Результаты исследований и их обсуждение




 

Мы понимаем, что при анализе данных только двух классов трудно сделать объективные выводы. Но, тем не менее, на основе обработанных нами данных, можно сделать следующие выводы.

Следует отметить, что при отборе детей в гимназический класс учитываются не только интеллектуальные способности, но и физическое здоровье.

По сведениям из «Индивидуальных карт ребенка (ф.№26)» 10 обычного и гимназического классов была составлена таблица.


Таблица 3.1 - Сравнение карт здоровья учеников гимназического и обычного классов.

    Характеристики гимназический обычный
5 класс 9 класс 5 класс 9 класс
Число детей % от общего Число детей % от общего Число детей % от общего Число детей % от общего
Показатель временной нетрудоспособности   1,8   1,5   4,43   4,57
Показатель уровня здоровья                
Индекс здоровья   63,6   68,2   47,6   66,7
Количество детей с хроническими заболеваниями - - - -        
Количество детей по видам заболеваний: - миопия - увеличение щитовидной железы - болезни мочевыводящей системы - кариес - плоскостопие - сутулость/сколиоз - болезни органов дыхания - аллергия               -   -     22,7 4,5     4,5     31,8 13,6 - 18,2   -         -           27,3 13,6     -     9,1 13,6 13,6 4,5   4,5               -     23,8 28,6     9,5     19,0 9,5 4,8 28,6   -               -     33,3 9,5     4,8     14,3 4,8 14,3 9,5   -
Группы здоровья:   -   14,3 4,7 -   - -   23,8 76,2 - -     4,7 76,3 4,7 14,3   - -   - 85,7 -
Группы физкультуры:     14,3 4,7   -   23,8 76,2 -     4,7 76,3   -   - 85,7

 


Сравнивая карты здоровья учащихся гимназического и обычного классов, можно увидеть следующие результаты: по характеристике показателей временной нетрудоспособности заметно, что в гимназическом классе число детей, пропускающих занятия по болезни, в 9 классе снизилось по сравнению с 5. В обычном классе идет противоположный процесс – возрастает число временно нетрудоспособных детей. При сравнении показателей гимназического и обычного классов между собой, можно сделать вывод, что они значительно отличаются: детей, пропускающих занятия по болезни в обычном классе, почти в три раза больше. Эта тенденция характерна как для пятых, так и для девятых классов.

Заметно отличается и уровень здоровья в классах. Если в гимназии в 5 классе из 21 ребенка - 20 были с 1 и 2 группой здоровья (95%), то уже в 9 классе – все дети относились к этим группам здоровья. Аналогично первому показателю, в обычном классе отмечается уменьшение числа детей с 1 и 2 группой.

Следовательно, уровень здоровья в гимназическом классе выше, чем в обычном классе, более того, на протяжении 4 лет эта разница возрастает.

По показателю – индекс здоровья детей – в обоих классах отмечается улучшение к 9 классу, но вновь лидирует гимназический класс. Нужно отметить и то, что в 5 классах разница показателей составляла 16%, а в 9 – она выравнивается и составляет около 2%.

Рассматривая количество детей с различными заболеваниями, прослеживается, что большинство из них учатся в обычном классе, так как, во-первых: в гимназии вообще нет детей с хроническими заболеваниями, в отличие от учащихся обычного класса (хотя там наблюдалось за последние годы снижение числа таких детей), а во-вторых, в обычном классе превышает число детей с конкретным видом заболевания. Но, тем не менее, число детей по видам заболевания растет в обоих классах. Если в пятых классах количество детей, страдающих миопией, было одинаковым в рассматриваемых классах, то к девятому возрастает, как в гимназическом, так и обычном классе. Число детей, страдающих увеличением щитовидной железы, в гимназическом классе возросло с пятого по девятый класс, а в обычном - снизилось. Обратный процесс просматривается при сравнении детей, больных кариесом: в гимназическом классе уменьшается количество таких детей, а в обычном, напротив, - возрастает. Широко распространены в исследуемых классах болезни костной системы, в частности: сколиоз, плоскостопие, сутулость. Так, число учеников с плоскостопием в гимназическом классе не изменилось на протяжении с пятого по девятый класс, в обычном - уменьшилось. В обоих классах за последние годы возросло число детей со сколиозом и сутулостью. В тоже время, в этих классах, снизилось число детей с заболеваниями органов дыхания. К наименее распространенным заболеваниям относятся болезни мочевыводящей системы и аллергия, которая отмечалась в девятом гимназическом классе.

Большая часть детей обоих классов и в 5, и в 9 классах относились ко второй группе здоровья и физкультуры. Детей с 1 группой в гимназическом 5 классе было 3, а к 9 их стало 5, в обычном классе картина иная: 5 классе – 1 ребенок, в 9 - ни одного. Если сравнивать количество детей с 3 и 4 группой, то наблюдается следующее: в 5 классе - 4 ребенка в обычном классе, 1 в гимназическом, к девятому классу в обычном осталось 3 человека, а в гимназическом таких детей нет.

По итогам обработки ответов на анкету «Мое здоровье» была составлена таблица и диаграммы.

 

Таблица 3.2 - Сравнение оценки своего здоровья учениками гимназического и обычного классов.

Показатели гимназический обычный
1. Пропуски занятий по болезни: - часто - редко - нет    
2. Выполнение физической зарядки: - да - иногда - нет     -
3. Посещение уроков физкультуры: - да - иногда - нет   -   2 (освобождены)
4. Занимаешься на уроке физкультуры: - с отдачей - без желания - лишь бы не ругали    
5. Занимаешься спортом: - систематически - не систематически - нет    
6. Наличие физических пауз на уроках: - да - нет   -   -

 

Анализируя данные таблицы 2 и диаграмм 1 и 2, составленных на основе анкеты «Мое здоровье», можно отметить то, как оценивают свое здоровье ученики гимназического и обычного классов. Показатели демонстрируют, что большинство детей гимназического класса практически не пропускают занятия по болезни, чего не скажешь о детях обычного класса. Большая часть детей того и другого класса вообще не делают физическую зарядку. Регулярно посещают уроки физкультуры большая часть детей обычного класса, в гимназии этот показатель несколько ниже. 60% детей гимназического класса занимаются на уроках физкультуры с желанием, тогда как в обычном классе 50% детей относятся к занятиям на этом уроке по принципу «лишь бы не ругали». В то же время дети, которые систематически занимаются спортом, составляют всего треть класса. Физических пауз на уроках не проводят ни в одном классе.

Ответы на вопросы анкет «Учебная нагрузка» и «Домашнее задание» были обобщены в таблицы.


Таблица 3.3 - Сравнение отношения к домашним заданиям

Показатели гимназический Обычный
1. Затраты времени на выполнение домашнего задания: - оптимальное состояние - допустимое состояние - критическое состояние   64,3 21,4 14,3   5,9 47,1
2. Затраты времени на выполнение заданий по отдельным предметам: - оптимальное - допустимое - критическое     23,1 69,2 7,7     52,9 47,1 -
3. Настроение перед выполнением домашних заданий: - оптимальное - допустимое - критическое   21,4 71,4 7,2   11,8 82,4 5,8
4. Домашние задания и режим дня: - оптимальное - допустимое - критическое   - 14,3 85,7   41,2 11,8 35,2
5. Соответствие домашних заданий уровню восприятия домашних заданий: - полное соответствие - частичное соответствие - не соответствует     33,3 6,7     11,8 88,2 -
6. Степень усталости после выполнения домашних заданий: - незначительная - иногда значительная - значительная   30,8 61,5 7,7   5,9 64,7 23,5
7. Трудоемкие, но малоэффективные задания на дом: - да - не совсем - нет   28,6 28,6 42,8   82,4 11,8 5,8
8. Завышение объема домашних заданий по предметам (ответ – да): - русский язык - литература - алгебра - физкультура - физика - химия - история - география - биология - иностранный язык     13,3 93,3 6,7 20,0 13,3 6,7 60,0 40,0 20,0 66,7     5,8 11,8 11,8 11,8 11,8 11,8 17,6 35,3 23,5 58,8

 

Таблица 3.4 - Оценка учебной нагрузки учениками гимназического и обычного классов (средний балл)

Вопросы анкеты гимназический обычный
1.Нравится ли тебе учиться в нашей школе? 1,4 2,3
2. Легко ли тебе дается учение? 2,3  
3. Устаешь ли ты после дня занятий в школе? 2,2 2,2
4. Испытываешь ли ты усталость в конце учебной недели? 2,5 1,7
5. Устраивает ли тебя режим 6-ти дневной рабочей недели? 1,3 1,8
6. Устаешь ли после выполнения домашних заданий?   1,9
7. Учитывают ли учителя особенности профильной направленности обучения?   1,5
8. Имеешь ли достаточное количество времени для занятий по интересам? 2,3  
9. Реагируют ли учителя на твои замечания по вопросам учебной нагрузки? 2,4 1,5
10. Успеваешь ли ты отдохнуть в течение перемены? 1,1 1,4
11. Удовлетворенность расписанием уроков по дням недели: - понедельник - вторник - среда - четверг - пятница   1,7 1,9 1,9 1,6   1,1 2,8 2,6 1,5

 

Подводя итоги по таблице 3.3, было отмечено, что затраты времени на выполнение домашнего задания у большей половины гимназистов являются оптимальными, тогда как у учеников обычного класса – критическими. В то же время задания по отдельным предметам 53% учеников обычного класса выполняют в оптимальные сроки, а 69% гимназистов – в допустимое. Основная часть детей гимназическом и обычном классах садится за выполнение домашнего задания без желания, но с чувством долга. К выполнению домашнего задания практически все гимназисты приступают вечером, это является нарушением режима дня. В обычном классе такое отмечается лишь у трети детей. Домашнее задание полностью соответствует уровню восприятия у значительного количества детей в гимназии, в обычном – частично. После выполнения домашнего задания больше устают учащиеся гимназического класса, но эта разница незначительна. С тем, что учителя учитывают особенности профильного обучения и реагируют на их замечания по вопросам учебной нагрузки, в большей степени согласны гимназисты, чем ученики обычного класса. Больше времени на занятия по интересам имеют ученики гимназического класса.

При рассмотрении таблиц 3.3 и 3.4, заметно, что детям обычного класса больше нравится учиться в нашей школе, но учеба им дается тяжелее, чем гимназистам. Но в обоих классах показатели усталости детей в конце учебного дня равны, в конце учебной недели большую усталость отмечают ученики гимназического класса. Ученики обоих классов предпочитают заниматься по пятидневной рабочей неделе.

Полностью отдохнуть в течение перемены удается ученикам обычного класса. Завышение объема домашнего задания учащиеся гимназического класса отметили по литературе (93,3%), иностранному языку (66,7%) и истории (60%), а обычного – только по иностранному языку (58,8%). С тем, что в качестве домашнего задания имеют место трудоемкие, но малоэффективные домашние задания согласилась большая часть учеников обычного класса, тогда как в гимназии большинство с этим утверждением не согласно.

Анализируя показатели графика 1, составленного по ответам на 6 вопрос анкеты «Мое здоровье», можно отметить, что наибольшая усталость учеников гимназического класса наблюдается на 2 и 4 уроках, уменьшается на 3 и 5. В обычном классе дети больше устают на 3 и 4 уроках, усталость уменьшается после 5 урока.

График 2, составленный по вопросу 11 анкеты «Учебная нагрузка», отображает личную оценку расписания уроков по дням недели. Менее всего дети обоих классов удовлетворены расписанием на понедельник и пятницу. Это можно объяснить тем, что понедельник – это начало учебной недели после двух выходных, а к пятнице накапливается усталость. Большую удовлетворенность вызывает расписание на среду. Следует отметить, что расписание уроков больше устраивает гимназический, нежели обычный класс.

Таким образом, состояние здоровья учеников гимназического класса выгодно отличается по сравнению с учениками обычного класса. Это можно объяснить тем, что ученики гимназического класса имеют более высокий интеллектуальный уровень, менее ответственно подходят к выполнению домашних заданий и затрачивают на него меньше времени, чем ученики обычного класса, что позволяет им легче справляться с учебной нагрузкой.

Выводы и рекомендации

1. Здоровье учеников гимназического класса лучше, чем учеников обычного.

2. Учебная нагрузка оказывает влияние на здоровье учеников обоих классов.

3. Ученики гимназического класса легче справляются с учебной нагрузкой благодаря интеллектуальным способностям и меньшей обязательности.

 


Заключение

 

В 2010-2007 учебном году физическое воспитание учащихся всех типов учреждений образования должно отвечать требованиям Законов Украины "Об образовании" и "О физической культуре и спорте" и соответствовать базовым учебным планам. Образовательной целью предмета "Физическая культура" в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, является формирование физической культуры личности.

Физическую культуру личности характеризуют наличие мотивации физкультурных и спортивных занятий, необходимые для них знания, двигательные умения, навыки, способы деятельности, разносторонняя базовая физическая подготовленность, активная физкультурная или спортивная деятельность, а также устойчивый интерес к физкультурным и спортивным занятиям.

Учитель оценивает учащихся отметками на уроках физической культуры за:

1. Знания: а) общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физкультуры и спорта; б) теоретические сведения по основным видам движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, соревнований; в) обеспечение безопасности физкультурных занятий.

2. Умения и навыки: контроль не только результатов, но и процесса освоения учащимися техники физических упражнений. Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Вместе с тем учитель может оценивать у учащихся методические, организаторские и инструкторские умения и навыки.

3. Уровень физической подготовленности учащихся с использованием программных материалов, а также различных контрольных и тестовых упражнений (см. приложение).

4. Домашние задания, предусматривающие самостоятельное изучение теоретических сведений из области физической культуры, разучивание и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера.

5. Прилежание, включающее в себя отношение ученика к уроку и к учебному предмету в целом, добросовестное выполнение задания учителя, стремление к индивидуально максимальным достижениям, а также знание и соблюдение правил безопасности физкультурных и спортивных занятий.

Домашние задания предусматриваются при разработке поурочных планов. По своей направленности они могут быть трех видов:

1. Задания, связанные с освоением техники отдельных или комплексов упражнений;

2. Задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

3. Задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания, сроки, на которые они задаются, могут колебаться от одной - двух недель (первый и третий виды) до одного-двух месяцев (второй вид).

В графе для записи домашних заданий учитель может кратко записать словами само задание или указать номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, "Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола" (до 16.12.2009 г.). Или "Упр. №12(мальчики), № 9(девочки)" - до 16.02.2010г.

Для второго вида домашних заданий учителя физической культуры разрабатывают самостоятельно критерии оценки домашнего задания (отдельно для мальчиков и девочек) по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся.

 


Список использованной литературы

 

1. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке/Под ред. Д. В. Колесова. – М.:Педагогика,1987.

2. Аникина Т.А., Ковтун Л.Г. и др. Избранные главы по возрастной физиологии. - Казань, 1992.

3. Больсевич В.К. Физическая активность человека. – М., 1987.

4. Больсевич В.Т., Запорожанов П.Д. Возрастное развитие физических качеств человека. – М., 1992.

5. Букреев Л.О. Возрастные особенности циклических движений детей и подростков. – К., 1989.

6. Галик Б.В. Тренировка юных легкоатлетов. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

7. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1970.

8. Герасимова Г.Н., Павлычева Л.А. Возрастные изменения опорно-двигательного аппарата и их связь с развитием двигательных качеств. – М., 1991.

9. Гигиена детей и подростков: Учебник /Под редакцией Г. Н. Сердюковской. – М.: Медицина,1986.

10. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – Х., 1996.

11. Гонестова Е.Д. Особенности физиологических характеристик спортсменов разных видов спорта. // «Теория и практика физического воспитания», 1993, №3.

12. Горкин М. Я. и др. Большие нагрузки в спорте. – К.: Здоров'я, 1971.

13. Дворкин Е.К., Медведев А.А. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств. – К., 1988.

14. Диагностика функциональной подготовленности и критерии оценки показателей адаптации юных спортсменов разного возраста и пола с учетом биологического созревания и уровня подготовленности. – М., 1993.

15. Дьячков В. М. Методы совершенствования физической подготовки спортсменов старших разрядов. – М.: Физкультура и спорт, 1961.

16. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – К., 1985.

17. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма. // «Физическая культура и спорт», 1984, №8.

18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

19. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. – К., 1993.

20. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребёнка: Учебник/Под ред. К. П. Дорожновой. – М.: Медицина,1983.

21. Семкин А.А. Возрастные особенности развития организма в связи с занятием спортом. – Минск, 1969.

22. Фомин А.Д. Возрастные особенности физического воспитания. – М., 1979.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: