детей дошкольного возраста




Задачи трудового воспитания

 

Задачи Первая и вторая младшие группы Средняя группа Старшая группа Подготовитель­ная к школе группа
1. Формирование трудовой деятельности
1) Умение ставить и мотивиро­вать цель.   Поддерживать и формировать эмо­ционально-положительный отклик на предло­жение взрослого что-либо сделать. Учить приступать к работе без до­полнительных на­поминаний. Давать элементарные представления о значении работы, выполняемой для коллектива или для себя.   Развивать у детей целенаправлен­ность в работе (умение осознавать цель, поставленную взрослым, а в более простых делах -ставить ее само-стоятельно). Уг­лублять представ­ления о том, что де­ти своим трудом помогают окру­жающим.   Формировать умение видеть необходимость работы и ставить ее цель по собст­венной инициа­тиве, действовать под влиянием общественных мотивов, осоз­навать значи­мость и необхо­димость работы.   Развивать ини­циативное отно­шение к работе, более широкие общественные мотивы (стремле­ние выполнять работу для малы­шей, друзей, гос­тей, детского сада ит.п.).  
2) Умение планиро­вать работу Формировать умение действо­вать в той или иной последова­тельности, кото­рую наметил взрослый, разъ­ясняя детям ее преимущества. Приучать продумы­вать и осуществ­лять с помощью взрослых организо­ванную часть рабо­ты (что для нее нужно, сколько, ку­да лучше поставить и т.п.), называть основные этапы выполнения; дейст­вовать в соответст­вии с намеченным планом. Учить, в коллективном тру­де совместно с вос­питателем распре­делять работу между участниками. Развивать при­вычку предвари­тельно обдумы­вать организацию работы и после­довательность ее исполнения. Фор­мировать умение самостоятельно излагать план действий в уже освоенных про­цессах, с помощью вопросов педаго­га во вновь вво­димых заданиях. Закреплять при­вычку обдумы­вать организацию и последователь­ность исполнения своей и общей ра­боты; формиро­вать умение с по­мощью педагога распределять ра­боту по операци­ям (в совместном труде). Совершен­ствовать умение связно излагать план работы.

3) Навыки, способы действий.   Применять рацио­нальные способы действия в после­довательности, по­казанной воспита­телем (в каждом трудовом процессе, предусмотренном «Программой вос­питания и обуче­ния в детском саду»). Закреплять освоен­ные и формировать вновь изучаемые навыки и способы действия. Совершенство­вать умения, вы­рабатывать при­вычку трудиться. Формировать на­выки и способы действий во вновь вводимых заданиях. Формировать и совершенствовать навыки и способы действий во всех трудовых процес­сах, предусмот­ренных програм­мой. Поддержи­вать вносимые детьми рацио­нальные и целе­сообразные спо­собы выполнения заданий.
4) Умение достигать результатов и оценивать их. Приучать пользо­ваться при выпол­нении задания те­ми приемами, ко­торые показал пе­дагог; самостоя­тельно достигать цели в уже освоен­ных трудовых про­цессах; оценивать с помощью педагога свой труд и уста­навливать зависи­мость между со­вершенным дей­ствием и получен­ным результатом. Вводить представ­ление о конечном результате труда (своего и общего), его значении. При­учать к достиже­нию цели и хоро­шего качества ра­боты, с помощью педагога оцени­вать итоги свои и общие. Развивать стремление в при­вычных делах (са­мообслуживание, поддержание по­рядка в гр. и т.п.) получать хорошие результаты без помощи взрослых. Формировать привычку на­стойчиво доби­ваться цели; пра­вильно оцени­вать результат своей и общей работы; находить с помощью педа­гога причины недостатков в трудовой дея­тельности. Закреплять при­вычку достигать хороших резуль­татов; умения критически отно­ситься к своей и совместной рабо­те; справедливо оценивать ее дос­тоинства и недос­татки, анализиро­вать их причины; намечать пути со­вершенствования своей дальнейшее деятельности (с помощью педаго­га).
2. Формирование нравственно-волевых качеств.
1) Отноше­ние к труду. Вызывать у ре­бенка чувство удовлетворения оттого, что сделал сам. Приучать со­средоточенно, не отвлекаясь вы­полнять поруче­ния, работу по са­мообслуживанию. Поддерживать старательность, прилежание, со­средоточенность в труде. Закреплять жела­ние принимать участие в разнооб­разных делах, вы­полнять их с удо­вольствием, стара­тельно, аккуратно. Развивать интерес и привычку к ра­боте. Формиро­вать готовность участвовать в об­щем труде наравне со всеми, не избе­гая скучных дел, осознавая их зна­чимость для окру­жающих. Приучать к самостоятельно­сти в организации и исполнении ос­военных трудовых процессов, нахо­дить выход из за­труднительного положения. Закреплять положительное отношение к труду, стремле­ние без посто­ронней помощи выполнять рабо­ту, в которой ус­воены способы организации и выполнения. По­ощрять в процес­се трудовой дея­тельности сно­ровку, рациона­лизм, творчество.

2) Отноше­ние к това­рищам   Следить, чтобы ребенок не мешал работающим ря­дом детям, помо­гал по их просьбе или предложению взрослого. Вызы­вать сочувствие при неудаче или радость по поводу успеха товарища. Приучать дошко­льника быть вни­мательным к рабо­те товарища, заме­чать его затрудне­ния и приходить к нему на помощь по собственной ини­циативе; быть справедливым при распределении общего задания (учитывать жела­ния других, усту­пать им); доброже­лательно оцени­вать работу това­рища, замечать его достоинства. Формировать умение и желание помочь товарищу, быть справедли­вым при распреде­лении работы; навык убеждать в своей правоте, не проявляя доса­ды; доброжела­тельность и спра­ведливость при оценке чужих результатов; про­явление сочувст­вия к чужим неуда чам; бережное отношение к про­дуктам чужого труда. Продолжать за­креплять различ­ные дружеские проявления. Формировать представление о том, что значит дружно работать.
3) Отноше­ние к мате­риалам и инструмен­там. Приучать беречь одежду и игрушки, знать место и по­рядок хранения вещей, которыми дети пользуются в трудовом процессе, убирать их на ме­сто. Закреплять бе­режное отношение к одежде, обуви и предметам труда, знание места и по­рядка их хранения. Воспитывать при­вычку убирать все на место после ра­боты. Формировать привычку береж­ного отношения к вещам и предме­там труда, стрем­ление устранить неисправность с помощью взрос­лых (где можно самостоятельно). Приучать эконом­но расходовать материалы, быть осторожным с хрупкими предме­тами. Закреплять при­вычку бережного отношения с ве­щами и орудиями труда, обходиться с ними умело, ра­ционально.
4) Отноше­ние к труду взрослых. Вызывать стрем­ление поддержи­вать чистоту и по­рядок (наведенные взрослыми), жела­ние участвовать в труде вместе с взрослыми, охотно выполнять пору­чения. Продолжать вос­питывать уважи­тельное отноше­ние к труду взрос­лых, поощрять до­машнюю помощь родителям, сове­товать, что мож­но для них сде­лать. Развивать стремление помо­гать взрослым по собственной ини­циативе. Формировать ин­терес к труду взрослых (в дет­ском саду и дома), привычку охотно откликаться на просьбу старшего, замечать труд других людей и предлагать им свою помощь. Закреплять при­вычку добро­вольно приходить на помощь взрос­лым, быть чутким ко всякому трудо­вому начинанию взрослых, беречь результаты их труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: