Экономика предприятия
Лекция 2
Экономика предприятия – это наука о том как задача использования для производственных нужд ограниченных ресурсов, а также распределение результатов труда в виде готовой продукции решается в рамках отдельно взятого предприятия.
Предмет изучения курса «Экономика предприятия» - сущность самого предприятия как коммерческой организации: для нас с вами это особенности отрасли, включая исторические аспекты, его основные фонды, оборотные средства, рабочая сила, инвестиции, взаимосвязи всех составляющих деятельности предприятия их взаимодействие и пути улучшения использования.
Экономика предприятия – это совокупность факторов производства, непроизводственных факторов, фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности, доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг.
Невозможно переоценить значение предприятия и для экономики страны, ведь в условиях рыночных взаимоотношений (рыночной системы хозяйствования), в отличии от командно-административного ведения хозяйства центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики – предприятию.
На уровне предприятия решаются вопросы объема и ассортимента выпускаемой продукции, выбора поставщиков и покупателей, формирования цен, экономного расходования ресурсов, выбор и применение кадров предприятия, выбор высокопроизводительной техники и использование в производстве высокопродуктивных технологий.
Эффективность работы предприятия зависит от выбора таких форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.
Что же такое производственное предприятие?
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения для себя прибыли.
Как следует из определения, основной целью деятельности предприятия является максимально полное удовлетворение потребностей общества в материалах продукции и услугах, и как следствие получение максимальной прибыли при минимальном использовании ограниченных ресурсов.
Следовательно, приступая к созданию предприятия, любой предприниматель или группа предпринимателей должны иметь перед собой достаточно четкую и ясную цель. Цель должна быть подкреплена системой получения заказов на свою продукцию и услуги. А намеченный выпуск товаров и услуг должны быть обеспечены всеми необходимыми трудовыми материальными и финансовыми ресурсами.
Особенности предприятия как основного звена экономики:
1) Предприятие как самостоятельная система является главным звеном общественного производства, где происходит непосредственное решение основной экономической задачи национальной экономики;
2) Создание продуктов и оказание услуг происходят посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации общественного труда;
3) Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ;
4) Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства;
5) Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Важное значение для ведения хозяйственной деятельности в рамках предприятия имеют качества предпринимателя. К ним относятся:
- способность гибко реагировать на изменения ситуации и предвидеть их;
- компетентность в избранной сфере деятельности;
- необходимые черты характера – целеустремленность, упорство, готовность к неудачам, способность учиться и делать выводы из своих и чужих ошибок;
- подбор надежных партнеров и соратников;
- готовность к конкурентной борьбе.
И раз уж предприятие для своей деятельности использует ограниченные ресурсы, то давайте более подробно их рассмотрим.
Под ресурсами экономисты подразумевают факторы, используемые для производства экономических благ.
Экономические ресурсы – это все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все имеющиеся экономические ресурсы или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.
Экономические ресурсы и факторы производства делятся на две группы - материальные и людские ресурсы.
Материальные ресурсы:
Земля (сырьевые материалы) - экономисты вкладывают в это понятие все естественные ресурсы и средства природы, применяемые в производственном процессе, как то - пахотные земли, леса, луга, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов). Под термином «земля» чаще всего понимается щедрость природы, то есть все ресурсы – от минералов и лесов до воздуха. Природные ресурсы подразделяются на восполнимые и невосполнимые. Для них характерны неравномерное размещение по территории нашей планеты и не всегда имеющаяся доступность их использования.
Капитал или инвестиционные ресурсы - все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю (здания, сооружения, оборудование, машины).
Орудия труда – это то, с помощью чего производятся товары и услуги: производственные возможности, созданные людьми в форме оборудования, инструмента, технологий, зданий и т.д. Особенность данного фактора состоит в том, что он должен воспроизводиться в расширенном объеме, позволяющем постоянно увеличивать производство товаров и услуг.
Здесь важно заметить два момента:
1. Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что вторые удовлетворяют потребности непосредственно, а первые - косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров.
Капитал не подразумевает деньги. Реальный капитал – это экономический ресурс, а деньги - финансовый капитал и ресурсом не является.
Людские ресурсы (труд и предпринимательская способность)
Труд - этот широкий термин, употребляемый экономистами для обозначения всех физический и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг.
Предпринимательская способность – это особенное внутренне свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с умением рисковать, брать на себя ответственность и рационально, прибыльно хозяйствовать на основе поиска нового.
Предпринимательская способность определяется четырьмя взаимосвязанными функциями:
- инициатива соединения ресурсов земли, капитала и труда в едином процессе производства,
- принятие основных решений в ведении бизнеса,
- новаторство,
- риск.
Особенности ресурсов связаны с их дефицитностью, ограниченностью объема производства и предложения ресурсов. Общество не в состоянии произвести и, следовательно, потребить такой объем товаров и услуг, какой хотелось бы. В связи с этим спрос на них устойчив.
Особенности спроса на ресурсы заключаются в том, что ресурс является производным (зависимым) от спроса на готовую продукцию, которая изготавливается с применением данных ресурсов. И рост выпуска продукции вызывает увеличение спроса на ресурсы (в зависимости от динамики производительности труда).
Спрос на ресурсы зависит и от редкости ресурсов и может изменятся под воздействием усилий людей.
Цена на ресурсы является результатом взаимодействия спроса и предложения, цена отражает все особенности рынков ресурсов, как общие для всех видов, так и специфические – для каждого из них.
Прямую связь между ценой на ресурсы и реально имеющимся объемом показывает предложение ресурсов: в интересах владельцев ресурсов поставлять их по более высоким ценам.
Но с другой стороны спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса: если цена повышается, фирмы либо будут покупать меньше ресурсов, либо заменят их более дешевыми.