Типы и формы социального контроля




Выделяется два типа социального контроля:

внутренний контроль или самоконтроль – в его процессе человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящего из стихийных импульсов. В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться со своим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ. Пример: Россию захлестнул вал тяжких преступлений против личности, в том числе убийств. До 90% убийств, совершаемых только в Приморском крае, являются бытовыми, т. е. совершаются в результате пьяных ссор на семейных празднествах, приятельских встречах и т. п. По мнению практиков, подспудной причиной трагедий является мощный контроль со стороны государства, общественных организаций, партий, церкви, крестьянской общины, очень жестко опекавших россиян практически все время существования российского общества — со времен Московского княжества и до конца СССР. Во время перестройки внешнее давление начало ослабевать, а возможностей внутреннего контроля оказалось недостаточно для поддержания стабильных социальных отношений. В итоге мы наблюдаем рост коррупции в правящем классе, нарушений конституционных прав и свобод личности. А население отвечает власти возрастанием преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

внешний контроль — это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм, существует в неформальной и формальной разновидностях.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контрольоснован на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:

— телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;

— рэкет — инструмент прямого жесткого контроля;

— уголовный кодекс — прямой мягкий контроль;

— экономические санкции международного сообщества — косвенный жесткий метод.

 

Механизмы социализации

В научной литературе выделяют, прежде всего психологические механизмы социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, "механизмов". Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации.

Одним из первых это попытался сделать З. Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения — исключения, имитации, запрещения, замещение (подстановка), имитация и идентификация.

В концепции ролевого поведения Дж. Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание «обобщенного другого» происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли — это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение боли — фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.

Французский социальный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет, а А.В.Петровский закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные А.В. Мудрик с точки зрения педагогики выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на разных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующее.

- Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних этапах возможно запечатление каких либо образов, ощущений.

- Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимвми лицами.

- Подражание – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

- Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образом.

- Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным "Я" человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

 

К механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно появляется тогда, когда человек знает, "как надо", "когда надо", но это его знание противоречит традициям его окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель Мишель Монтень, который писал: "… Мы сколько угодно можем твердить свое, а обычаи и общепринятые житейские правила тащат нас за собой". Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но в последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут всплыть в поведении человека при очередном изменении жизненных условиях или последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные для его социализации, так и реализующие социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально0одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

Надо иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представлении образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как подметил реформатор западноевропейского балета Жан Жорж Новер, "поскольку страсть, испиваемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать". Люди с в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определнный стиль поведения и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно знгачимыми для него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

 

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили названия институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Бернс, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), её роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989).

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить всё чаще. Я.Л. Коломинский, например, употребляет понятие «возрастная социальная психология» и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был бы включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967). Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения – хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход её в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если рассмотреть её в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о её институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленности в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности (Андреева Г.М. Социальная Психология 2002).

 

 

Первичная социализация

В социализации как в процессе выделяют этапы. Прежде всего, процесс делят на две большие группы: первичная, охватывающая период детства, и вторичная, занимающая более длительный временной промежуток времени и включающая также в себя зрелый и преклонный возраст, социализации, с которыми также связаны агенты и институты социализации.

Термин «первичная» в социологии относится ко всему, что составляет непосредственное ближайшее окружение человека. Это его родители, браться, сестры, братья, близкие и дальние родственники – все это агенты первичной социализации. Собственно, это не только ближайшая к человеку среда, но и важнейшая сфера для его формирования, особенно на ранних стадиях развития. Первичная социализация – сфера межличностных отношений. Вот почему для первых этапов социализации важно присутствие семьи близко от ребенка и контроль над его развитием. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, к которой он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которой лежат связи между индивидами и освоение социальных навыков.

В общем процесс социализации личности можно разделить на 4 этапа: первое детство, детство и отрочество, зрелость и старость. К первичной социализации относится детство и отрочество.

Первое детство очень важно. Первые мгновенья жизни малыша имеют наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из родителей. В основе формирования этой связи лежат взгляды и, в особенности, улыбки. Известно, что, начиная со второй недели, малыш начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу и даже способен отличить лицо своей матери от лица чужого, незнакомого человека.

Между 8-м и 12-м месяцами у ребенка начинают четко проявляться привязанности. Ребенок четко может определить, что у него пропал из виду знакомый предмет. Яркий пример: если ребенка отнять от матери и передать в руки незнакомому человеку, малыш разразится плачем, но не только потому, что ему страшно перед незнакомым человеком, то есть в незнакомой обстановке, а больше влияет на его реакцию неузнавание в новом лице материнских черт. Именно этот этап связан с развитием представлений о постоянстве. Кроме того, постоянное присутствие рядом социального партнера приводит на 8-м или 9-м месяце жизни представления у ребенка о собственной перманентности.

В отрочестве группы сверстников играют важную роль, ведь ребенок в таком возрасте гораздо легче и охотнее идентифицирует себя с другими подростками, нежели со старшими. Этот период связан с формированием установок и развитием идентификаций.

Первичная социализация завершается, когда в сознании индивида укоренено понятие «обобщенного другого» и все, что его сопровождает. С этого момента он становится действительным членом общества и субъективно обладает своим Я и миром.

 

 

Вторичная социализация

Вторичная социализация, как уже было сказано, охватывает в большей степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи.

С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами.

Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого и ребенка: социализация взрослого в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

То есть детям в их большинстве свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.

 

 

Вывод

Основную роль в процессе социализации играют агенты социализации или институты, если говорить о вторичной социализации. Именно на них ложится ответственность по воспитанию нового члена общества или перевоспитанию уже оформившейся личности ради ее вхождения в новую социальную роль.

Итак, социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Основными процессами социализации, несмотря на все теории, можно назвать ресоциализацию и десоциализацию как наиболее распространенные. Ведь большую часть жизни человек проводит в осознанном, взрослом состоянии, в котором происходит вторичная (продолженная) социализация. Именно ей в большей степени принадлежат две вышеназванные стороны этого социального процесса.

В сегодняшней России этот значимый для общества процесс проходит довольно трудно. Из-за постоянных сбоев в финансировании институты социализации, которые участвуют в становлении личности детей, не полностью справляются со своей задачей. Поэтому нынешнее общество начинает терять свои корни, так необходимые для полного становления личности. В настоящей России личность ограничивается в свободе выбора, при помощи бюджетной политики создаются условия, ведущие население России к моральному разложению.

Список использованной литературы:

1. Лавриненко В.Н. Социология. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

2. Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.

3. Вичев В. «Мораль и социальная психика». – М., 1978.

4. Кравченко А.И. «Введение в социологию». – М., 1995.

5. Майерс Д. «Социальная психология». – СПБ., 1997.

6. Свенцицкий А.Л. «Социальная психология». - М., 2004.

7. Харчёв А.Г. «Социология воспитания». – М., 1990

8. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.

9. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002.

10. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.

11. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. – М.: Логос, 1999.

 


[1] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.- С 117-118

[2] Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117

[3] Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// https://www.ncstu.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: