«Сумма сил трения и крепления равна или больше смещающей силы, возникающей при изменении условий движения (торможение, начало движения, поворот или смена полосы).
При блокировке это условие выглядит следующим образом:
FB + FF = FX, Y,
где
FX,Y | - | смещающая сила; |
FF | - | сила трения; |
FB | - | сила крепления, в данном случае - блокирующая сила. |
FB + FF = FX, Y,
FB + m m cz g = m cx ,y g,
FB = (cx, y - m cz) m g,
где
m | - | масса груза; |
g | - | ускорение свободного падения; |
cx, cy, и cz | - | соответствующие коэффициенты ускорения; |
m | - | коэффициент трения. |
Мы рассматриваем автомобильную транспортировку, где Cz = 1.
Таким образом, когда сила трения будет равна смещающей силе, т.е. когда соответствующие коэффициенты ускорения равны коэффициенту трения – нет необходимости в дополнительном креплении груза.
При креплении растяжками это условие выглядит следующим образом:
(иллюстрация из стандарта EN 12195-1)
Пример:
Расчет по стандарту EN 12195-1
Крепление четырехтонного станка от смещения вперед 4 растяжками.
Вертикальный угол установки ремней a = 20 - 65º.
Горизонтальный угол установки ремней b = 6 - 55º.
Коэффициент ускорения CX = 0,8
При коэффициенте трения m = 0,2 требуемая рабочая нагрузка растяжек LC = 4000 daN.
При коэффициенте трения m = 0,3 требуемая рабочая нагрузка растяжек LC = 2000 daN.
При коэффициенте трения m = 0,6 требуемая рабочая нагрузка растяжек LC = 750 daN.
При коэффициенте трения m = 0,8 требуемая рабочая нагрузка растяжек LC = 0. В креплении нет необходимости.
Крепление прижимом
где
F T | - | необходимая сила натяжения ремней; |
m | - | масса груза; |
g | - | ускорение свободного падения; |
cx, cy, и cz | - | соответствующие коэффициенты ускорения; |
m | - | коэффициент трения; |
a | - | вертикальный угол установки ремней; |
k | - | коэффициент передачи. |
Если мы посмотрим, как будет изменяться количество ремней при изменении коэффициента трения, то увидим, что трение является наиважнейшим элементом крепления.
Пример:
расчет по стандарту EN 12195-1.
Крепление четырехтонного станка от смещения вперед прижимными ремнями с прижимающей силой STF=250 daN.
Вертикальный угол установки ремней a = 60º.
Коэффициент ускорения CX = 0,8
При коэффициенте трения m = 0,3 требуемое количество ремней – 21 шт.
При коэффициенте трения m = 0,6 требуемое количество ремней – 5 шт.
При коэффициенте трения m = 0,8 требуемое количество ремней – 0.
Другой пример иллюстрируется диаграммой компании Dolezych, которая иллюстрирует, как изменяется количество требуемых ремней с прижимающей силой STF = 750 daN при креплении груза весом 25 т.
О чем следует помнить всегда – о том, что трение само по себе не может являться единственным средством крепления. Всегда существует опасность, что на неровной дороге может исчезнуть сцепление груза и транспортного средства.