VI. Чтение в эпоху зарождения и расцвета идей Просвещения




XVIII век принято считать веком Просвещения. Его идейными источниками являются возрожденческий гуманизм, рационализм, научные достижения, утрата безусловной веры в религиозные ценности, апелляция к культуре античности и сложившиеся в период Реформации раннебуржуазный индивидуализм и идеи свободы совести. Это период человеческой истории, когда наиболее отчетливо проявляются черты Нового времени: Церковь утрачивает монополию на информацию и ее интерпретацию, усиливается влияние светских политиков на общественную жизнь. Еще в конце XVII столетия, которое знаменовало бесповоротное утверждение идеологии и ценностей Нового времени, вышел в свет словарь французского философско-богословского критика Пьера Бейля (1647 – 1706 г.), в котором он провозгласил декларацию новой, отличной от религиозной, культуры: "Мы живем во времена, которые и впредь будут становиться все более и более просвещенными, тогда как прежние века будут делаться по контрасту все более темными и темными".

Движение под названием Просвещение началось в Англии под влиянием научной революции XVII века, затем оно распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. В Англии его главные представители – Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции, давшей миру "век Просвещения" между 1715 и 1789 гг., "властителями дум были " Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах. В Германии идеи Просвещения наиболее отчетливо сформулировали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн. В России наиболее яркими выразителями идей Просвещения были Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.

Для развития чтения в этот период наиболее значимыми культурными факторами оказались изменение религиозного мировоззрения (начинают звучать призывы отделить церковь от государства, и, более того, ставится под сомнение сама суть религиозного вероучения), жадный интерес к миру и его событиям, научный дух эпохи, который проявился не только в научных открытиях, но и в общественном интересе к результатам труда ученых, особенно – философов. Растет научный интерес к чтению как к интеллектуальному процессу: оно начинает рассматриваться на основе теорий восприятия, памяти, теории знаков и знаковых систем. Идеи Просвещения, связанные с чтением, были подготовлены учеными предшествующего, XVII столетия.

Подход к чтению как к интеллектуальному процессу еще в XVII столетии был характерен для английского философа, политического деятеля и историка Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) (именно ему принадлежит афоризм "Знание – сила"). Свой подход к научным исследованиям Бэкон изложил в своем научном трактате "Новый органон" (1620 г.); книга написана в противовес Аристотелевскому "Органону", которого Бэкон упрекал в идеализме. Бэкон настаивал на необходимости отделить в познании божественное от человеческого: сотворенное богом неумопостигаемо, а сотворенные вещи Человек должен познавать с помощью ума. Философ считал, что человек все постигает из опыта, а самое главное в познании – метод! (" Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути " – Ф. Бэкон). Основными методами исследования он считал индукцию и эксперимент. Предназначение науки Бэкон видел в том, чтобы умножить могущество людей и дать им достойную жизнь.

В его научных исследованиях нашлось место и для проблематики чтения, которое понимал как научно-познавательную деятельность, выделяя в качестве основной его коммуникативно-познавательную функцию. Чтение по Бэкону это познавательная деятельность и вместе с тем средство социальной дифференциации. Он считал, что должна сохраняться античная традиция различных методов изложения знаний, отделяющая толпу от учеников. К науке нельзя подпускать чернь. Главная цель чтения – способствовать деятельности разума. Утверждается приоритет активного, творческого чтения, направляемого либо Учителем, либо собственными познавательными интересами.

Бэкон встраивал проблемы чтения в универсальную классификацию наук, затрагивая его сущностные аспекты в учении о памяти. Он считал, что письменность является вспомогательным средством памяти, а память, в свою очередь, опирается на предыдущие сведения: " образы и впечатления от единичных предметов, воспринятые органами чувств, закрепляются в памяти, при этом первоначально они закрепляются как бы нетронутыми, в том самом виде, в каком они явились чувственному восприятию. И только потом человеческая душа перерабатывает и пережевывает их, затем либо пересматривает, либо воспроизводит их в своеобразной игре, либо соединяя и разделяя их, приводит в порядок." [1]

Любопытны и суждения Рене Декарта (1596-1650), французского философа, физика и физиолога о чтении. С его точки зрения, наиболее полно выражает суть человека мышление. Соответственно главное в процессе чтения – мышление, причем чтение является не просто освоением чужого опыта, а становлением самого себя. Человек в процессе чтения как бы вспоминает некие врожденные идеи, а чтение помогает ему актуализировать в себе понимание любых сложных идей и понятий.

Для развития чтения особое значение имели и идеи воспитания: была выдвинута теория чистой доски (tabula rasa), согласно которой человек рождается абсолютно чистым и только система воспитания формирует его личность. Европейские идеологи просвещения провозгласили всеобщее право на обучение, так как, с их точки зрения, только образованный человек способен отдать полученные знания во благо обществу.

Педагогически ориентированные модели чтения сформировал выдающийся педагог того времени чешский педагог-гуманист Амос Коменский (1592–1670). Он считал, что чтение должно иметь практически ориентированный характер, а книги должны приносить пользу – развивать ум, обогащать память полезными знаниями. Коменский отставил принцип избирательности в чтении: читать нужно преимущественно те книги, которые толкуют о жизни. Коменский выступал против цитатников и хрестоматий, которые подменяют серьезное, осмысленное чтение оригиналов. У него немало высказываний о технологических аспектах чтения: необходимости делать выписки, конспекты, систематизировать конспекты с помощью предметных указателей, приводить полученные знания в систему. По Коменскому, настоящей образованности можно достичь изучая не только современные труды, но и древние. Эти вопросы А. Коменский изложил в книге "Всеобщее воспитание" ("Пампедиум"), одна из глав которой называется "Всеохватывающие книги. О книгах и иных орудиях, которые должны служить универсальному образованию"). Здесь содержатся размышления об учебной литературе, о том, какие требования надлежит предъявить к учебникам и научной литературе.

Этические идеи Просвещения были подготовлены Д. Локком, Т. Гоббсом. Джон Локк настаивал на идеях свободы и равенства, неотчуждаемых правах всех граждан, необходимости конституционного устройства общества. Он требовал доступности образования как "естественного права" для всех слоев общества; для детей низших слоев в основе обучения должно лежать воспитание трудолюбия и религиозности, а у высших – "воспитание джентльмена", овладевшего деловыми знаниями в реальном мире. У джентльмена – "ничего слишком" – медленная, полная достоинства поступь, степенная речь, большой напудренный парик. Локк считал возможным и даже необходимым домашнее воспитание джентльмена, ограждавшее его от влияния "грубой массы". Томас Гоббс отстаивал индивидуальные права и свободы, обосновал этику разумного эгоизма, направленного не только на достижение личных выгод, но и общественное благо. В частности, отмечалась его стимулирующая роль в развитии научного и художественного творчества.

Однако, несмотря на то, что идеология Просвещения была во многом подготовлена предшествующим столетием, между этими двумя эпохами есть существенное различие. Так, XVII в. был веком научных открытий, а XVIII в. стал веком приобщения широкой публики к науке. Именно в это время сформировался новый тип читателя – массовый читатель, на потребности которого живо откликнулось книгоиздание: огромными тиражами выпускались газеты, журналы, книги (только произведений Вольтера (1694 – 1778) было издано 1,5 млн. томов и около 1 млн. томов произведений Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778). Это стимулировало и открытие новых библиотек; интерес к чтению был так велик, что библиотеки открывались даже таким обществами, как общество парикмахеров.

Для эпохи западноевропейского Просвещения характерны определенные сдвиги в сознании: изменяется система ценностей, появляются новые интеллектуальные приоритеты, возрастает пространство индивидуальной свободы. В это время усиливается буржуазность как образ жизни, утверждается господство рационализма. Появилась вера в то, что человека можно изменить к лучшему, преобразовать всю систему общественных отношений на основе ее рационального переосмысления. В это период в полной мере утвердились представления о человеке как свободной личности, несущей ответственность за себя, за других и общество в целом. Люди стали с большим интересом относиться ко всему новому, критически переосмысливать ранее накопленный духовный опыт. "Природа", "разум", "здравый смысл" и "чувство", "естественное" и "общественное" и т. д. – все это общий лексический арсенал XVIII столетия.

В этот период продолжает складываться система светского образования и просвещения: если в эпоху Возрождения доминировало гуманитарное образование, то Просвещение потребовало технического образования. Возникают военные университеты в Италии и Франции, в больших объемах выпускается техническая и научно-популярная литература. Все больше появляется литературы по различным направлениям науки, по географии. Чтение исподволь встраивается в систему научного познания мира, рассматривается как важнейший элемент научного познания. Чтение становится престижным фактором; о человеке, его интеллектуальных качествах судят по его начитанности, эрудиции, наличии домашней библиотеки. В чтение активно включается торговая и промышленная буржуазия.

Тяга к универсальному знанию определила выпуск большого количества словарей, а любопытство к миру, сопричастность всему происходящему стимулировали выпуск периодических изданий различного толка: газет и журналов, без которых общественная жизнь представлялась немыслимой. Властителями дум были французские энциклопедисты – Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.), Франсуа Вольтер (1694 – 1778 гг.), Дени Дидро (1713 – 1784 гг.) и др., книги которых издавались немыслимыми ранее тиражами. Например, только произведений Вольтера было издано 1,5 млн. экземпляров; тираж произведений Ж. Ж. Руссо превысил 1 млн. экземпляров.

Наблюдалась небывалая востребованность словарей: в их изготовлении принимали участие самые выдающиеся умы того времени, за ними выстраивались очереди у дверей библиотек и книжных магазинов. эта ситуация отражала огромную тягу читательских масс к знаниям, особенно – к знаниям в предельно сжатой и доступной форме; это явление получило название "словаремания". Это стимулировало появление большого количества словарей: в Англии Е. Чемберс в 1728 году опубликовал двухтомную "Циклопедию" (дословный перевод с греческого – "круговое обучение"); в Германии в 1731–1754 годах Йохан Цедлер издал "Большой универсальный лексикон" в 68-ми томах, который представлял собой самую большую энциклопедию XVIII века, включавшую 284 000 ключевых слов. Однако самым значительным и успешным проектом была "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств или ремесел" под редакцией Ж. д' Аламбера и Д. Дидро, в которой было собрано воедино все накопленное человечеством знание, объединявшее практически все стороны мира жизни, общества, наук, ремесла, техники и повседневных вещей.

В работах деятелей французского Просвещения – Франсуа Вольтера (1694 – 1778 гг., настоящее имя – Франсуа-Мари Аруэ), Шарля Монтескье, Дени Дидро, Жан Жака Руссо формируется практически новая, социально-рациональная модель чтения, в основе которой – идея самостоятельного пользования разумом.

Франсуа Вольтер принадлежал к старшему поколению просветителей. Он получил образование в иезуитском колледже, где учился " латыни и всяким глупостям " и должен был стать юристом, однако праву предпочёл литературу. Жизненный путь его был нелегок, но замечателен: за свою борьбу против старого мира он сидел в Бастилии, вынужден был бежать из Франции и поселиться в Англии. Его книги во Франции зачастую осуждались парламентом Франции и сжигались.

Вольтер считал, что просвещение – основа достижения гармонии в обществе. Оно достигнет высот в своей добродетели, если мудрые философы станут наставниками монархов. В чтении Вольтер отдавал приоритет познавательному аспекту: "Хорошее сочинение – это то, которое просвещает людей и утверждает их в добре, плохое сгущает тучу, скрывающую от них истину, погружает их в новые сомнения и оставляет без нравственных правил". Именно просвещение является обязательным элементом любой культуры; в своих "Опытах о нравах" он всячески превозносил мудрость и просвещенность индусов, финикийцев, китайцев которые были более других народов свободны от теологических идей. Задача просвещения, с точки зрения Вольтера – разрушить человеческие заблуждения. Это был непримиримый борец с господством религии; свои письма к друзьям Вольтер заканчивал призывом "раздавить гадину". Естественно, он крайне резко отзывался и литературе, в которой присутствовали картины религиозной жизни ("Божественная комедия" Данте А., например), называя прошлое историей мрака, невежества и религиозного фанатизма.

Произведение Вольтера "Кандид", насыщенное крамольными идеями и написанное по рецепту самого великого вольнодумца " коротко и солоно", стало повсюду запрещаемой книгой; возможно этим объясняется ее неизменно малый формат, позволяющий легко спрятать и пронести преследуемое издание. О популярности идей Вольтера говорит тот факт, что его небольшие книжечки моментально раскупались всеми, кто собирался посмотреть, как сжигают осужденные парламентом книги, в том числе и книги Вольтера.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778,) французский философ-просветитель, писатель, композитор, считал, что задача просвещения – освободить ум от предрассудков, способствовать уничтожению невежества, распространять технические и научные знания, вернуть человека к его естественному состоянию. "Человек, не позорь человека!" – писал Ж. Ж. Руссо. Лучшим средством воспитания Руссо считал реальные дела, естественный ход вещей: " Я не перестаю повторять: облекайте все ваши уроки молодым людям в форму поступков, а не речей; пусть они не учат по книгам того, чему может научить их опыт ". Он с насмешкой писал о людях, которые " Претендуют образовать нас для общества, а учат так, как будто каждый из нас должен проводить свою жизнь в одиноких думах, в своей келье или в беседах на разные вздорные темы с людьми, ничем не заинтересованными".

В основе воспитания, писал Руссо, должен лежать принцип природосообразности; с его точки зрения, ребенку до 12-ти лет хорошо бы "вообще не знать книг, начинать же знакомство с ними – с «Робинзона Крузо»". И лишь в период с 12 до 15-ти лет растущий человек – наиболее подходящий объект для умственного и трудового воспитания, но ориентироваться нужно исключительно на интересы самого ребенка и необходимость знания законов природы. Это период формирования критического, самостоятельного мышления. После достижения молодым человеком 15-ти лет наступает время нравственного воспитания: здесь на первый план выходят книги о жизни выдающихся людей, особенно времен античности, и сочинений религиозного характера. Цель любого обучения, в том числе, посредством чтения, по Руссо – подготовка к полноценной, деятельной общественной жизни. Личность должна быть свободна, но ее свобода растворяется в общей воле, она как бы отчуждается в пользу общества. Приобретая знания, человек лучше понимает, каким образом нужно вести общественные преобразования. Польза чтения, таким образом, в его воспитывающем, образовывающем характере.

На развитие идей Просвещения большое влияние оказали труды немецкого философа И. Канта, знаменитого своим изречением "Sapere aude!" (имей мужество пользоваться собственным умом!), что отразило суть умонастроений Просвещения и стало его девизом. Гуманизмом и человечностью проникнуто его широко известное высказывание этического характера: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Поведение человека, по И. Канту, определяется двумя тенденциями: стремлением к счастью и стремлением к добродетели, причем человек должен быть безусловно свободным и подчиняться лишь закону. Свобода мышления должна распространяться и на чтение: "Духовенство строго и постоянно держит под своей опекой мирян. Народ не имеет ни голоса, ни мнения в решении вопроса о своем пути к царству небесному. Чтобы попасть туда, ему собственные глаза не нужны, его ведут туда другие, и, хотя ему дают в руки Священное писание, чтобы он мог читать своими глазами, его наставники в то же время предупреждают его, что «в Священном писании следует находить только то, что требуют находить в нем они, наставники»...".

Подчеркивая роль человека как мыслящей субстанции в познании и лучшем переустройстве мира, Кантработе "Антропология с прагматической точки зрения" писал, что самый главный предмет в мире, это человек. Главные вопросы, которые ставил Кант: " Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я смею надеяться?", "Что есть человек?".

Кант писал о значении продуктивного воображения, памяти в познании и развитии познавательных способностей. Вместе с тем великий мыслитель предостерегал от чтения, которое нарушает целостную картину мира, препятствует сосредоточенным размышлениям: "Чтение романов не только приводит часто в дурное настроение духа, но и делает рассеянность привычной. В самом деле, хотя обрисовка в них характеров, действительно встречающихся у людей (правда, с некоторым преувеличением), дает мыслям некую связность, как в действительной истории, изложение которой всегда должно быть в той или иной мере систематическим, однако такое чтение способствует тому, что душа во время чтения отвлекается (а именно вводит другие события как вымыслы) и ход мыслей становится отрывочным, так что представления об одном и том же предмете приводятся в движение разрозненно, а не вместе согласно единству рассудка". Рассеянному, поверхностному чтению он противопоставлял чтение углубленное, требующее полного сосредоточения: " Один ученый, который зарылся в книги, так ответил слуге, услышав его крик о том, что в одной из комнат начался пожар: «Вы же знаете, что всеми такими делами занимается моя жена»".

О взаимовлиянии французских и немецких философов говорит, к примеру, тот факт, что редчайший факт опоздания педантичного И. Канта на послеобеденную прогулку связывают с тем, что он зачитался книгой Ж. Ж. Русо "Эмиль". Обоих гуманистов объединяла вера в просветительский идеал и доброе людское начало. Таким образом, в просветительской модели чтения подчеркивается его социальная сторона, социальная обусловленность. Основой изменения, считали просветители, являются мнения, а мнения формируются в процессе чтения. Чтение формирует достойного гражданина, готового к благим общественным преобразованиям. Однако действительность, конечно же, оказалась сложнее сформировавшихся на то момент просветительских представлений.

Европейские идеи Просвещения оказали огромное влияние на Россию XVIII столетия. Этот период для России был новым этапом развития политики, экономики, культуры и других элементов социальной жизни, качественно иной моделью общественной системы. Изменилась официальная идеология, трансформировалась государственно-религиозная модель, произошла смена приоритетов. Ю. М. Лотман рассматривает эти явления в категориях "верха" и "низа"; поменялись местами светская и религиозная власть; практическая деятельность из области "низкого" переместилась на вершину ценностной иерархии; символика предыдущего века подверглась публичному осмеянию.

Россия того времени при всей самобытности исторического пути испытывала на себе сильнейшее влияние западноевропейской культуры. До сих пор идут споры о том, в какой мере Россия переживала период Возрождения и каковы хронологические рамки российского Просвещения. В гуманитарных науках доминирует мысль о том, что в России проявлялись в какой-то мере ростки ренессансной культуры; было предвозрождение, его предчувствие в конце XVII столетия, но едва ли все последующий период можно безоговорочно признать возрожденческим. Вместе с тем на развитии чтения не могло не сказаться то, что произошла смена всей системы культурной жизни господствующего социального слоя; изменения проходили под знаком обновления, динамичного освоения новой информации, преодоления противоречий между неизменным и подвижным. Россия стремилась создать "новую" культуру, оторванную от культурных традиций Древней Руси.

Российское Просвещение принято связывать с эпохой правления Екатерины Великой, однако оно было вполне подготовлено петровскими преобразованиями и развитием отечественной науки в годы правления Елизаветы Петровны. С конца XVII столетия образование распространялось с Запада; а в XVIII столетии Россия была предельно открытой общественной системой, живо воспринимающей культурную трансляцию европейских стран – в основном Голландии, Германии, Англии, Франции. Идеи Просвещения своеобразно сказались на развитии представлений о демократическом читателе; они начали складываться во второй половине ХVIII столетия на пересечении взглядов патриотически настроенных книгоиздателей (в первую очередь, Н. И. Новикова), самопредставления читателей этой категории и стихии книжного рынка. Последний фактор дал толчок формированию первых очертаний коммерческой концепции читателя, заложил основу ее оформления в следующем тысячелетии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: