфейс —это методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами компьютера.
Интерфейс пользователя—элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением.
В выпусках 2003 и ранее приложений Microsoft Office для выполнения своей работы пользователи использовали систему меню, панелей инструментов, диалоговых окон. Эта система работала хорошо, когда в приложениях было ограниченное число команд. В настоящее время, когда программы выполняют намного больше функций, система меню и панелей инструментов работает не так хорошо. Слишком много программных возможностей многим пользователям трудно найти. По этой причине целью переработки дизайна пользовательского интерфейса Microsoft Office было упрощение для пользователей процедур поиска и использования всего диапазона возможностей, предоставляемых этими приложениями. Имея в виду эти цели, компанией Microsoft был предложен новый вид пользовательского интерфейса выпуска 2007 Microsoft Office Fluent.
6. Технология OLE — связь и внедрение объектов.
Для создания и обработки составных документов используется универсальный механизм, так называемая технология «Связь и внедрение объектов» (OLE — Object Linking and Embedding).
В общем случае технология OLE дает следующие преимущества: