ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ




 

Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — обобщенная характеристика познавательных (когнитивных, умственных) способностей; способность к приобретению и эффективному использованию знаний.

Патология интеллекта (слабоумие) может быть врожденной и приобретенной.

Врожденное слабоумие: умственная отсталость — врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с существенной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. Критерием диагностики умственной отсталости является IQ<70.

Признаками умственной отсталости являются:

· стойкость;

· необратимость;

· органическое происхождение дефекта;

· непрогредиентность (не прогрессирует).

Умственная отсталость имеет разную степень выраженности: дебильность, имбецильность, идиотия.

Дебильность (IQ = 50-70) представляет собой лёгкую степень слабоумия, характеризующуюся слабовыраженной способностью к обучению и социальной адаптации.

У больных доминирует наглядно-образное мышление. Наблюдается нарушение таких мыслительных операций, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение, что отражается в примитивности суждений и умозаключений. Словарный запас больных может быть достаточно большим, но речь косноязычна и содержит аграмматизмы, они с трудом овладевают чтением и письмом. При этом хорошо развита механическая память и способность к подражанию, которые обеспечивают возможности овладения элементарными трудовыми умениями и навыками. Произвольность психических процессов не формируется, в поведении проявляется импульсивность, отмечается слабый самоконтроль, неспособность подавлять свои влечения и прогнозировать результаты действий. Ориентация в практических, житейских вопросах может быть вполне адекватна, больные неплохо приспосабливаются, с годами отставание становится менее выраженным и выступает не так явно.

Имбецильность (IQ = 20-50) представляет собой среднюю степень слабоумия, характеризующуюся резким снижением способности к обучению и социальной адаптации.

Доступным остаётся только подражательство, посредством которого возможно усвоение элементарных навыков самообслуживания. Страдает не только абстрактное, но и наглядно-образное мышление. Больным недоступно понимание отношений между объектами и явлениями, а также установление причинно-следственных связей. Они не в состоянии овладеть чтением и письмом. Словарный запас составляет в среднем 150-200 слов, что позволяет произносить несложные фразы, но речь ещё в большей степени, чем при дебильности, аграмматична и косноязычна. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Новую ситуацию больные воспринимают негативно в силу того, что все новое вызывает у них повышенное возбуждение и тревожность. При слабовыраженной имбецильности (IQ не ниже 35) больные способны к усвоению простых трудовых навыков (уборка, стирка, мытье посуды) и элементарных трудовых действий (подбирать по цвету и размеру простые детали для бытовых изделий и т.д.). Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и контроле.

Идиотия (IQ < 20) – наиболее тяжёлая степень слабоумия, характеризующаяся практически полным отсутствием речи и мышления. Также отсутствует подражательная способность, вследствие чего невозможным становится усвоение даже элементарных навыков самообслуживания. Реакция на внешние раздражители либо неадекватна, либо вообще отсутствует. Психическая жизнь представляет собой вегетативное существование. При идиотии средней и лёгкой степени могут отмечаться некоторое понимание речи, мимики и жестикуляции, фиксация взгляда на предметах. У больных могут наблюдаться примитивные эмоции, выражающие удовольствие либо неудовольствие в форме крика, плача, двигательного возбуждения. Легко возникают приступы злобы, что проявляется в виде ярости и агрессивного поведения как в отношении окружающих, так и в отношении самого себя (кусаются, царапаются, наносят удары). Довольно часто больные могут поедать

свои экскременты, отбросы, жуют все, что попадает в поле зрения. Нуждаются в постоянной опеке и контроле, так как в одиночестве могут вести себя непредсказуемо, впадать в бессмысленное возбуждение с однообразными стереотипными действиями (хлопать в ладоши, размахивать руками, раскачиваться и т.п.).

Приобретенное слабоумие: деменция (от лат. de — без + mens — ум) — стойкая, малообратимая утрата ранее сформированного интеллекта в связи с различными заболеваниями головного мозга. Проявляется утратой ранее сформированных интеллектуальных и практических навыков, знаний, снижением общей продуктивности психической деятельности, изменением личности.

В зависимости от особенностей клинических проявлений выделяют лакунарную и тотальную деменцию.

Лакунарная деменция (частичная) характеризуется нарушением отдельных познавательных процессов. В большей степени страдает память. Больные неспособны к усвоению новых знаний, но приобретённые ранее поведенческие паттерны и профессиональные навыки остаются долгое время сохранными. Также наблюдается снижение качества мышления, замедленность темпа психических процессов вследствие общего ослабления психической активности. При этом для больных характерно критическое отношение к своему дефекту, компенсировать который они пытаются посредством записей важной информации в записные книжки. Эмоциональные нарушения проявляются в форме лабильности, повышенной слезливости, сентиментальности. В целом кардинальных изменений психических свойств личности при лакунарном слабоумии не наблюдается, что свидетельствует о сохранности «ядра личности».

Лакунарная деменция наблюдается при сосудистых поражениях головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), при черепно-мозговых травмах.

Тотальная деменция (общая) характеризуется относительно равномерным и необратимым снижением показателей всех форм психической деятельности (распад психики). У больных наблюдается постоянное ухудшение как кратковременной, так и долговременной памяти, снижение психической активности, проявляющееся в неспособности сосредоточиться на чем-либо. Регресс мыслительной деятельности характеризуется грубым нарушением всех мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, что отражается в слабости или неадекватности суждений и умозаключений. Эмоциональные нарушения характеризуются угрюмостью, апатичностью, периодической раздражительностью. Выхолащивание морально-нравственных принципов и ценностей обнажает и делает бесконтрольными низшие, инстинктивные потребности и влечения. Больные теряют критику к своему состоянию и поведению, их суждения и поступки становятся абсурдными. Все эти признаки указывают на выхолащивание личности – распад «ядра личности».

Тотальная деменция наблюдается при дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика и др.), при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе.

 

 

Список литературы

1. Загорная, Е. В. Основы патопсихологии. Учебное пособие под ред. профессора С. Л. Соловьёвой. – М.: Мир науки, 2018. – Режим доступа: Основы патопсихологии (izd-mn.com)

2. Мартынихин, И. А. Психиатрия и медицинская психология: электронный учебник. – Режим доступа: https://psychiatr.ru/education/slide/367



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: