Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, суть которого была в том, что с помощью последовательно и систематически задаваемых вопросов привести собеседника к противоречию с самим собой ик признанию им собственного незнания, а затем совместно, путем дискуссии, прийти к истинному знанию.
Идеи об эвристическом обученииразрабатывались такими учеными как А.В. Хуторской, М.М. Левина, В.А. Крутецкий, Д. Пойа, Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий и др.
Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) —этоспособ организации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях [18].
Эвристический способ обучения - прямая противоположность изучению "готового знания", так как он ставит ученика перед лицом собственного незнания: этот объект незнания фиксируется и тщательно исследуется. Сущность эвристической технологии состоит в создании личного опыта ученика. Он поставлен в позицию "добытчика знаний". Знание возникает у него как следствие преодоления трудностей и решения жизненных проблем. А показателями результативности этой технологии будут способности видеть и понимать проблему, предлагать нестандартные способы решения, умение раскрывать неизвестный предмет с разных точек зрения, понимать других участников учебной деятельности.
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность учащегося. Преподаватель не дает студенту готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть учащийся. Объектом может выступать историческое событие, жизненная ситуация, литературное произведение и т.п. На его основе студентдолжен создать продукт деятельности — гипотезу, текст, схему. Результат творческой деятельности учащегося может быть разнообразным и зависит от личности студента. Лишь после этого студент с помощью преподавателя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области и переосмысливает его.
Конечная цель эвристического обучения —творческая самореализация учащегося.
Эвристическая деятельность развивает у учащихся способности:
· понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности;
· систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске;
· адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты;
· прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность;
· принимать обоснованные решения на основе эвристических операций с последующей их логической проверкой.
Эвристическая деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение задачи до логического завершения; при этом важно обладать гибкостью мышления, способностью актуализации и организации информации (опыта) в решаемой задаче.Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументированных рассуждениях.
Эвристические правила — это рекомендации к выбору возможного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от более легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомому, от целого к части целого и т.п.).
Операции — это мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оптимального решения задачи.
Правила и операции выступают инструментарием для решения учебных эвристических задач.
Учебная эвристическая задача –это определенно сформулированная информационная система, в которой есть информационная несогласованность между ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.
Компоненты учебной задачи:
· форма задачи- выражает внутреннюю организацию и взаимодействие элементов задачи как между собой, так и с внешними условиями;
· структура задачи- совокупность достаточно элементарных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности.
· содержание задачи- ведущий компонент задачи, на основе которого начинается процесс решения. Оно обладает определенной подвижностью и относительной независимостью от формы и структуры.
Вся эвристическая деятельность по нахождению решения направляется эвристической стратегией, состоящей из эвристических операций и регулируемой эвристическими правилами.
Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность.
Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток.
Технология его применения:
· условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чертах, проблемно;
· занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипотез и их анализ-оценка;
· в первой части занятия запрещается какая бы то ни было критика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;
· группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отведенное учебное время выдвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказательств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно;
· во второй части вся группа или выделенная из нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пяти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты;
· если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она может быть предложена тем же обучающимся в измененном виде.
К эвристическим методам относится также синектический метод. Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности.
Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливающие приемы и способы творческих действий. С ними проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познавательном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое решение поставленной проблемы.
Структурная схема синектического занятия обычно следующая:
· постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления;
· отсеивания первых решений;
· понимание проблемы;
· вызывающий аналогию вопрос;
· генерирование аналогий,
· развитие и обыгрывание аналогий;
· выявление значимости и использование аналогий применительно к проблеме для генерирования новых идей;
· выбор альтернативы;
· выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтернативной;
· развитие новой идеи при ее позитивной оценке.
Достоинства:Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес и привести к хорошему усвоению материала.
Недостатки:
1) требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени;
2) при использовании данного метода особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы педагога. А преподаватель на занятии ограничен временем и не имеет возможности ждать, пока все студенты самостоятельно придут к нужному выводу;
3) обычно активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся