Различные подходы к изучению с мл.шк.Табличных случаев умножения и деления.




Новые арифметические действия умножения и деления вводятся в четвертой четверти 2 класса. Основная задача в этот период состоит в том, чтобы ребенок понял конкретный смысл этих действий.

Так как умножение является частным случаем сложения, то данную работу можно провести следующим образом. Предлагаем ребенку 7-8 различных сумм, среди которых 2-3 состоят одинаковых слагаемых:2 + 3 + 4 =

5 + 5 =

3 + 3 + 3 + 3 =

3 + 3 + 7 =

9 + 4 =

7 + 5 + 3 =

Сравнивая между собой эти суммы, выделяем те из них, которые состоят из одинаковых слагаемых. После этого можно объяснить, что в мат-ке такие суммы записываются более кратко: сначала пишется число, которое складывается, затем пишется число, равное кол-ву слагаемых, и м/у ними ставится точка, обозначающая новое действие – умножение:

5 + 5 = 5 · 2 (но не 2 · 5);

3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 4;

7 + 7 + 7 = 7 · 3.

Убедившись, что ребенок понял смысл умножения, ему можно предложить потренироваться в замене сложения умножением и наоборот.Так же как и у других действий, у умножения каждое число имеет свое «имя»:

3·6=18(3-множитель,6-множитель,18-произведение)

После усвоения конкретного смысла умножения можно перейти к следующему действию – делению. Различают два вида деления: 1) деление по содержанию; 2) деление на равные части. Приведем примеры этих видов деления:

 

Деление по содержанию 6 карандашей разложили в коробки, по 2 карандаша в каждую. Сколько потребовалось коробок?
Деление на равные части 6 карандашей разложили поровну в 3 коробки. Сколько карандашей в каждой коробке?

Знакомство с действием деления лучше начинать с деления по содержанию на основе практических действий с предметами усваивается конкретный смысл деления, показывается его запись. После этого можно перейти к делению на равные части. Правила нахождения компонентов умножения и деления Правило нахождения неизвестных множителя, делимого и делителя изучаются по одной и той же схеме в начале 3 класса: 1) на основе практической задачи составляется пример на умножение или деление; 2) к нему подбираются два взаимно-обратных примера; 3) на основе соотнесения названий компонентов в этих взаимно-обратных примерах выводятся соответствующие правила.Рассмотрим это на примере правила нахождения неизвестного множителя.

1) 4 · 3 = 12;

2) 12: 4 = 3;

3) 12: 3 = 4.

Так как 3 и 4 – это множители, а 12 – произведение, то из 2) и 3) легко выводится правило:

Если произведение двух чисел разделить на один из множителей, то получится другой множитель.

Аналогично выводятся правила нахождения неизвестного делимого и делителя. Табличное умножение и деление

Табличное умножение и деление является центральной темой 3 класса. От того, насколько у ребенка будут успешно сформированы навыки в пределах табличных случаев, во многом зависит процесс дальнейшего освоения арифметических действий. Табличное умножение и деление к концу 3 класса должно быть отработано до автоматизма. Для сокращения количества случаев табличного умножения и деления предварительно изучается переместительное свойство умножения. Это позволяет после знакомства, например, со случаем 3 · 8 не рассматривать отдельно случай 8 · 3, т.к. 3 · 8 = 8 · 3.Изучение всех случаев табличного умножения и деления от 2 до 9 равномерно рассредоточено в течение длительного времени и осуществляется по одному и тому же плану. Поэтому мы ограничимся рассмотрением этой темы на примере числа 4.В подготовительный период нужно хорошо отработать следующие вопросы: понимание конкретного смысла действий умножения и деления; название компонентов и результатов этих действий и правило нахождения неизвестного множителя; переместительное свойство умножения; счет «четверками».Эти опорные знания используются при составлении следующих четырех столбиков примеров:

4·4= 16:4=

4·5= 5·4= 20:4= 20:5=

4·6= 6·4= 24:4= 24:6=

4·7= 7·4= 28:4= 28:7=

4·8= 8·4= 32:4= 32:8=

4·9= 9·4= 36:4= 36:9=

Результаты первого столбика находятся на основе перехода от умножения к сложению:

4 · 4 = 4 + 4 + 4 + 4 = 16;

4 · 5 = 4 · 4 + 4 = 16 + 4 = 20;

………..............

4 · 9 = 4 · 8 + 4 = 32 + 4 = 36.

Результаты второго столбика составляются на основе первого столбика с использованием переместительного свойства умножения («так как 4· 7 = 28, то и 7 · 4 = 28»).Результаты третьего и четвертого столбиков также составляются на основе первого столбика с использованием правила нахождения неизвестного множителя: «Если произведение 20 разделить на первый множитель 4, то получится второй множитель - 5». Только разобравшись со способами нахождения результата для каждого примера, можно переходить к заучиванию таблицы умножения и деления наизусть.

 

 
 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: