законодательство об охране атмосферного воздуха




 

Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами. Основным законодательным актом, наиболее полно регулирующим общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, является Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха". В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

В этом законодательном акте получили дальнейшее развитие правила о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ и других воздействий, включая воздействие на погоду и климат.

Многие нормы ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены и на охрану атмосферного воздуха. Нормы законов, регулирующие вопросы воздухопользования и охраны атмосферного воздуха, детализируются и конкретизируются в указах Президента РФ, Постановлениях правительства РФ.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия на атмосферный воздух:

а). производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

б). территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов как стационарных, так и передвижных, с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования. Производственные нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств. Помимо этого устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий. ПДК характеризует качество окружающей среды.

Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также не использование имеющихся сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Не допускается, кроме того, эксплуатация транспортных и иных передвижных средств с превышением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ.

Установлен запрет на производства, постановку на государственный учет и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, не имеющих сертификатов, содержащих сведения о соответствии содержания загрязняющих веществ в отработанных газах установленным нормативам выбросов; не разрешается размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля осуществляется государственный учет (инвентаризация) неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Предупреждению загрязнения атмосферного воздуха служит право органов представительной и исполнительной власти, органов специализированного контроля принимать решения о приостановке эксплуатации или даже о закрытии предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных средств, загрязняющих атмосферу и создающих угрозу жизни и здоровью людей.

Законодательством предусматривается также создание зеленых зон вокруг предприятий-загрязнителей, проведение лесопосадок в целях нейтрализации вредных выбросов.

Таков далеко не полный перечень предусмотренных законодательством мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.

Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения и норм в экологической сфере привела к существенному расширению базы законодательного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности, служат следующие:

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03. 1997 г. с изм. и доп., вступившими в силу 06.06. 2008 г. В нем особые требования предъявляются к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.

Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от 25.04. 1997 г., ред. от 18.12. 2006 г. устанавливает правовые основы проведения комплекса работ по обеспечению защиты окружающей среды.

Уголовный кодекс от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ ред. от 13.05. 2008 с изм. от 27.05. 2008 г. имеет ряд статей, касающихся атомной промышленности, содержит определение «экологические преступления».

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01. 1996 г., ред. от 22.08. 2004 г. В целях его реализации Правительством РФ был принят ряд постановлений, которые касаются права размещения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, их хранения и перевозки.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.10. 1995 г. № 170-ФЗ, ред. от 01.12. 2007 г.

В Госкомэкологии России рассмотрено и утверждено несколько нормативно-правовых документов, касающихся охраны атмосферы, в частности по методике расчета выбросов в атмосфера загрязняющих веществ.

ГОСТ (1986)"Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами дизелей, тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин».

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательства, осуществляется органами государственной власти и управления всех уровней, органами местного самоуправления и специально уполномоченными на то государственными межведомственными органами. Под государственным контролем за охраной атмосферного воздуха понимается система мер, направленных на обеспечение строгого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него, т.е. формирование системы мониторинга воздушной среды. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий – источников его загрязнения. Последние, в свою очередь, вносят изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.

Контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха в пределах предоставленной компетенции осуществляют также руководители министерств, комитетов, служб, объединений, фирм, предприятий, учреждений, организаций и других органов как лично, так и через специальные природоохранные структурные подразделения (инспекции, службы, отделы лаборатории, цеха, участки и др.) или должностных лиц, непосредственно отвечающих за вопросы охраны окружающей среды.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. В системе правового обеспечения охраны атмосферного воздуха большое значение придается борьбе с нарушениями воздухоохранного законодательства, особенно их предупреждению. В этих целях используется система мер юридической ответственности. В законодательстве закреплены виды правонарушений, совершение которых влечет за собой дисциплинарную, административную, материальную (гражданско-правовую), уголовную ответственность. Комплексное применение перечисленных правовых мер способствует оздоровлению воздушного бассейна и в целом окружающей среды.

Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических проблем, и кардинальное их решение в короткие сроки. Необходимо развивать новые методы получения энергии основанные не на деструктуризации веществ а на других процессах. Человечество как единое целое должно взяться за решение этих проблем, ведь если ничего не делать, Земля скоро прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Боголюбов С.А. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. - М., 1996.

2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Лоббе-Вольфф Г. Экологическое право. Учебник. – М.: Изд-во "ЭКСМО", 2005.

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. – 3-е изд. – М.: Юристъ, 2005.

4. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (1991).

5. Малахов В.М., Сенин В.Н. Тепловое загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями // Серия «Экология». - М., 1996.

 

 

Камчатский край 36.6 тыс. тонн

Пермский край 395.3 тыс. тонн

Чукотский автономный округ 26.7 тыс. тонн

Еврейская автономная область 24.2. тыс. тонн

Сахалинская область 99.5 тыс. тонн

Магаданская область 28.4 тыс. тонн

Амурская область 117 тыс. тонн

Хабаровский край 127.6 тыс. тонн

Приморский край 227.5 тыс. тонн

Республика Саха (Якутия) 162.4. тыс. тонн

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1 тыс. тонн

Агинский Бурятский автономный округ 4.5. тыс. тонн

Читинская область 136.9 тыс. тонн

Томская область 319.7 тыс. тонн

Омская область 197.6 тыс. тонн

Новосибирская область 207.4 тыс. тонн

Кемеровская область 1453.8 тыс. тонн

Иркутская область 553.7 тыс. тонн

Красноярский край 2500.4 тыс. тонн

Алтайский край 215 тыс. тонн

Республика Хакасия 93.5. тыс. тонн

Республика Тыва 21.4. тыс. тонн

Республика Бурятия 90.7 тыс. тонн

Республика Алтай 11.5. тыс. тонн

Ямало-Ненецкий автономный округ 1094.7. тыс. тонн

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 2907.4 тыс. тонн

Челябинская область 970.4 тыс. тонн

Тюменская область 4085.7 тыс. тонн

Свердловская область 1220.4 тыс. тонн

Курганская область 49.6 тыс. тонн

Ульяновская область 42.5. тыс. тонн

Саратовская область 161.5. тыс. тонн

Самарская область 324.8. тыс. тонн

Пензенская область 25.6 тыс. тонн

Оренбургская область 804.3. тыс. тонн

Нижегородская область 148.6 тыс. тонн

Кировская область 93.3. тыс. тонн

Чувашская Республика 28.6 тыс. тонн

Удмуртская Республика 119.9 тыс. тонн

Республика Татарстан 266.2 тыс. тонн

Республика Мордовия 31.9. тыс. тонн

Республика Марий Эл 27.7 тыс. тонн

Республика Башкортостан 406.6 тыс. тонн

Ростовская область 163.3. тыс. тонн

Волгоградская область 226.9 тыс. тонн

Астраханская область 128.8 тыс. тонн

Ставропольский край 69.3 тыс. тонн

Республика Адыгея 2.8. тыс. тонн

Чеченская Республика 90.1 тыс. тонн

Республика Северная Осетия-Алания 5.4 тыс. тонн

Карачаево-Черкесская Республика 20 тыс. тонн

Республика Калмыкия 5.5 тыс. тонн

Кабардино-Балкарская Республика 2.5. тыс. тонн

Республика Ингушетия 1.2. тыс. тонн

Республика Дагестан 16.5 тыс. тонн

Краснодарский край 143 тыс. тонн

Ненецкий автономный округ 144.7. тыс. тонн

г. Санкт-Петербург 45.9 тыс. тонн

Псковская область 16.5 тыс. тонн

Новгородская область 48.6 тыс. тонн

Мурманская область 295.3 тыс. тонн

Ленинградская область 236.6 тыс. тонн

Калининградская область 35.6 тыс. тонн

Вологодская область 463 тыс. тонн

Архангельская область 402.7. тыс. тонн

Республика Коми 654.8. тыс. тонн

Республика Карелия 120 тыс. тонн

г. Москва 79 тыс. тонн

Ярославская область 78 тыс. тонн

Тульская область 162.9. тыс. тонн

Тверская область 68.5 тыс. тонн

Тамбовская область 49.8 тыс. тонн

Смоленская область 36.9 тыс. тонн

Рязанская область 135.3 тыс. тонн

Орловская область 12.1. тыс. тонн

Липецкая область 382.4. тыс. тонн

Курская область 27.4 тыс. тонн

Костромская область 62.5. тыс. тонн

Калужская область 12.6. тыс. тонн

Ивановская область 43.7 тыс. тонн

Воронежская область 71.3. тыс. тонн

Владимирская область 31.6. тыс. тонн

Брянская область 47.7 тыс. тонн

Белгородская область 123.9 тыс. тонн

 


[1] Федеральная служба государственной статистики РФ, официальный сайт www.gks.ru

[2] По оперативным данным Росгидромета

[3] Сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: