Когда я начал свое исследование истории сиу и Сидящего Быка, то сначала исходил из предположения, что общепринятое мнение о его влиянии на собственный народ является правильным. Легенда гласит, что он был знахарем, а не военным вождем. Поэтому я расспросил каждого доступного информанта из числа сиу о деятельности Сидящего Быка в качестве знахаря. Конечно, я знал, что среди равнинных сиу не существовало какой-то узкой специализации, что каждый мужчина в племени стремился получить божественную помощь и обрести сверхъестественную силу либо через видения, либо через покупку у сновидцев. Но я был очень разочарован, когда понял, что индейцы не ценили Сидящего Быка как знахаря, священника или врачевателя. Они утверждали, что прежде всего он был воином и военачальником, и постоянно приводили имена других воинов, которых они действительно считали великими врачевателями и шаманами.
Я не нашел ни одного человека, кто считал бы, что Сидящий Бык был врачевателем, хотя он и носил с собой на тропе войны что-то типа аптечки первой помощи, содержащей стандартный набор средств для обработки ран.
Тем не менее, Сидящий Бык, как человек необычайных умственных способностей, обладал, несомненно, даром провидца. Люди, в чьей честности можно не сомневаться и которые были очевидцами его дел, сообщили мне так много примеров его способностей, что только убежденный скептик может не верить в это.
Помимо участия в Танце Солнца и в танцах воинских обществ, Сидящий Бык, по-видимому, не очень любил ритуалы и не практиковал обычную деятельность сновидцев и шаманов. Время от времени он поднимался на вершину холма, чтобы поститься и молиться, и индейцы говорят, что его молитвы были сильными, что он получал то, о чем молился. Он молился перед сражением с Кастером, молился в Канаде во время голода и в 1875 году возле Уайт-Хиллс на Литтл-Миссури. Эти три случая – единственные, о которых помнят индейцы, но они часто пересказываются его друзьями и родственниками. Он никогда не проводил церемонию Сохранения Духов, хотя при жизни потерял несколько детей. Никто не мог припомнить, чтобы он когда-либо участвовал в Танце Калумета или в церемонии Алонвапи. Но, как и другие индейцы, он мог получать информацию от животных, особенно от птиц. Короче, Сидящий Бык был всесторонне развитым человеком, но его главными заботами была война и охота, и при этом он жил в такие беспокойные времена, что никогда не смог бы достичь тех высот, которых он достиг, будь он просто воином или вождем, а не своего рода сновидцем или провидцем. Именно его натура практичного человека заставляла его стремиться к использованию своих психических способностей для получения помощи от сверхъестественных сил в своих предприятиях. Примечательно, что два его племянника, Один Бык и Белый Бык, почитали его как образец совершенства. Один Бык был человеком вдумчивым и замкнутым, очень озабоченным сновидениями и церемониями. А Белый Бык, его брат, был прагматичным и светским человеком, для которого видения являлись лишь средством для достижения цели.
|
Если уж эти два человека считали своего дядю недосягаемым для них как в религиозном, так и в светском отношении, то точно можно не сомневаться в том, что он был всесторонне развитой личностью. Я принимаю мнение сиу о том, что Сидящий Бык прежде всего был военным вождем и бойцом – равным, как минимум, другим сиу, как охотник и воин.
|
Для тех, кто, всё же, цепляется за легенду о знахаре, я собрал здесь всё, что достойно упоминания о его магии или способностях провидца.
Примерно в 1872 году Сидящий Бык получил мощную военную магию (во-та-ве). Это было даровано ему в видении. Это был талисман, с помощью которого он мог управлять погодой и который он всегда носил с собой на тропе войны. Этот талисман, находящийся теперь у меня, очевидно, и есть та самая знаменитая «бизонья шкура», упоминаемая в исторических книгах, с помощью которой Сидящий Бык, как говорят, поднял бурю во время Танца Призраков (Пляска Духов) в 1890 году. Он часто пользовался этим с большой пользой для его людей. Это была одна из его самых дорогих вещей. Талисман представляет собой ярд (около метра) неотбеленного муслина шириной в тридцать дюймов (около 80 сантиметров), окрашенного в темно-оранжевый цвет. В каждом его углу нарисована обычная зеленая стрекоза – символ стремительности и ловкости в бегстве от врагов. Посередине полотна, между двумя линиями, изображающими небо и землю, изображен вапити восьми дюймов в высоту (20 сантиметров). Вапити имеет красные пятна на теле и очерчен он зеленым цветом. И вапити, и стрекоза смотрят влево. К ткани прилагается кусочек корня аира, а также хвост белохвостого оленя, насаженный на короткую палку, к которой прикреплена веревка, чтобы соединять хвост с полотном. Олений хвост содержит в себе силу животного, у которого он был взят, и добавляет талисману скорость. К этим предметам прилагается пара браслетов из бизоньей шкуры шириной в дюйм (2.5 сантиметра) с оставленной на них коричневой шерстью, с ремешками, чтобы завязывать их вокруг запястий. Эти браслеты, очевидно, были вырезаны из раскрашенной бизоньей шкуры, потому что на ней остались следы рисунка на внешней стороне кожи красного, желтого и синего цвета.
|
Когда Сидящий Бык хотел воспользоваться этим талисманом, он обычно поднимался на какую-нибудь изолированную вершину холма и приносил жертву, либо порезав себе конечность и пустив кровь, либо повесив кусок красной ткани на верхушку палки, воткнутой в землю. Затем он завязывал браслеты на запястьях рук, крепил олений хвост к верхней части магического тканевого полотна и начинал петь песню, которой его обучил в видении вапити.
«У меня есть хороший друг наверху.
У меня есть хороший друг наверху.
У меня есть наверху друг-вапити.
На земле я говорю от имени народа».
Эта песня, видимо, является напоминанием богу, который обещал помогать ему в его видении, и молитвой о помощи для его народа сиу. Пропев эту песню, Сидящий Бык брал ткань за верхние углы и, держа ее в развернутом виде, ударял ею четыре раза о землю. В его видении ему было обещано, что это заставит ветер дуть. Чем сильнее он будет ударять о землю, тем сильнее будет дуть ветер. Если он хотел вызвать дождь, ему нужно было пожевать кусочек аира, сплюнуть содержимое на ткань и помахать ею в воздухе.
Этот талисман был очень могущественным. Вождь Один Бык дважды был свидетелем его использования. Однажды, 1878 году, когда отряд хункпапа находился в области Биг-Бенд, на Йеллоустоне, его окружил более многочисленный отряд кроу. По сути, они оказались в безвыходном положении. Но Сидящий Бык вытащил эту ткань и спел свою песню, проделав все вышеописанные манипуляции. Сразу разразилась такая ужасная буря, что кроу, находившиеся в открытой прерии, вынуждены были отступить. В другой раз, в том же году, когда небольшой отряд из десятерых сиу находился на тропе войны, кроу загнали их в ивовые заросли на Прайор-Крик (Эрроу-Крик). Стояла сильная засуха, и ивы были очень хрупкими, - настолько они высохли. Вокруг них, на дне высохшего ручья, трава была достаточно высокой для того, чтобы в ней мог скрыться стоящий человек. Кроу, чтобы выкурить сиу из их укрытия, подожгли траву. Ветра не было, но трава быстро разгорелась, издавая сильный треск. Огонь всё ближе и ближе со всех сторон подбирался к загнанным в угол сиу. Всё дно ручья покрылось потрескивающим пламенем, и десять сиу вскоре начали задыхаться в дыму. Они уже подумали, что их час пробил. Однако в самый критический момент Сидящий Бык вытащил свою магическую ткань, спел свою песню, плюнул на ткань и сильно помахал ею в воздухе, наполненном дымом. Как по мановению волшебной палочки дым, висевший густым смогом над сиу, превратился в густые тучи, из которых пошел сильнейший ливень и быстро погасил пламя. Все сиу были спасены.
Сидящий Бык хранил этот талисман завернутым в темно-зеленую ткань, и на тропе войны носил этот сверток на плече в конусообразном цилиндрическом футляре из сырой кожи в пятнадцать дюймов длиной (около 40 сантиметров). Этот футляр был расписан узорами красного, желтого и синего цветов. Власть Сидящего Быка над погодой была хорошо известна индейцам в былые времена, и многие ходящие сегодня среди них истории хорошо иллюстрируют это. Вождь Белый Бык, которого я считаю вполне надежным информантом, однажды стал свидетелем одного такого удивительного трюка. Во время проведения Танца Солнца погода была жаркой и стояла сушь. Зрители и танцоры ощущали большой дискомфорт из-за жары. Во время перерыва в танцах Сидящий Бык зашел в отгороженное место в приподнятом настроении и с улыбкой на своем лице объявил, что сейчас он вызовет дождь, чтобы освежить людей. В тот момент небо было совершенно безоблачным, но вдруг, откуда ни возьмись, прямо над местом проведения церемонии появилась небольшая дождевая туча и хлынул такой ливень, что индейцам пришлось бежать и прятаться под кустарниковыми навесами и под своими бизоньими накидками. Когда ливень прошел, люди с удивлением обнаружили, что совсем не намокший Сидящий Бык стоит на том же месте, где он стоял перед дождем, а земля вокруг него на метр тоже сухая. Белый Бык не видел, чтобы Сидящий Бык использовал в этот раз свою магическую ткань. Возможно, вождь это сделал в тот же день где-нибудь наедине.
Очевидно, что с помощью своего талисмана Сидящий Бык проделывал подобные трюки с погодой и в последние годы своей жизни. Его пророчества при этом были хорошо засвидетельствованы белыми людьми, которые сразу записывали на бумаге свои наблюдения. Так, в августе 1889 года, сразу после распада большой резервации сиу, Сидящий Бык объявил индейцам в Стэндинг-Роке, что впереди их ожидает плохой год, что солнце всё сожжет и что урожая не будет. Засуха должна была продлиться целый год. Со дня этого его пророчества, в августе 1889 года, в Стэндинг-Роке не было ни одного дождя до июня 1890 года, а зимой 1889-90 годов выпало совсем мало снега. Это подтверждается официальными отчетами индейского агента в Стэндинг-Роке.
Из-за той засухи поселенцы хлынули обратного на восток из нового штата Северная Дакота. Население Бисмарка, столицы штата, сократилось примерно до полутысячи человек. В июне 1890 года, после ужасной засухи, когда солнце на безоблачном небе еще выжигало прерию, Сидящий бык публично объявил собравшимся в агентстве индейцам, что дождь будет, что он сделает так, чтобы пошел дождь, и, к удивлению белых, которые лишь насмехались над ним, в течение двух дней шли проливные дожди. Об этом свидетельствовала женщина-миссионер Мэри Коллинз. Она слышала его слова и видела дождь после этого. В начале зимы 1890-91 года, когда чиновники индейского бюро уверенно сообщили, что зимние снегопады положат конец Танцу Призраков, Сидящий Бык лишь посмеялся над ними, полностью уверенный в том, что он сможет разогнать тучи на небе. Он публично объявил людям, что они смогут танцевать всю зиму, что погода будет мягкой и с небольшим количеством снега. И миссионеры, и чиновники засвидетельствовали этот прогноз и то, что он сбылся с точностью до последнего слова.
Майор Маклафлин в своей книге «Мой друг индеец» (My Friend the Indian) на странице 232 описал еще один случай, показывающий, что Сидящий Бык был на «ты» с небесными покровителями бури. Ниже изложена индейская версия той же истории. Весной 1887 года Сидящий Бык осуществлял контроль над раздачей говядины в своей группе, когда Король Ракушек обвинил его в несправедливости при дележе мяса. Дважды, по его словам, он брал переднюю часть туши, а теперь доставшаяся ему задняя часть была слишком тощей. Король Ракушек был очень зол, до такой степени, что готов был убить Сидящего Быка. Он схватил большой тесак и бросился на вождя. Но Сидящий Бык поднял свою небольшую боевую дубинку с каменным набалдашником, и Король Ракушек, зная о том, как искусно вождь ее метает, остановился как вкопанный и больше не произнес ни слова. Индейский полицейский Черный Коготь (или Черный Ноготь), который присутствовал при этом, арестовал их обоих и передал в индейский суд агентства.
Вождь Джон Грасс (Джон Трава), Безумная Походка и Бычья Голова были судьями. Следуя новым правилам, которые действовали тогда в Стэндинг-Роке, они конфисковали оружие у обоих индейцев. Король Ракушек отдал свой нож, а Сидящий Бык свой погамогган (боевая дубинка). Таким образом, штраф был уплачен. Маклафлин всегда говорил, что Сидящий Бык не имеет никакого влияния, однако в своем отчете об этом деле он противоречит самому себе. Он хвастался, что его суд «не делает различия между персонами, и недавно перед ним предстал самодовольный и упрямый Сидящий Бык». По-видимому, Сидящий Бык не был таким уж самодовольным и упрямым, и спокойно подчинился индейскому полицейскому и решению индейского суда. Время от времени Красное Облако сажали в караульное помещение, но Сидящего Быка никогда. Нам остается только предполагать, с чем это было связано: с терпением Маклафлина или с влиянием Сидящего Быка, или с тем, что он ни в чем не был виноват? Несмотря на то, что Сидящий Бык был признан невиновным, он больше не относился по-дружески к Королю Ракушек, а тот, хоть он и был одним из Молчаливых Едоков, перешел на сторону индейцев из проправительственной фракции. Король Ракушек и его сторонники затаили обиду на вождя, но он не боялся их. Однажды в офисе агента он прямо сказал Королю Ракушек, что тот предал свой народ. Но теперь Король Ракушек, поддерживаемый агентом и другими индейцами свой фракции, не отступил. Он обвинил Сидящего Быка во всех трудностях и несчастьях своего народа. Он сказал: «У тебя больше нет власти. Отныне сиу будут делать всё, что им заблагорассудится, и не будут обращать внимания на тебя». Сидящий Бык ему ответил: «Говори, говори, но смотри, ты будешь наказан за неповиновение мне». Через десять дней Король Ракушек и один из его сыновей погибли от удара молнии, и, как написал Маклафлин, «это событие оказало огромное влияние на восстановление ослабевающей власти старого вождя-знахаря, так как считалось, что он повлиял на это». После этого индейцы старались не переходить дорогу Сидящему Быку. Неизвестно, использовал ли Сидящий Бык свою магическую ткань, чтобы вызвать молнию, которая убила Короля Ракушек.
После смерти Сидящего Быка, вождь Один Бык, его племянник, хранил у себя магический талисман, влияющий на погоду, до лета 1930 года. И вот однажды, когда я гостил у него на Гранд-Ривер, он рассказал мне о нем и показал его. Понятно, что мне не терпелось завладеть столь замечательной реликвией, принадлежавшей человеку, историю которого я изучал, и я предложил вождю продать его мне. Один Бык не хотел расставаться с этим, так как он знал о силе этого военного талисмана.
Его доводы были типичны для позиции старых воинов сиу в наши дни. Во время моих исследований я обнаружил, что они, все до одного, очень хотят знать, почему солдаты шли против них в старые времена. Мало кто из них понимал, зачем белые солдаты их атаковали, и, естественно, они не видели причин, почему эти неожиданные (и с их точки зрения неоправданные) нападения не могут повториться сейчас. Многие старые воины все еще соблюдают свои табу давно прошедших времен и держат всегда лошадь оседланной на случай, если солдаты снова их атакуют.
Впрочем, Один Бык сказал, что если его дети захотят расстаться с этим предметом, он не станет им мешать. Он сказал мне: «Друг мой, я старик. Неважно, что будет со мной. Если мои дети захотят, то ты сможешь это забрать. Но сам я не хочу его отдавать. Друг мой, это – наша единственная защита от солдатских аэропланов».
В свое время Сидящий Бык владел какими-то священными камнями, и есть много историй о том, как он с их помощью предсказывал будущее, находил потерянные предметы и раскрывал преступления. Но такие трюки слишком распространены среди сиу, чтобы о них стоило здесь упоминать. Читатель может найти рассказы о камнях у мисс Фрэнсис Денсмор в Teton Sioux Music, Bulletin 61 Bureau of
American Ethnology.
Еще более удивительные пророчества были сделаны вождем в присутствии множества людей на тропе войны. Самым примечательным из них является то, в котором он предсказал уничтожение отряда Кастера за десять дней до того, как это произошло. Это пророчество хорошо известно как сиу, так и шайенам. О нем упоминается в моей книге о Сидящем Быке и в книге Джорджа Берда Гриннелла «Сражающиеся шайены».
Одно из своих пророчеств Сидящий Бык сделал в последний год своей жизни. Он получил предупреждение, что враги убьют его, и предсказал, что произойдет после его смерти. Он сказал: «Люди мои, через сорок лет после моей смерти вы будете разорваны на части; вы все будете находиться в растерянности и замешательстве, будете разбиты на фракции и будете ссориться друг с другом. Вы не будете знать, в какую сторону вам повернуть. Белые люди будут причиной всех ваших бед». Индейцы резервации Стэндинг-Рок верят, что это пророчество сбылось в ходе фракционной борьбы и ожесточения, которые стали прямым следствием недавнего сенаторского расследования.
Сидящий Бык почти не ошибался с пророчествами, которые касались только индейцев. Но в делах с белыми людьми иногда обманывался. Однажды он пришел к Джеку Кариньяну на Гранд-Ривер и сказал: «Маленькая птица предупредила меня, что в следующей выдаче (пайков) здесь будет не хватать говядины». Джек Кариньян, который нес ответственность за выдачу говядины, ответил: «Ну, если маленькая птица сказала тебе это, то она солгала тебе. Поживем-увидим».
Понятно, что во время очередной выдачи продовольствия говядины было в достатке – даже на несколько четвертей больше. Сидящий Бык вынужден был признать, что на этот раз его друзья – птичий народ – ввели его в заблуждение. Но, как говорят, такие ошибки случались редко, и то, только в тех случаях, когда в дело были вовлечены белые. Возможно, стоит рискнуть и предположить, что Сидящий Бык, как типичный индеец, в своем мышлении и мировоззрении способен был понимать и видеть природу вещей дальше и лучше, чем белые люди, потому что цивилизация американского индейца была целостной, не раздробленной на части, приспособленной к окружающему миру. Возможно, десять тысяч лет она развивалась естественным путем, сама по себе, без особых контактов с внешними расами и культурами или под их влиянием. С другой стороны, цивилизация белого человека состоит из лоскутов и клочков. Гибридная европейская цивилизация состоит из всякой всячины, и никто, ни один человек не способен создать работоспособный синтез из всех этих разнообразных материалов. Если представить мысленный образ этого, то получится, что мы находимся в тряпичном мешке. Век машин не развил ум, который мог бы функционировать через него. Наша цивилизация поместила нас в доспехи большего размера. Мы живем подобно крабу в морской раковине. И поэтому мы не верим в пророчества наших политических и финансовых лидеров. А если в каких-то случаях поверили, то потом, как правило, сожалеем об этом. Поэтому пророчества Сидящего Быка деформируют нашу веру. Но, может быть, неверно говорить, что пророчества устаревают, а только пророки. Это единственная вещь, которую не может поставлять массовое производство.