Шагов, чтобы начать экономное ведение домашнего хозяйства при маленькой зарплате
Шаг 1. Определиться с мотивацией
Обязательно запиши те причины, по которым ты собралась в ближайшее время прожить экономно. Среди твоих мотивов могут быть, например, такие:
· Выплатить кредит.
· Перестать «дотягивать» до зарплаты и брать в долг.
· Вести более рациональный, осознанный и здоровый образ жизни.
· Накопить на что-то значительное (образование детей, автомобиль, дача).
· Поддерживать порядок в доме, не иметь «лишних» вещей.
· Держать в шкафу только ту одежду, которая действительно необходима.
· Прекратить импульсивные покупки.
· Научиться экономно жить, расставляя приоритеты.
· Регулярно ездить в отпуск к морю.
· Понять, куда утекают деньги.
Список может быть более или менее длинным. Часть пунктов в нем продиктованы суровой необходимостью, часть окажутся позитивными бонусами экономии. Всякий раз, когда будешь «отказывать» себе в очередной шоколадке, вспоминай свой мотивационный лист. А еще лучше иметь его под рукой, например, на заставке экрана смартфона. В общем, нужно найти причины научиться экономно жить.
·
Как научиться планировать свой бюджет?
Шаг 2. Проанализировать расходы
Составить список ежемесячных и ежегодных расходов. Разделить их на 3 категории (у тебя может быть другой расклад и другие приоритеты — наш список только для примера):
1. Неизбежные и обязательные. Еда, кредиты, коммунальные платежи, страховка, плата за детский сад/школу, одежда, лекарства, транспорт, интернет, мобильная связь.
2. Средней важности. Обеды в столовой на работе, плата за различные сервисы вроде посещения фитнес-клуба, обслуживания банковской карты, химчистки, услуг няни, парикмахера и другое.
|
3. Наименее важные. Путешествия, подарки, благотворительность, развлечения, хобби, книги, украшения.
Накопления — особая статья «расходов». Возьмите с мужем в привычку откладывать 5−20% от зарплаты, а также 100% неожиданных, незапланированных доходов. Желательно для этого завести счета в банке, на которые указанные 5−20% будут автоматически отчисляться с зарплатных карт. Накопления могут стать «подушкой безопасности» на «черный день» или же пойти на досрочную выплату кредитов.
Подумай, в чем ты точно не готова «ущемлять» себя (качественная еда, бассейн, нижнее белье) и как оптимизировать остальные расходы:
· Подарки не покупать, а делать своими руками.
· Обеды брать на работу, отказаться от кофе на вынос, снеков из автоматов, полуфабрикатов и фастфуда.
· Перейти на более выгодный мобильный тариф и более выгодную транспортную карту.
· Путешествовать, используя накопленные мили, промокоды или в складчину с друзьями.
· Ходить на бесплатный маникюр и стрижку в учебные центры по подготовке стилистов.
· Вместо большого количества обновок собрать базовый гардероб из качественной, многофункциональной и долговечной одежды.
· Проводить салонные процедуры дома.
Шаг 3. Начать вести учет расходов
Есть два подхода — постатейный и детальный. Первый проще: ты записываешь траты по категориям: еда, проезд, телефон, лекарства, хозяйственные расходы и так далее.
·
Топ-5: полезные приложения для учета бюджета
·
Как зарабатывать в сети от 200 до 500 рублей в день: 19 способов
|
Однако обнаружить «черные дыры», сквозь которые утекают деньги, поможет только второй тип учета: детальный. Он более кропотливый и отнимает время, но только он дает реальную возможность увидеть и пресечь лишние траты. Веди детальный учет хотя бы в течение 2−3 месяцев (1 месяц не показателен), и тебя, возможно, удивят суммы, потраченные на жвачки, шоколадки, кофе из автомата, журналы, пакетированный чай, печенье. Это повод задуматься о том, от чего можно отказаться, а что покупать там, где дешевле. Разумно, не так ли? К тому же психологически трудно купить что-либо мелкое, если ты знаешь, что тебе предстоит записать эти 40−50 рублей в строчку «Траты».
После 2−3 месяцев кропотливого ведения учета его можно продолжать как по статьям, так и детально. Продолжать придется, потому что, к сожалению, расходы — величина динамическая, ведь меняются и цены, и потребности твоей семьи. И если заметишь, что некая статья трат чрезмерно «раздулась», подумай, можно ли «загнать» ее в прежние рамки.
Шаг 4. Проанализировать доходы
Сложить все доходы семьи:
· зарплаты;
· подработки;
· проценты по депозитам;
· дход от сдачи жилья в аренду;
· пенсии;
· пособия;
· налоговые вычеты за лечение, обучение, покупку недвижимости.
После суммирования вычесть из этой суммы обязательные и неизбежные расходы. Разницу «раскидать» на необязательные расходы.
Также стоит поискать способы превратить пассивы в активы. Например, может оказаться выгоднее сдавать свой гараж в аренду.