Принципами работы Семейного клуба являются толерантность, своевременность, объективность, конфиденциальность.




Юматова Дина Борисовна, автор книг по общему развитию ребенка ведущих издательств РФ, специалист в области семейного воспитания

Особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями дошкольников

Учитывая такой важнейший механизм формирования личности, каким является социализация (воздействие средой: природной, вещественно-предметной, социальной, духовной), семья для ребёнка – благодатная среда, определяющая путь развития его личности.

Организация сотрудничества педагогического коллектива, семьи, взрослых и детей предусматривает постоянное поддержание интереса ребенка к процессу взаимодействия и проявление детской инициативы.

Концептуальный подход психолого-педагогической поддержки семьи опирается на теоретические положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего и актуального развития ребенка, элементы народной педагогики; современные формы и методы обучения, в том числе идеи развития и воспитания детей дошкольного возраста М. Монтессори; основы ортобиотики (науки о технологии ортобиоза – здорового образа жизни), «социальные стратегии» (инновационные социальные практики работы с семьёй).

Основными компонентами данных подходов являются:

q Экологический – мобилизация и поддержка конструктивного потенциала, присущего семье.

q Социального научения – содействие семье и детям в овладении практическими умениями, навыками.

Направленное сопровождение семьи ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации наиболее эффективно в рамках Семейного клуба. Семейный клуб – особая форма между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников.

Мотивацией к объединению родителей в группу единомышленников служит поиск оптимальных форм равного старта для вхождения ребенка в большой многоликий мир разных, но равноправных людей.

Принципами работы Семейного клуба являются толерантность, своевременность, объективность, конфиденциальность.

Цели взаимодействия педагогического коллектива с семьей:

– Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

– Подготовка родителей к пониманию двуязычия и двуязычной бикультурной личности.

– Развитие социальной активности семьи, проявление инициативы и самостоятельности.

Основные задачи:

1. Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

2. Формирование партнёрских отношений между родителями и дошкольной образовательной организацией.

3. Содействие личностному и социальному развитию родителей.

4. Формирование навыков социальной активности и конструктивности родителей через побуждение к совместной с ребёнком деятельности (как образовательной, так и продуктивно-творческой).

5. Позитивная адаптация в социуме, здоровый образ жизни.

Свою работу Cемейный клуб осуществляет на основании следующих методов:

I. Исследовательские методы:

· наблюдение

· беседа

· анкетный опрос

· само - и психодиагностика.

II. Методы обучения родителей:

· «Круглый стол»

· Тренинг

· Совместные занятия с ребёнком

III. Практические методы:

· консультирование по вопросам образования и воспитания;

· оказание практической психолого-педагогической помощи по вопросам семейного воспитания;

· семейное консультирование по проблеме межличностных взаимоотношений «Родитель — Ребёнок», «Ребёнок-Ребёнок», «Родитель – Родитель»;

· консультации сотрудников дошкольной организации;

· рефлексия родителей.

Достичь высокой социальной приспособляемости к изменяющимся условиям жизни (в том числе и меняющейся языковой среды общения) возможно при активном включении воспитательного потенциала семьи, слагаемые которого:

необходимые УМЕНИЯ + дополнительный РЕСУРС

где: необходимые умения – различные педагогические знания, дополнительный ресурс – внутренние резервы самой семьи, различные источники, предоставляемые внешней средой (предметно-пространственная социокультурная среда).

Воспитательный потенциал семьи является как социальным, так и психологическим фактором, имеет двухвекторное направление (ребёнок ↔ семья) и зависит от уровня социальной адаптации ребенка и его семьи, а также особенностей семейного воспитания. Эти факторы можно эффективно конструировать при организации работы с семьёй в рамках модульной системы.

Модуль в данном случае можно рассматривать как гибкую систему воспитания и образования, индивидуализированную по содержанию, методам, формам работы и др. Каждый модуль имеет свои задачи, которым соответствуют различные формы работы с семьёй. Интегративный характер совместной деятельности детей и родителей (законных представителей) обеспечивают три основных модуля:

1- Информационный

2- Познавательный

3- Культурно-досуговый

В программе «Разноцветная планета» модульная система работы с семьёй – это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных, воспитательно-образовательных, психолого-педагогических методов, приёмов, технологий, направленных на социальную ситуацию развития ребёнка.

Информационный модуль

Задачи:

- информационная поддержка родителей (законных представителей);

- знакомство с методикой организации деятельности с ребенком в начале адаптационного периода вхождения в образовательное пространство;

- преодоление коммуникативного барьера,

- исследование семейного социума с целью повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения ребёнка.

 

Формы работы Совместная деятельность с семьёй
Информационно-аналитические, наглядно-информационные   «Давайте познакомимся!»   Организационные родительские собрания (приём в члены клуба, выбор названия, обсуждение мероприятий и участие родителей в них). Посещение семьи. «Картограмма здорового образа жизни семьи» (анкетирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания детей в семье и ведения здорового образа жизни).
Информирование родителей (законных представителей) о ходе образовательного процесса   Информационные стенды. Папки консультаций для родителей по вопросам воспитания и обучения. Интернет-журналы. Переписка по электронной почте. Дни открытых дверей. Родительские собрания. Ознакомление с методической литературой, публикациями в СМИ, интернет-ресурсами по проблемам семейного воспитания. Работа со СМИ.
«Обратная связь» Книга отзывов. «Почта доверия». Анкетирование родителей по решению определённых вопросов, трудностей, проблем ребёнка в начале и конце учебного года.

 

Особенности организации деятельности.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей. «Картограмма семьи» позволит определить, какими воспитательными резервами располагает семья, реальное соотношение использования языков во внутри-и внесемейном общении респондентов и пр.. Картограмма является совокупностью работы родителей (законных представителей) со следующими материалами (см. приложение):

1. Экспресс-опрос по изучению ЗОЖ в семье.

2.Экспресс-опрос по изучению атмосферы семьи.

3.Экспертная оценка родителем собственного подхода к воспитанию детей («Какой вы воспитатель?»).

Самостоятельная обработка родителями данных, поможет каждому из них обратить внимание на некоторые позиции семейного воспитания и сознательно изменить отношение к своему образу жизни и воспитанию ребёнка.

Педагог же, по результатам обработки анкет, будет иметь развернутую «Картограмму ЗОЖ семьи», где сможет анализировать следующие параметры:

1. Количество факторов ЗОЖ, соблюдаемых в семье.

2. Эмоциональный, интеллектуальный, деловой, материальный климат семьи. Удовлетворенность семейной жизнью.

3. Отношение родителей к воспитанию ребенка в семье.

Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы после обработки результатов анкетирования наметить определённую тематику встреч, бесед и других форм совместной работы с родителями (законными представителями).

Элементы обратной связи содержит «Почта доверия» («почтовый ящик», куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на интересующую или проблемную тему воспитания, образования ребенка). Проблемные вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях Семейного клуба, либо в индивидуальных консультациях со специалистами. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает им встретиться с педагогами лично.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Наиболее действенной формой является посещение воспитателями семьи воспитанника. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, привычках. Посещение приносит пользу и родителям: они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления родителей с работой дошкольной организации, особенностями воспитания и развития, формах и методах работы с дошкольниками: Групповые стенды («Для вас, родители»), содержащие информацию о повседневной жизни группы (различного рода объявления, режим, меню и т. п.) и текущей работе по воспитанию детей в различных видах деятельности. В разделе «Советы и рекомендации» могут помещаться рекомендации по различным вопросам. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей детей, так и от особенностей семей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Ознакомление родителей с образовательным процессом происходит в рамках проведения «Дней открытых дверей», альтернативой мероприятию может служить показ презентаций «Из жизни группы», «Наши занятия», «В часы досуга» и др.

В работе по педагогическому просвещению родителей полезно использовать «Папки консультаций», как динамичную форму педагогической работы. Родитель может найти в материалах, помещённых в папках, ответы на интересующие вопросы. Тематика материалов должна быть разнообразной (развитие детей в условиях двуязычия, воспитание детей из двуязычных семей, когда родители или бабушки и дедушки говорят на разных языках, трудовое воспитание в семье, эстетическое воспитание, воспитание детей в неполной семье и др.).

Сочетание разнообразных форм наглядной информационной среды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать некоторые подходы в семейном воспитании.

Посредством полноценной информационной организации предметно-пространственной среды родители получают очень важный сигнал: если дошкольная организация так ответственно относится к родителям, – значит, на таком же высоком уровне организованы и различные виды деятельности с детьми.

 

Познавательный модуль

Основные задачи:

— ознакомление с различными подходами в области воспитания дошкольника, в т.ч., билингвальными, их проектирование на различные модели семьи;

— обеспечение условий для переноса приобретенных ребёнком уме­ний и навыков в жизнь (в т.ч. в семье);

— оказание помощи в разрешении семейных проблем и индивидуальных трудностей.

 

Формы работы Совместная деятельность с семьёй
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ   Обучающая секция Родительские практикумы «Мама+Папа». Мастер-классы по ознакомлению с «открытой методикой» рабочих тетрадей УМК программы. Совместные занятия с детьми в рамках НОД. Психолого-педагогическое консультирование (индивидуальное, групповое).
Дискуссионная секция Ток – шоу «О самом главном» - групповые дискуссии по спорным проблемам семейного воспитания (по запросам родителей и результатам анкетирования). Ролевые игры с последующей дискуссией.
«Копилка» родительского опыта Встречи в Семейной гостиной (по актуальной проблематике, интересам, запросу родителей).

Особенности организации деятельности.

Родительские практикумы «Мама+Папа» (см. приложение)являются формой тесного взаимодействия с родителями в рамках Семейного клуба. Каждая из встреч представляет собой определённую позицию /подход в отношении того, как:

- грамотно выстраивать отношения с ребёнком, учитывая его интересы, способности, возможности, психо-эмоциональные особенности,

- направлять инициативу ребёнка в нужное русло,

- ненавязчиво, бесконфликтно находить выход из сложных ситуаций в семейных взаимоотношениях,

- создать такой микроклимат в семье (особенно двуязычной), при котором каждый её член будет чувствовать себя комфортно и уютно,

- подходить к формированию билингвизма ребенка: по какому принципу, в каком объеме и в течение какого времени общаться на каждом языке,

- взаимодействовать детям с билингвизмом со сверстниками.

То, что занятия родительского практикума названы «позициями», делает акцент для слушателей: в деле воспитания и обучения ребёнка в семье не может быть стереотипов. Каждая семья индивидуально занимает ту «позицию», в которой ей видится правильным воспитание маленького члена своей семьи, растит его таким, каким видит в будущем, как продолжателя себя.

Ток-шоу «О самом главном» - обсуждение выбранной по запросу родителей проблемы, рассмотрение её с различных точек зрения, детализация проблемы и поиск возможных путей решения. Тематика дискуссионных вопросов формулируется по результатам обработки «Почты доверия» или …….??.

«Копилка родительского опыта». Встреча проводится в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Тематика встреч определяется несколькими способами: формулируется и запрашивается родителями, предлагается самими педагогами, либо определяется по результатам обработки данных «Картограммы семьи». Родители рассказывают о своих подходах и «находках» воспитания ребёнка, двуязычные семьи (когда родители или бабушки и дедушки говорят на разных языках) знакомят с различными формами воспитания речи у детей дома. Предварительно воспитатель выбирает темы для обсуждения и просит некоторых родителей поделиться своим опытом.

Ролевые игры помогают родителям в разрешении трудностей в отношениях между членами семьи (таких как налаживание отношений с братьями, сест­рами, с бабушками-дедушками, формирование согласованности вос­питательных подходов членов семьи, и т.д.). Ролевые игры – это проигрывание в малых группах различных ситуаций, демонстрация способов преодоления коммуникативных барьеров, овладение способами создания доверительной атмосферы при общении. Дидактический инструментарий: беседа, проигрывание и анализ ситуаций, практические советы.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи

Индивидуальные консультации, в том числе и рекомендации по организации занятий с детьми в домашних условиях должны проводится постоянно всеми педагогами различных направлений, работающими с ребёнком. Помимо этого, необходима работа по семейному психологическому консультированию. Формы выбираются психологом в зависимости от запроса родителей, готовности решать проблемы.

Семейная гостинаядинамичная свободная структура встреч родителей. Состав родителей, участвующих в этих встречах, может меняться – в зависимости от темы, степени нуждаемости в обсуждении определенных вопросов (что отличает её проведение от традиционного родительского собрания). Это связано с тем, что многие из семей имеют сходные проблемы. Такие семьи могут объединиться в отдельные группы и обсуждать интересующие их темы в формате семейной гостиной. Группы могут формироваться спонтанно самими родителями в результате общения в повседневной жизни дошкольной организации (к примеру, во время проведения вечерней прогулки детей родители могут организовать такие встречи в помещении группы и др.). Доверительные формы общения помогают многим родителям преодолеть коммуникативный барьер, препятствующий нормальной жизнедеятельности в социуме, способствуют улучшению качества жизни.

 

Культурно-досуговый модуль

Задачи:

- создание творческой социально-культурной среды;

- установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, доверительных отношений между родителями и детьми;

- повышение родительской компетентности в вопросах социальной адаптации детей в условиях двуязычия.

 

Формы работы (совместно с ребёнком) Совместная деятельность с семьёй и детьми
Д О С У Г О В ЫЕ Досуговые мероприятия, праздники, развлечения     «Музыкальная гостиная в нашем Семейном клубе». «Культурные приоритеты моей семьи» - семейные праздники с привлечением родителей-носителей языка, посвящённые иным культурам. Сотрудничество с учреждениями культуры, искусства, музеями.
Студия культуры и искусства Тематические семейные выставки. Выставки детских работ. Персональные выставки работ родителей. Театрализованные представления. Создание библиотеки, медиатеки, игротеки и др.
Адаптационные игровые тренинги общения «Социальное кафе» (социальная адаптация). «Живём в радости» (развитие здоровья на основе сказки), «Детско-родительские отношения» и др.

Особенности организации деятельности.

Досуговые формы работы с семьями являются очень важной и необхо­димой составляющей, если речь идет о со­здании партнёрства. Зачастую семьи настолько погружены в текущие про­блемы, что испытывают дефицит атмосферы праздника и творчества, объединения с другими семьями, нормального, естественного хода жизни. Общие праздники, экскурсии, поездки за город, посещение театров и т.д. помогают формировать формы активности, соответ­ствующие этапам жизненного цикла семьи ребенка-дошкольника.

«Музыкальная гостиная в нашем Семейном клубе (рекомендуется проведение 1 раз в квартал), это – так называемые «праздники без подготовки». Дети поют песни вместе с родителями, танцуют, читают стихи, участвуют в конкурсах, совместно исполняют несложные музыкальные произведения. Как говорил Ушинский: «Музыка объединяет людей в одно большое, сильно-чувствующее сердце».

«Культурные приоритеты моей семьи» - семейные праздники с привлечением родителей-носителей языка и их детей, посвящённые своей родной культуре. Проведение этих встреч может включать: рассказы родителей о знаменитых людях (правителях, полководцах, композиторах, писателях, поэтах, художниках и т.д.), знакомство с изделиями народных промыслов, традиционными предметами и украшениями (одежда, обувь, головные уборы, посуда), дегустация блюд национальной кухни, знакомство с обрядами, праздниками, танцами, а также всякими занятными вещами, которые могут понравиться детям (например, народными играми, игрушками и др.). Родители могут рассказать о распространенных растениях и животных, исполнить вместе с детьми на родном языке песни и стихи (или в переводе). Такие встречи способствует пониманию участниками проблемы двуязычия и толерантному сосуществованию детей и взрослых разных национальностей в едином образовательном пространстве дошкольной организации.

Привлечение членов семей к организации праздников, спектак­лей для детей и другим формам досуговой деятельности. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах («Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др.).

Совместное проведение досуговых мероприятий способствует установлению позитивной эмоциональной атмосферы: родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: