Виды и формы самостоятельной работы. Общие понятия




Экономика торгового предприятия

Задания для самостоятельной работы студентов

Го курсов всех форм обучения

Специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)»

 

Хабаровск 2009

ББК У 9 (2) 421

Х 12

 

Экономика торгового предприятия: задания для самостоятельной работы студентов 5 – 6-го курсов всех форм обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» / сост. Л. П. Петрова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. – 32 с.

Рецензент М.В. Ивашкин, д-р экон. наук, профессор кафедры коммерции и маркетинга ТОГУ

Утверждено

издательско-библиотечным советом ХГАЭП в качестве методических указаний для студентов

 

Людмила Петровна Петрова

 

Экономика торгового предприятия

 

Задания для самостоятельной работы студентов 5 – 6-го курсов всех форм обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)»

 

Редактор Г.С. Одинцова

________________________________________________________________

Подписано в печать _______________ Формат 60х84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл.печ.л. _________. Уч.-изд.л. _____________________

Заказ № _______________ Тираж __________________экз.

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………………....4

1. Виды и формы самостоятельной работы. Общие понятия……………………………..5

2. Задание для самостоятельной работы……………………………………………………7

2.1. Вопросы к темам для проверки результатов самостоятельной подготовки студентов………………………………………………………………………………………7

2.2. Примерные темы рефератов для самостоятельной работы………………………….13

2.3. Примерные ситуационные задачи к самостоятельной работе студентов…………..14

2.4. Составление кроссвордов………………………………………………………………25

Библиографический список ………………………………………………………………..29

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. одной из основных задач профессионального образования является подготовка квалифицированных работников соответствующего профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ориентированных в смежных областях деятельности, способных эффективно работать на уровне мировых стандартов, социально и профессионально мобильных, готовых к постоянному профессиональному росту.

Для подготовки таких специалистов необходимо более широкое внедрение в учебный процесс новых видов и форм аудиторных занятий, повышение роли самостоятельной работы, которая позволяет воспитывать творческую активность и инициативу будущих специалистов.

Согласно ГОС ВПО по специальности «Экономика и управление на предприятии (торговля и общественное питание)» доля самостоятельной работы увеличена и составляет 117 часов в год. Это требует соответствующей модернизации учебно-методической документации, новых дидактических подходов для самостоятельного освоения учебного материала.

Самостоятельная работа, являясь важной составной частью учебного процесса, проводится для усвоения, углубления и закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, активного поиска новых знаний, подготовки к предстоящим занятиям, зачётам и экзаменам. Систематическая самостоятельная работа студентов над учебным материалом позволяет непрерывно пополнять знания, совершенствовать умения и навыки, формирует базу для самообразования, обеспечивающую в дальнейшем профессиональный рост специалиста. Она способствует формированию оригинальности мышления и творческого подхода к решению проблем учебного, теоретического, практического, в том числе и профессионального характера.

Настоящее издание имеет своей целью раскрыть организацию и технологию выполнения самостоятельной работы и показать некоторые инструменты самоконтроля студентов.

В задании приводятся методические рекомендации по составлению обзоров, рефератов, выполнению практических заданий и решению производственных ситуаций, составлению и решению кроссвордов на заданные темы. Включены также задания по отдельным формам самостоятельной работы с целью самоконтроля студентов как очной, так и заочной форм обучения.

 

 

Виды и формы самостоятельной работы. Общие понятия

Самостоятельную работу студентов по усвоению экономики и управления на предприятии торговли условно можно разделить на три вида: теоретическую, практическую и экспериментальную.

Все виды самостоятельной работы могут выполняться и контролироваться в различных формах.

Наиболее часто используются такие формы, как конспектирование, реферирование, рецензирование и составление аналитических обзоров и рефератов; решение ситуационных задач; составление и решение кроссвордов по изучаемым темам; подготовка и проведение деловых игр; анализ практических ситуаций, например итерации проведения анализа розничного товарооборота; оценка качества прибыли и др.

Конспектирование – это краткое изложение содержания темы, раздела из учебника или статьи из научного журнала.

Реферирование – это изложение основных положений конкретной работы либо содержания нескольких источников на заданную тему.

Реферат (refere) в переводе с латинского – докладывать, сообщать.

Студенческий реферат как форма самостоятельной работы позволяет овладеть навыками научно-исследовательской работы, рассчитан на обучение пониманию текста, на постижение смысла. Он предполагает обоснование своей позиции по какой-либо проблеме и защиту своей точки зрения, что формирует взвешенность и умение вести диалог, терпимость к другому мнению.

Рецензирование предусматривает реферирование с элементами собственного анализа изучаемого материала.

Рефераты с элементами рецензии как форма самостоятельной работы позволяют расширить кругозор студента, при этом приобретаются навыки последовательного логического изложения материала с выделением главных основополагающих утверждений.

Что касается анализа, его качество зависит как от степени усвоения изучаемого материала, так и от умения формулировать и излагать свои мысли. При этом формируется и закрепляется научный стиль русского языка и навыки грамотного письма.

Более сложные формы самостоятельной работы – это аналитические обзоры по определённой теме, которые предусматривают поиск и подготовку библиографии по материалам научной периодики, монографиям, документам; анализ библиографии и содержания статей по проблеме или конкретной теме; реферирование материала и составление обзора. Аналитические обзоры студенты оформляют в обязательном порядке при выполнении курсовых и дипломных работ, но они могут носить и самостоятельный характер. В вузах такую форму часто называют рефератом, то есть аналитическим обзором, который затем докладывается перед аудиторией.

Студент с помощью преподавателя формулирует проблему в рамках заданной (выбранной) темы и составляет список статей и других литературных источников. При этом он знакомится с законами, постановлениями правительства, с нормативными документами, с основными профессиональными и реферативными журналами.

Далее производится реферирование литературных источников, содержащихся в библиографическом списке. Данный вид деятельности вырабатывает у студентов умение анализировать и понимать обоснование той или иной точки зрения на проблему, видеть, в чём её противоречивость и неразработанность, помогает сформировать свой взгляд на исследуемую проблему.

Составление аналитического обзора включает в себя два предыдущих подготовительных этапа. Из общего библиографического списка выбираются те работы, на основании которых будет составляться реферативный обзор. Цель обзора – освещение сути проблемы и демонстрация различных подходов к её решению.

В ходе подготовки аналитического обзора появляются элементы рецензирования: собственного критического осмысления постановки проблемы и возможных вариантов её решения. Овладев основными методами работы с научной литературой, студент получает возможность более глубокого изучения предмета, с использованием современных достижений науки в области экономики и управления предприятием торговли.

Ситуационные задачи по экономике и управлению предприятием торговли предусматривают описание практических ситуаций, возникающих в торговых организациях, при решении которых необходимо поставить и решить ряд частных проблем на основе изучения и применения теоретического материала. Для решения ситуации необходимо использовать нормативные документы, методики, инструкции и др. Результатом решения ситуационной задачи может быть

Кроссворды (кросс – перекрещивание; ворд – слово) – это одна из новых форм игрового обучения студентов. Составление их связано с использованием максимального количества терминов и определений профессионального уровня. Подбор их к месту и завуалированное, прямое или косвенное толкование слов позволяют хорошо запомнить их определение.

Студенту предлагается составить кроссворд по конкретной теме либо по всему изучаемому курсу с ответами на его решения. Возможен и другой вариант – разгадка кроссворда, составленного товарищем или преподавателем.

Приведены следующие два кроссворда (рис. 1, 2) и даны ответы в приведённых приложениях 1 и 2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: