ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА
Термин «экономика» возник в Древней Греции, первоначальное значение термина – искусство управления домашним хозяйством («oikos» - дом или домашнее хозяйство, «nomos» - правила).
|
|
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИКИ -...?
ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫЭКОНОМИКИ:
Ч
К
ДК
СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
|
|
ТОВАР – продукт труда, удовлетворяющий какую – либо человеческую потребность и произведенный для обмена или продажи.
УСЛУГА – результат экономической деятельности, удовлетворяющий определенные потребности населения и общества.
|
|
ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
Для производства благ (товаров и услуг) необходимо объединить различные ресурсы: природные, человеческие, технические и др. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства благ (товаров и услуг), называют ФАКТОРАМИ ПРОИЗВОДСТВА. В условиях рыночной экономики все экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ.
|
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНЫЕ ДОХОДЫ
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА | ЧТО ВКЛЮЧАЕТ | ФАКТОРНЫЙ ДОХОД |
ТРУД | ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА | |
ЗЕМЛЯ | РЕНТА | |
КАПИТАЛ | ПРОЦЕНТ | |
ПРЕДПРИНИМА -ТЕЛЬСТВО | ПРИБЫЛЬ или ПРЕДПРИНИМА - ТЕЛЬСКИЙ ДОХОД | |
ИНФОРМАЦИЯ | ДОХОД ОТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
ФАКТОРЫПРОИЗВОДСТВА, как и все виды ресурсов, ОГРАНИЧЕНЫ. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями общества.
|
| ||||
ЗАТРАТЫ(ИЗДЕРЖКИ)
ИЗДЕРЖКИ – это расходы, которые надо осуществить для создания товара или услуги.
|
|
+
ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ РАСТУТ!
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
??
СПРОС (D) – это желание и возможность потребителя купить продукт или услугу в определенном месте и в определенное время.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S) – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить на рынок в определенном месте и в определенное время.
ЗАКОН СПРОСА –
при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой цене
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ –
при прочих равных условиях по более высокой цене производитель готов поставить на рынок большее количество товаров и услуг
|
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
РАВНОВЕСНАЯ (РЫНОЧНАЯ) ЦЕНА – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которые готовы купить покупатели.
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ДЕНЬГИ
ДЕНЬГИ – особый вид товара, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
|
|
|
БАРТЕР – прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.
|
|
НАЛОГИ И НАЛОГОВЫЕ СИСТЕМЫ
НАЛОГИ – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального налогового законодательства.
ВИДЫНАЛОГОВ
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ | КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ |
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ – механизм изъятия налогов.
ТИПЫНАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
ПРОГРЕССИВНАЯ | ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ | РЕГРЕССИВНАЯ |
БЕЗРАБОТИЦА
НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ
= РАБОЧАЯ СИЛА
БЕЗРАБОТИЦА – наличие в стране людей, которые не имеют работу, ищут работу и готовы в любой момент приступить к работе.
КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА БЕЗРАБОТНЫМ:
|
1.
2.
3.
УРОВЕНЬ ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ 100%