Задачи трудового воспитания
Задачи | Первая и вторая младшие группы | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
1. Формирование трудовой деятельности | ||||
1) Умение ставить и мотивировать цель. | Поддерживать и формировать эмоционально-положительный отклик на предложение взрослого что-либо сделать. Учить приступать к работе без дополнительных напоминаний. Давать элементарные представления о значении работы, выполняемой для коллектива или для себя. | Развивать у детей целенаправленность в работе (умение осознавать цель, поставленную взрослым, а в более простых делах -ставить ее само-стоятельно). Углублять представления о том, что дети своим трудом помогают окружающим. | Формировать умение видеть необходимость работы и ставить ее цель по собственной инициативе, действовать под влиянием общественных мотивов, осознавать значимость и необходимость работы. | Развивать инициативное отношение к работе, более широкие общественные мотивы (стремление выполнять работу для малышей, друзей, гостей, детского сада ит.п.). |
2) Умение планировать работу | Формировать умение действовать в той или иной последовательности, которую наметил взрослый, разъясняя детям ее преимущества. | Приучать продумывать и осуществлять с помощью взрослых организованную часть работы (что для нее нужно, сколько, куда лучше поставить и т.п.), называть основные этапы выполнения; действовать в соответствии с намеченным планом. Учить, в коллективном труде совместно с воспитателем распределять работу между участниками. | Развивать привычку предварительно обдумывать организацию работы и последовательность ее исполнения. Формировать умение самостоятельно излагать план действий в уже освоенных процессах, с помощью вопросов педагога во вновь вводимых заданиях. | Закреплять привычку обдумывать организацию и последовательность исполнения своей и общей работы; формировать умение с помощью педагога распределять работу по операциям (в совместном труде). Совершенствовать умение связно излагать план работы. |
3) Навыки, способы действий. | Применять рациональные способы действия в последовательности, показанной воспитателем (в каждом трудовом процессе, предусмотренном «Программой воспитания и обучения в детском саду»). | Закреплять освоенные и формировать вновь изучаемые навыки и способы действия. | Совершенствовать умения, вырабатывать привычку трудиться. Формировать навыки и способы действий во вновь вводимых заданиях. | Формировать и совершенствовать навыки и способы действий во всех трудовых процессах, предусмотренных программой. Поддерживать вносимые детьми рациональные и целесообразные способы выполнения заданий. |
4) Умение достигать результатов и оценивать их. | Приучать пользоваться при выполнении задания теми приемами, которые показал педагог; самостоятельно достигать цели в уже освоенных трудовых процессах; оценивать с помощью педагога свой труд и устанавливать зависимость между совершенным действием и полученным результатом. | Вводить представление о конечном результате труда (своего и общего), его значении. Приучать к достижению цели и хорошего качества работы, с помощью педагога оценивать итоги свои и общие. Развивать стремление в привычных делах (самообслуживание, поддержание порядка в гр. и т.п.) получать хорошие результаты без помощи взрослых. | Формировать привычку настойчиво добиваться цели; правильно оценивать результат своей и общей работы; находить с помощью педагога причины недостатков в трудовой деятельности. | Закреплять привычку достигать хороших результатов; умения критически относиться к своей и совместной работе; справедливо оценивать ее достоинства и недостатки, анализировать их причины; намечать пути совершенствования своей дальнейшее деятельности (с помощью педагога). |
2. Формирование нравственно-волевых качеств. | ||||
1) Отношение к труду. | Вызывать у ребенка чувство удовлетворения оттого, что сделал сам. Приучать сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять поручения, работу по самообслуживанию. Поддерживать старательность, прилежание, сосредоточенность в труде. | Закреплять желание принимать участие в разнообразных делах, выполнять их с удовольствием, старательно, аккуратно. | Развивать интерес и привычку к работе. Формировать готовность участвовать в общем труде наравне со всеми, не избегая скучных дел, осознавая их значимость для окружающих. Приучать к самостоятельности в организации и исполнении освоенных трудовых процессов, находить выход из затруднительного положения. | Закреплять положительное отношение к труду, стремление без посторонней помощи выполнять работу, в которой усвоены способы организации и выполнения. Поощрять в процессе трудовой деятельности сноровку, рационализм, творчество. |
2) Отношение к товарищам | Следить, чтобы ребенок не мешал работающим рядом детям, помогал по их просьбе или предложению взрослого. Вызывать сочувствие при неудаче или радость по поводу успеха товарища. | Приучать дошкольника быть внимательным к работе товарища, замечать его затруднения и приходить к нему на помощь по собственной инициативе; быть справедливым при распределении общего задания (учитывать желания других, уступать им); доброжелательно оценивать работу товарища, замечать его достоинства. | Формировать умение и желание помочь товарищу, быть справедливым при распределении работы; навык убеждать в своей правоте, не проявляя досады; доброжелательность и справедливость при оценке чужих результатов; проявление сочувствия к чужим неуда чам; бережное отношение к продуктам чужого труда. | Продолжать закреплять различные дружеские проявления. Формировать представление о том, что значит дружно работать. |
3) Отношение к материалам и инструментам. | Приучать беречь одежду и игрушки, знать место и порядок хранения вещей, которыми дети пользуются в трудовом процессе, убирать их на место. | Закреплять бережное отношение к одежде, обуви и предметам труда, знание места и порядка их хранения. Воспитывать привычку убирать все на место после работы. | Формировать привычку бережного отношения к вещам и предметам труда, стремление устранить неисправность с помощью взрослых (где можно самостоятельно). Приучать экономно расходовать материалы, быть осторожным с хрупкими предметами. | Закреплять привычку бережного отношения с вещами и орудиями труда, обходиться с ними умело, рационально. |
4) Отношение к труду взрослых. | Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок (наведенные взрослыми), желание участвовать в труде вместе с взрослыми, охотно выполнять поручения. | Продолжать воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, поощрять домашнюю помощь родителям, советовать, что можно для них сделать. Развивать стремление помогать взрослым по собственной инициативе. | Формировать интерес к труду взрослых (в детском саду и дома), привычку охотно откликаться на просьбу старшего, замечать труд других людей и предлагать им свою помощь. | Закреплять привычку добровольно приходить на помощь взрослым, быть чутким ко всякому трудовому начинанию взрослых, беречь результаты их труда. |