ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ СУЩЕСТВУЕТ РОССИЯ?




Давно уже известно, давно сказано и доказано, что Россия имеет особую судьбу в истории человечества. и эта особость определяется несколькими основными факторами. Во-первых, геополитический фактор. Россия находилась, да и находится до сих пор на границах двух великих цивилизаций, образно называемых Востоком и Западом. Но нико­гда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Рос­сия воспринимала влияния и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие про­шлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Рос­сия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных и восточных сосе­дей. Это влияние сказывалось, прежде всего, в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной ци­вилизациями. В России столкнулись две разные культуры, два разных миропонимания. Столкнулись и своеобразно переплелись на основе уже собственно русской культуры. И интересно, что Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток- как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская, культура не западная и не восточная. Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и За­пад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Рос­сия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде монголо-татарских орд, а затем три столетия противостояла Турецкой империи. С другой стороны, Россия оказа­лась одним из барьеров на пути католической экспансии Запада на Восток и не дала раз­вернуться крестовым походам по всему евразийскому континенту. В 19 в. Россия встала стеной перед армией Наполеона, а в 20 столетии перед фашистской агрессией. Во-вторых, этнополитический фактор. Русский народ в современном своем виде форми­ровался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяй­ственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока. Так, рано возникшая и просуществовавшая у славян до 20 в. территориальная община (гораздо более долго по сравнению с Западом) определила восприимчивость славян­ских народов к внешнему влиянию. В то же время славяне, чисто внешне принимая «чужие» обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перераба­тывали все чужеземное на свой лад, делая славянским. Наиболее простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово «русский» - вовсе не славянского происхождения. Это самоназвание нескольких наро­дов, живших когда-то рядом со славянами. Позднее из этих народов сформировался княжеский род у славян – «род русских». Но «русский род», хотя и был правящим ро­дом среди славян, в конце концов, был теми же славянами ассимилирован. И оставив славянам свое имя «русы» исчезли, растворились в историческом небытии. А вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количе­ство различных. В том числе и неславянских, этнических групп, но славянский компо­нент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение вроде бы несоединимого. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на по­лиэтнической основе. И все это свидетельствует о необычной жизнеспособности сла­вянских народов, сумевших «переварить», ассимилировать другие этносы. В-третьих, религиозный фактор. Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с 9 в., сложилась своеобразная форма христианства, впо­следствии получившая наименование русского православия. Русское православие воз­никло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в со­ответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени, осо­бенно со времени монголо-татарского нашествия, само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости, ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказывало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и и свою культуру. Ведь православ­ный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку. Закрепившись в виде одной из основных форм русского национального самосознания в дальнейшем православие уже само активно формировало своеобразные черты рус­ской духовности национального характера и, соответственно, русского понимания ис­тории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Больше того, именно благодаря право­славию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии. И тогда встает вопрос - а зачем явился в мир русский народ? ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии? Во имя каких целей он объединил в одном госу­дарстве разные народы? вполне понятно, что более чем тысячелетняя история русского народа и России не могла быть бессмысленной, иначе теряется нить, теряется связь вре­мен, прошлое отрывается от настоящего и будущего. В самом деле, если в истории нет смысла, то какое нам дело до свершений и подвигов предков? А если нет смысла в нашей собственной жизни, то какая нам забота о том, как там будут жить наши потомки. Мы кое-как прожили, авось и потомки как-нибудь проживут. Отведенные им 5-7 десятилетий. А вот если в истории народа есть смысл, если у народа есть цель исторического события - тогда все остается на своих местах. Тогда сохраняется и действует связь времен. Тогда подвиги предков- это наши подвиги, а мы сами творим деяния для будущего, чтобы наши потомки, помня о нас и более далеких пращурах, воспользовались тысячелетним опытом народа и продолжали общее тысячелетнее народное дело. Для всякого русского человека в отдельности и для русского народа в целом очень важно видеть и эту связь времен, и этот смысл исторического действия. Ведь самый главный во­прос, который задает русская душа, выражается всего лишь словом - *зачем?*. Если рус­ский человек знает ответ на этот вопрос, тогда ему любое дело по плечу, ему ничего не страшно, он способен своротить горы. Это следует обязательно помнить и понимать: русские - исторически очень активный на­род. Миф о русской лени, которую нам всячески навязывают, не имеет под собой ника­кого основания. Повторимся, русские - исторически очень активны. Более того, русский народ исторически очень результативный народ, иначе говоря, русские очень быстро до­биваются тех целей, которые ставят между собой. Но так случается только в том случае, когда русским открыт смысл поступка и ясно, духовно и душевно сердцем и разумом принята цель исторического движения. Однако как только смысл этого исторического движения теряется, как только цель исторического развития скрывается в дымке неопо­знанности, то и сам русский народ оказывается в распаде. Ибо незачем жить..... Ибо нет смысла жизни.... Значит, и для отечественной истории, и для нашего настоящего самым глобальным вопро­сом оказывается вопрос о смысле бытия. И этот смысл нужно искать в глубинных, архе­типических свойствах русского национального сознания, которые не может жить просто так, но только во имя четко сформулированных целей ясно осознанного, сердцем и разу­мом принятого смыслом бытия... Но вот вопрос - Как можно познать русский смысл бы­тия? Здесь нам может и должна помочь наука история. И тогда никак не обойтись без от­вета на вопрос - А что такое история?

Вообще, понятие «история» имеет троякое значение. Во-первых, история - это процесс жизни человечества народов, отдельных личностей. Во- вторых, история - это наука, ко­торая изучает этот процесс. И, наконец, в-третьих, история - это учебная дисциплина, ос­новывающаяся на научном историческом знании. Разница между наукой историей и историей, как учебной дисциплины, очень велика. Помнится, когда я стал студентом первого курса, исторического факультета, то был по­ражен - насколько мои школьные представления об истории расходились с реальностью исторической науки. До того времени мне казалось, что в истории все ясно и понятно - есть точные даты, есть определенные события, есть совершенно ясные оценки этих собы­тий, и моя задача, как историка состоит в том, чтобы как можно больше знать об этих со­бытиях, оценках и датах. Но всего лишь несколько лекции и...... мое понимание истории перевернулось! Оказалось, что многие исторические даты, особенно в древнерусской ис­тории, нужно еще доказывать. А большинство исторических событий и их оценка - это предмет споров иногда очень ожесточенных, в науке. Более того, сама историческая наука - это поле многообразных научных дискуссий. Причем наличие единого мнения истори­ков - большая редкость. Поэтому наука история - это совокупность научных проблем, со­вокупность исторических взглядов, гипотез, теорий. Вот и получается, что наука история не занимается изучением и поиском только фактов. Настоящая задача- поиск закономерностей развития человеческого общества. А в основе исторического познания лежит понятие «проблема», иначе говоря, историку нужно уметь видеть противоречивость исторического бытия. А здесь важно понимать, что мир вообще крайне противоречив, а уж мир истории, наполненный противоборством людских мнений, интересов, устремлений, - тем более. И с одним знанием фактов, событий, дат в истории не разберешься, скорее, наоборот, окончательно запутаешься. Но даже знания историче­ских проблем ситуацию не спасает, ибо проблем много, а их разрешений еще больше. И вот чем больше погружаешься в изучение истории, тем больше укрепляешься в том мнении, что история, как наука базируется не только и несколько знаний (к которой ко­нечно же необходимо и составляет основу исторической науки), сколько на понимании исторического процесса. А это, значит, что историк должен стремиться к сознанию смысла, как всегда исторического процесса так и отдельных исторических событий. По­этому история - это наука, раскрывающая смысл исторического развития, а значит наука о том, как устроить жизнь настоящему и будущему через знания прошлого. Но понимание смысла истории зависит не только от знаний, или научно-теоритических представлений самого ученого или любого человека, стремящегося к познанию истории, сколько от его религиозно-философского мировоззрения, а еще точнее - от его веры. По­этому наука история теснейшим образом связана и с философией и с религией. Если челочек верит в то, что бога нет, является последовательным материалистом, то ис­тория представляется ему исключительно в виде деятельности людей. Если такой человек хочет увидеть смысл истории, то он осознает лишь некую плоскую объективно-материа­листическую необходимость. Тогда в исторической науке начинает главенствовать эко­номки и социология. А движение истории представляет, предстает этаким прямолиней­ным процессом, развивающимся от низшего к высшему - от низших форм экономики и общественного устройства к высшим. И все. Одно время таковым высшим социально -экономическим строем у нас почитался коммунизм, теперь вот - некое постиндустри­альное общество. Но перемена названия сути не меняет. Целью исторического развития в обоих случаях объявляется общество, в котором человек будет обладать максимумом материальных благ и жить на Земле с максимальным социальным и бытовым комфор­том. В том случае, когда историк ни во что не верит, объявляет себя агностиком (то бишь, на самом-то деле верит, но только в самого себя), то он отказывается и от признания каких-либо длительно действующих исторических закономерностей. Но тогда и сама история теряет всякий смысл, ибо оборачивается хаосом поступков и процессов, друг с другом никак не связанных. В лучшем случае такой историк может более или менее связано пересказать исторические факты, а вот найти и проследить связи между этими фактами - вряд ли, да и не считает это необходимым делать. Но ведь человек - это существо не только экономическое или социальное, а еще и ду­ховное. Но ведь человек не просто копошится в хаосе исторических событий, а живет ради какой-то цели и во имя и во имя какого-то смысла. И вот здесь и возникает эта не­преложная связка - духовность и смысл. Человек всегда живет во имя чего-то, всегда добивается какой-то цели и в этом видит смысл своей жизни. И всякий народ тоже жи­вет ради какой-то цели и во имя какого-то смысла. Однако эти целевые и смысловые установки человеческого бытия не появляются ни­откуда, из небытия. Более того, ни сам человек, ни даже целый народ не могут приду­мать себе смысл своего бытия. Откуда же этот смысл берется? Ответ может быть только один - смысл бытия даруется Свыше, ибо он вложен в человеческую историю. Вот это и объясняет людям религия, потому что чистая рационалистическая наука этого объяснить просто не может - это не ее задача. Вот и понятие «смысл истории» подразумевает, что у истории есть некая цель, к кото­рой человечество в ходе своего развития. А это значит и то, что этот смысл дарован Свыше, вложен в человека, в народ, во все человеческое общество Господом. И настоящая наука начинается тогда, когда она осознает свою неразрывную связь с религией. Вот такой, казалось бы, парадокс. Казалось бы, наука не имеет ничего общего с верой, которая прежде всего утверждает истинность Божественного и Сверхъестественного. Ведь наука - это рациональное изучение действительности, т.е. познание с помощью человеческого разума так называемых естественных законов. На самом деле главное противоречие между наукой и верой лежит в иной плоски - это противостояние двух форм религиозного сознания. Ведь наука - это тоже вера, т.е. форма религиозного сознания. Только это вера в человека, в его разум, в его способ­ности иначе говоря, наука - это часть всеобщей религии человекобожия, созданной еще в эпоху Возрождения. Вообще, всякое знание, как результат научной деятельности. имеет в своей основе веру в истинность этого знания, веру в истинность рациональных доказательств. Именно поэтому, кстати, в науке существует столько различных,противоречащих друг с другом теорий и концепций, а сама наука (т.е. рациональное знание) есть совокупность концепций. Но приверженность к той или иной концепции определяется верой в ее истинность. Для человека, исповедующего традиционную религию, в частности для православного человека, понятно: если Господь попустил возникновение науки, значит, он вложил в это какой-то смысл. И если сегодня наука- это вполне реальная и актуальная сила, то наша задача состоит в том, чтобы вернуть науку в лоно истинной, традиционной ре­лигии, туда, откуда она, собственно говоря, и вышла. Поэтому можно, более образно сказать, что сейчас стоит задача воцерковления науки, как, кстати, и воцерковления об­разования. Признание первенства религиозных истин не означает огульного отрицания науки. Следовательно, необходимо соединение науки и традиционной веры. Можно ли это сделать? Можно ли соединить принцип критического восприятия всего (а это главный научный принцип недаром у К. Маркса и Ф. Энгельса одна из работ называлась «Святое семейство, или критика критической критики») с религиозным догматом, т.е. призна­нием того, что есть некие вещи, не подлежащие критике вообще? на самом деле можно. И основа, база такого соединения -диалектика, диалектическое восприятие действитель­ности. Именно диалектика позволяет нам понять, что традиционная вера и наука - это две противоположности, находящиеся в диалектическом единстве. Более того, именно на уровне диалектики вера и совпадает с наукой. Человеческий разум уже давно понял теснейшую связь науки с верой, что нашло свое выражение в многочисленных научно-идеалистических философских теориях - в уче­ниях Платона, Аристотеля, Плотина, Канта, Гегеля, Фихте. Кажется, ничего больше не надо придумывать, и таким уже все в науке есть. Но в данном случае возникает одно большое заблуждение. Каждый из названных и неназванных здесь философов был плоть от плоти своего народа, своей истории, своей культуры, своей религии. Поэтому их философские системы представляют собой интеллектуальную аккумуляцию жизненного, религиозного, бытового, социального и т.д. опыта своих народов. Следовательно, вполне пригодные для понимания и осмысления исторического развития одного или группы народов, эти философские системы оказываются бессильными, когда их накладывают на совершенно иной исторический, религиозный, бытовой, социальный опыт. В России это понимали давно, недаром появилась пословица – «со своим уставом в чужой мона­стырь не ходят». Русская история многие века основывалась и до сих пор продолжает основываться на православии. Именно православие формулировало важнейшие смысловые и целевые ус­тановки бытия русского народа. А это означает, что когда мы начинаем изучать русскую историю, то без православного понимания, без православного отношения к самой жизни мы никогда в полной мере не поймем и жизнь наших предков, никогда не осоз­наем, во имя чего они жили, трудились... Поэтому представляется, что важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечест­венной исторической наукой, - разработка православного понимания истории.

В развитие этой задачи можно предложить некоторые принципы православного пони­мания истории. Первый принцип: история есть воплощение Божественного Промысла. Следовательно, история имеет смысл и цель своего развития, а также законы развития, определяемые Божественным Промыслом. Второй принцип: закономерности исторического развития проявляются в ходе истори­ческой деятельности людей. Историческая деятельность людей зависит от их сознания и воли. Но всякое сознание основано на вере, есть религиозное сознание, имеющее разные формы выражения. Следовательно, религиозное сознание является действен­ным катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий. Третий принцип: историю необходимо понимать как реализацию в действительности Божественного Промысла, в виде сложного, диалектического процесса взаимодействия сознания и бытия и общественного сознания и общественного бытия. При этом необхо­димо видеть ведущую роль именно сознания, и прежде всего религиозного сознания в истории. Иначе говоря, деятельность человека определяется его сознанием. Поэтому не­обходимо осуществлять поиск смыслового содержания исторической деятельности людей, т.е. отвечать не только на вопросы «как?» и «почему?», но и на главный вопрос - «зачем?». Исходя из ответов на вопрос - «зачем?», - мы и можем осмысливать зако­номерности развития как частные, так и общие. Конечно же, перечисленные выше положения - это именно принципы, т.е. некие общие методологические подходы. И настоящее раскрытие этих принципов возможно только в ходе конкретных исторических исследований, при конкретном осмыслении историче­ских событий. Но, тем не менее, как представляется, осознание этих принципов необхо­димо. Как необходимо осознание и еще одного принципа. Он совсем не четвертый, как вроде бы получается по счету. Наверное, этот принцип следует назвать базисным: - православие обеспечивает человеку вообще, и ученому в частности, мощнейшую нрав­ственную основу, без которой наука превращается из орудия познания в орудие уничто­жения. Здесь мы и подходим к решению проблемы: что важнее- догмат или критическое воспри­ятие действительности, которое иногда называют прогрессом науки, который вроде бы не остановить. Так вот, православие, постулирующее нравственные и вероисповедные догматы, помогает ученому понять, есть пределы знания, за которые он не имеет право ступать. И только традиционная вера того или иного народа, а в нашем россий­ском случае, именно православие, способна направить развитие науки в нужное че­ловечеству русло и поставить преграды там, где эти преграды необходимы. А такие преграды - догматы - необходимы нам, людям, иначе мы можем уничтожить и собствен­ное прошлое (как это не раз бывало, когда мы постоянно пересматриваем собственную историю), и собственное настоящее (клонирование, искусственный разум - конкретные тому примеры), будущее. Собственно говоря, познанием смысла истории занимается не просто наука история, а историософия. «Мудрость прошлого» - так можно перевести это понятие. Но в право­славном толковании «София» - это Премудрость Божия. Следовательно, и само понятие «историософия» означает нечто более глубокое: историософия - это научная дисцип­лина, познающая Премудрость Божию в истории.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: