Деньги, их сущность и функции.




Тема урока: Деньги, банки и банковская система

Цели урока:

Образовательные: ознакомить обучающихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями; рассмотреть виды банков и их основные функции в современной экономике; роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы; выяснить суть кредитной эмиссии.

Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации, развивать логическое мышление и творческий потенциал учащихся, закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях; формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Метод: рассказ, беседа, работа в парах.

Оборудование: плакаты «Деньги», «Виды банкнот» в электронном виде, мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация.

Эпиграф к уроку:

«Деньги – очень плохой господин, но весьма хороший слуга.»

Френсис Бэкон.

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие, подготовка аудитории к работе, контроль присутствия учащихся на занятии.

 

ІІ. Актуализация опорных знаний.

Вопрос 1. Мы знаем, что в экономике немаловажную роль играют деньги. Вспомните, пожалуйста, что такое деньги, и какими свойствами они обладают?

Вопрос 2. Каковы функции денег и в чём они заключаются?

Одна из функций денег – это средство сбережения или накопления. Представьте, что у Вас появились свободные деньги – 1000 рублей. Как вы можете распорядиться ими? А как лучше и надежнее поступить, если Вам необходимо отложить данную сумму, чтобы потратить ее во время летних каникул?

Вы правы, наверное, самое надежное средство сохранения и накопления денег, а если повезёт, и получение прибыли – это вклад в банке. И это закономерно. Банки – одно из главных действующих лиц в мире денег. Поэтому настало время поговорить о банках специально. Ведь именно банки создают деньги и более того – превращают их в товар, помогая экономике развиваться, а странам богатеть.

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, банках и банковской системе.

 

IV. Сообщение темы, целей и задач урока.

1. История происхождения денег.

2. Деньги, их сущность и функции.

3. Виды денег.

4. Происхождение, виды и функции банков.

5. Принципы кредитования.


V. Первичное восприятие и осознание учебного материала.

 

История происхождения денег.

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.

В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ).

С начала роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги.

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки». Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей.

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине ІІ, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания.И только в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось.

 

Деньги, их сущность и функции.

На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Виды денег

1)Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.

· Монеты это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.

· Банкноты это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.

· Казначейские билеты это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов.

Безналичные деньги.

К ним относятся:

· Ценные бумаги(акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)

· Вклады в банках

· Дорожные чеки(American Express)

3)Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).

Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: