Рекомендации по написанию рефератов
Реферат (от лат. refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или литературе по теме.
Написание реферата по дисциплине «Психологическая служба в образовании» является своеобразным итогом овладения теоретическим материалом и потому не должно стать «разовым» мероприятием в учебной деятельности студента. Работу над рефератом необходимо осуществлять последовательно и планомерно, ориентируясь на следующий алгоритм:
• продумать тему своей работы;
• составить список литературы, которую следует изучить. В качестве основы может выступать список литературы, сопровождающий лекции заданной тематики в «Программе…». Отмечать и выписывать все значимые, на ваш взгляд, материалы;
• разработать подробный окончательный план, указав возле всех пунктов литературные источники, откуда можно взять материал;
• во вступлении к работе необходимо раскрыть значение ее темы;
• последовательно раскрыть все предусмотренные планом положения, обосновывая их и подкрепляя конкретными примерами и фактами;
• проявить свое личное отношение;
• стараться писать грамотно, точно, кратко, не допуская повторений;
• делать ссылки на источники, которые цитируются, используя скобки;
• в конце работы сделать обобщающий вывод;
• перечитать работу и устранить недостатки.
Требования к рефератам.
Объем реферата составляет от 10 до 30 страниц, при этом тема реферата должна быть раскрыта полностью. Структура реферата должна включать:
• содержание или план;
• введение;
• теоретические, концептуальные аспекты излагаемой темы;
• описание практического применения теоретических разработок (из опыта работы или описанного в литературе);
• список литературы.
При подготовке реферата чаще всего необходимо использовать отдельные монографии, сборники научных и прикладных исследований, материалы узкопрофильных периодических изданий, данные авторов, представляющих различные научные школы.
4. Семинар №1 (будет проходить весной в период с 12 по 31 мая).
Тема: Организация и развитие различных видов деятельности педагога-психолога.
1. Особенности работы с педагогами.
2. Содержание и особенности организации работы с родителями.
Литература
1. Кан- Калик В.А. Тренинг профессионального педагогического общения. М., 1990.
2. Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». М., 2000.
3. Психологическая служба в образовании: учеб-метод. пособие [для студ., обуч. по спец. 050706 "Педагогика и психология"] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; [авт.-сост. А. В. Науменко]. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 129 с.
5. Семинар №2 (будет проходить весной в период с 12 по 31 мая).
Тема: Психологическая служба в образовательных учреждениях различного типа.
План занятия.
1. Специфика психологической деятельности и должностные обязанности педагога-психолога в дошкольном учреждении.
2. Содержание и формы работы психолога в ДОУ.
3. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника.
4. Коррекция аффективного поведения и межличностного взаимодействия в группе детского сада.
5. Особенности деятельности психологической службы в образовательных учреждениях вспомогательного, коррекционного типа.
6. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
7. Психологическая помощь детям
• при нарушении развития личности;
• при науршении структуры самосознания;
• развитие социально-педагогически запущенного ребенка как субъекта общения;
• восстановление запущенного школьника как субъекта учебной деятельности.
Вопросы по теме.
1. Каковы психофизиологические основы метода психогимнастики?
2. Какие коррекционные функции выполняют сюжетно-ролевые, режиссерские и творческие игры при аффективности детей?
3. Почему у ребенка в группе сверстников могут возникать трудности межличностного общения?
4. Каковы основные характеристики личности социально-запущенного ребенка?
5. Перечислите диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности.
6. Чем характеризуется самосознание социально-педагогически запущенного ребенка?
7. Каковы основные направления работы психолога с запущенными детьми?
Литература.
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев; СПб., 1993.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1999.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1993.
Литература:
Основная.
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1994.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. М.,1997.
3. Активные методы в работе школьного психолога. М.,1990.
4. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
5. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
6. Битянова М.Р. Психологическая работа в начальной школе. М., 1998.
7. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.
8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 1999.
9. Дубровина И.В. Психологическая служба образования: научные основания, цели и средства// Психологическая наука и образование.2001. №2.
10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.
11. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
12. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1995.
13. Ковалева Л.М., Тарасенко Н.Н. Пихологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. 1996. № 7.
14. Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: учеб. пособие для студ. вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 350 с.
15. Копосов Е. Психологическая служба вуза: теория и практика // Высшее образование в России. - 2007. - №3. - С. 10 - 13.
16. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов. - 3-е изд., стер. - М.: Академ. Проект, 2004; Трикста. - 464 с.
17. Кулганов В. А. Консультирование в работе детского практического психолога. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 128 с.
18. Кулганов В. А. Консультирование в работе детского практического психолога. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 128 с.
19. Линде Н. Д. Психологическое консультирование. Теория и практика: [учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по психол. спец.]. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 254, [1] с.
20. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.
21. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. Череповец. 1995.
22. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном возрасте. Петрозаводск. 1992.
23. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования / Под ред. И.М. Каманова. М., 2002.
24. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 448 с.
25. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1996.
26. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.,1996.
27. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
28. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1998.
29. Пахальян В. Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2003. - 208 с.
30. Практическая психология образования / Под ред. Дубровиной И.В. М., 2000.
31. Психологическая служба в образовании: учеб-метод. пособие [для студ., обуч. по спец. 050706 "Педагогика и психология"] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т; [авт.-сост. А. В. Науменко]. - Мурманск: МГГУ, 2011. - 129 с.
32. Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А.Реана. СПб.,2003.
33. Рабочая книга практического психолога /Под ред. А.А.Бодалева, А.А.Деркача.-М. 2001.
34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996.
36. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. М., 1995.
37. Рубцов В. В. Психологическая служба современной школы // Экология и жизнь. - 2007. - № 10. - С. 32-36.
38. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.
39. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы// Вопросы психологии. 2001. №1. С.5-12.
40. Чиркова Т.М. Психологическая служба в системе дошкольного образования. М., 1999.
41. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. Методическое руководство. СПб., 2001.
Дополнительная.
1. Акимова М.К. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества образования. М., 1984.
2. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб., 2000.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1999.
4. Бабанский Ю.К. О разработке теоретичеких основ организации психологической службы в советской школе // Психологическая служба в школе. Таллин., 1983.
5. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
6. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.
7. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Служба практической психологии образования и ее деятельность по психологизации образовательной среды школы. СПб., 2001.
8. Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
9. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1996.
10. Битянова М.Р. Профессиональные задачи психолога в системе учебных отношений и целей // Школьный психолог. 2000. №44.
11. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афансьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
12. Божович Е.Д. Психологическая коррекция учебной работы школьников // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1997.
13. Вачков И.В. Смена приоритетов // Школьный психолог. 2000. №4.
14. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: для школьных психологов. Томск. 1993.
15. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
16. Галлияхметов Р.Р., Лихтарников А.Л. Выявление – прогноз – сопровождение. Структура и содержание работ в школе. СПб., 1998.
17. Гарбузов В.Н. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
18. Головей Л.А., Грищенко Н.А. Психологическая служба в школе. Л., 1987.
19. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к школьному обучению // Диагностика и коррекция в работе школьного психолога. М., 1987.
20. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1994.
21. Давыдов В.В., Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б. Психологическая служба СССР // Вопросы психологии. 1979. №2.
22. Дворецкая Т.В. Модель психологического сопровождения учащихся в условиях общеобразовательной школы // Психология в школе: Мат-лы Всероссийской конф. СПб., 2001.
23. Дети группы социального риска и их воспитание / Под ред. Шипицыной Л.М. СПб., 2003
24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. Минск, 1997.
25. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Положение о школьной психологической службе // Вопросы психологии. 1985. №2.
26. Жданова Л.А. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново. 2000.
27. Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. № 4.
28. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
29. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
30. Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе. СПб., 1998
31. Кала У.В.,Раудик В.В. Психологическая служба в школе. М., 1996.
32. Калмыков З.И. Проблема преодоления школьной неуспеваемости глазами школьного психолога. М., 1982.
33. Кольцова М.М. Медлительные дети. СПб., 2003.
34. Комплексное сопровождение дошкольника / Под ред. Шипицыной Л.М. СПб., 2003.
35. Лусканова Н.Г. Схема возникновения школьной дезадаптации // Школьный психолог. 2002. № 2.
36. Лютова Е. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2003.
37. Масгутова С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы. М., 1988.
38. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. Сб. научных трудов. М., 1988.
39. Практическая психология в школе. Материалы Всероссийской конференции. СПб., 2000.
40. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ Под ред.И.В.Дубровиной. М., 1994.
41. Психологическая служба в СССР: «Круглый стол» // Вопросы психологии. 1979. №2, №3.
42. Психологическая служба в школе / Под ред. Э.-М.Ю.Верник, Х.Й.Лийметса, Ю.Л.Сыэрда. Таллин., 1983.
43. Психология и психотрепия в России: справочное издание. СПб., 2000.
44. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
45. Рубцов В.В., Селявина Л.К., Малых С.Б. Система психологической поддержки образования // Психологическая наука и образование. 1999. №2.
46. Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной.М., 1995.
47. Руководство практического психолога. Готовность к школе / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1995.
48. Семаго М.М. Рабочий журнал психолога образовательного учреждения. М., 2002.
49. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000.
50. Семикин В.В. Взаимодействие науки и практики как фактор развития службы сопровождения // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Мат-лы Российской конференции. СПб., 2001.
51. Семикин В.В. Психологическая культура в образовании человека. СПб., 2002.
52. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.-М. 1983.
53. Слободчиков В.Н. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. М., 1997.
54. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988.
55. Сухобская Г.С. Современная гуманистическая психология и школа. СПб., 1995.
56. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. СПб., 1996.
57. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага. 1978.
58. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М.Громбаха. М., 1998
59. Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С.М.Громбаха. М., 1998.
60. Юферева Т.И. Педагогическая карта как метод изучения школьников // Диагностическая работа школьного психолога. М., 1987.
61. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Методическое руководство. СПб.,1999.
62. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., 2000.
63. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПБ., 2003.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. https://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
2. https://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека
3. https://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки
4. https://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева
5. https://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ
6. www.//flogiston.ru
Научные учреждения и общества психологов
htpp://www.ipras.ru/ - Институт психологии РАН
htpp://www.pirao.ru/ - Институт психологии РАО
htpp://www.rpo.rsu.ru -Российское психологическое общество
www.rospsy.ru — Федерация психологов образования России
htpp://spbpo.ru — Санкт-Петербургское психологическое общество
htpp://psy.samara.ru — Самарское общество психологов
htpp://www.bekhterev.org — Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)
htpp://www.psychoanalysis.ru — Психоаналитическая ассоциация Российской Федерация
htpp://www.oppl.kub.ru — Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига
htpp://www.centr-ro.ru — Международная ассоциация развивающего обучения
Психологические журналы и периодика:
htpp://www.voppsy.ru - «Вопросы психологии»
htpp://www.psyedu.ru - «Психологическая наука и образование»
htpp://magazine.mospsy.ru - «Московский психологический журнал»
htpp://psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal/ -Журнал практической психологии и психоанализа
htpp://oedipus.ru/ - Вестник психоанализа
htpp://www.psy-gazeta.ru/ - «Психологическая газета»
psy.1september.ru — еженедельник «Школьный психолог»
htpp://gazetamim.ru — Психологическая газета «Мы и мир»
htpp://www.apa.org/journals — журналы Американской психологической ассоциации
htpp://www.psychol.ras.ru/08.shtml — Психологический журнал
htpp://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html — Вестник Московского университета. Серия 14. Психология
htpp://www.courier.com.ru — Курьер образования
htpp://www.vlad-sadovsk.chat.ru/article.htm — Психологический вестник
https://festival.1september.ru/articles/417274/ - Развитие пространственных представлений дошкольников в системе коррекционно-развивающей работы детского сада
https://ripo.unibel.by/cvr/vlp/12/show.php?art=12&auth=dorogun - Журнал «Воспитание. Личность. Профессия», УО «РИПО», Минск 2007
Психологические сайты:
htpp://www.childpsy.ru - «Детский психолог». Материалы по возрастной психологии, психологической службе системы образования. Новости. Тесты.
htpp://psi.webzone.ru — психологический словарь
htpp://azps.ru — А.Я. Психология. Новости, объявления о тренингах и семинарах. Психологический словарь. Хрестоматия. Тесты и материалы к ним.
htpp://www.psyonline.ru - «Психотерапия и консультирование». Консультации психолога. Книги и статьи. Психологические тесты.
htpp://www.narrative.narod.ru — нарративная психология и психотерапия
htpp://psychology.net.ru — Мир психологии. Разделы новости, объявления о тренингах и семинарах, психологические тесты, публикации, форум, персоналии, психологические консультации
htpp://psychology-online.net- материалы по психологии: книги, психологические тесты, фотографии и иллюстративный материал, биографии психологов
htpp://www.psycho.ru- «Психология и бизнес on-line». Библиотека, тесты и программы, новости, объявления о тренингах и семинарах, программных продуктах для психологического обследования.
https://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html - Материалы по общей, возрастной и педагогической психологии, психодиагностике, объективная психология, психология эмоциональных отношений
https://www.edu.yar.ru/russian/psih/docum/metod_recom.html — Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы
https://center-yasenevo.mosuzedu.ru/index-nor.php?page=book-es-1-3 – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»
https://src-raduga.narod.ru/h_p3.html - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
https://vscolu.ru/articles/art-texnologii-v-korrekcionno-razvivayushhej-rabote-so-starshimi-doshkolnikami.html - АРТ-технологии в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками
Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
htpp://www.bookap.by.ru - библиотека психологической литературы разных направлений
htpp://psi.lib.ru — библиотека психологической литературы по детской психологии
htpp://psylib.kiev.ua — психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.