Организация и методика библиотековедческих исследований.
Методология явл-ся фундаментальным разделом любой науки.
Под методологией библиотековедения (БВ) понимается как учение о принципах, формах и способах научного знания.
Важной составляющей методологии библиотековедения является обоснование методов научного познания. Научная методика библиотековед. Включ. Разнообразные метоы, которые позволяют решить различные исследовательские задачи. Выделяют несколько групп методов:
- по уровню знания различают теоретические и эмпирические метды;
- по функциональным возможностям-общенаучные(универсальные) и частнонаучные(специальные).
- по аспекту изучения-количественные и качественные
- по широте использования-общенаучные и частнонаучные.
Социологические методы в библиотековедческих исследованиях.
В библиотеч. Исследованиях широко применяются социологические методы. Их применение обусловлено обширным кругом исследоват. Проблем, анализ которых требует изучение общественного мнения о библиотеке в целом, выявление потребностей различных групп пользователей в документированной информации, удовлетворенности пользователей качеством библиотечных услуг, внедрения инновационных разработок в деятельность библиотеки. Опросные методы. В результате опроса накапливается информация, содержащая массовые суждения опрашиваемых по различным аспектам библиотеч. Работы. Опрос включ. 2 основных метода: анкетирование-письменный опрос на основе заранее разработанного бланка опросного листа(анкеты), интервью-устный опрос, позволяющий уточнить конкретные мнения, получить оценочные суждения респондентов по изучаемым вопросам. Метод экспертных оценок- близок к опросу, но отличается: особым отбором респондентов (экспертов); особыми формами опросного листа (в виде словесных формул, таблиц, цифровых показателей); особыми методами обработки мнений (оценок) экспертов. Наиболее часто данный метод применяют в исследованиях прогностического характера, а также для оценки качества объекта исследования.
|
Статистико-математические методы в библиотековедческих исследованиях.
Для харак-ки библиотечных явлений: статистические показатели, количественные и качественные индикаторы. Статистико-математические методы используются на этапах сбора, обработки, анализа эмпирических данных. Выборочный метод – дает возможность сделать заключение о характере распределения изучаемых признаков во всей совокупности изучаемых объектов на основе изучения только некоторой части этой совокупности. Применение выборочного метода предполагает определение следующих параметров: а) объем генеральной совокупности; б) объем выборки; в) вид выборки; д) способ выборки и специальные операции ее определения; е) условия реализации выборки и меры для обеспечения этих условий. Ранжирование - расположение объектов совокупности в порядке возрастания или убывания величины соответствующих им вариантов. Статистическая группировка – заключается в выделении объектов, имеющих одинаковые значения признаков,что позволяет выявить внутреннее строение явления, установить причинно-следственные связи, разработать классификационные схемы и подготовить материал к последующей обработке. Метод корреляционного анализа - позволяет выявить, насколько тесно связаны (или не связаны) изучаемые переменные (например, образование пользователей и частота их обращения в библиотеку, величина документного фонда и интенсивность его использования) и как изменяется одна из переменных при изменении другой (или других) переменных.
|
Методы анализа документов в библиотековедческих исследованиях. Решение задач многих библиотековедческих исследований требует обработки значительных объемов информации, содержащейся в различных документах – в научных публикациях, в отчетной документации, в библиографич. изд.. Для этих целей используют методы анализа документов: терминологический анализ, контент-анализ, библиометрический анализ, цитат-анализ и др. Метод контент-анализа- количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. На его основе делают выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу исследования. Процедура контент-анализа включ. Три основных этапа: 1) выделение смысловых единиц анализа в текстах доументов; 2) подсчет частоты всречаемости этих единиц в выборке текстов (в абсолютных и в относительных величинах); 3) интерпретация полученных результатов. Библиометрические методы - это комплекс математичесих и статистических методов изучения документа. Библиометрические методы находят применение: для выявления ядра библиотечного фонда, изучения эффективности информационно-библиотечного обслуживания, определения информационной значимости периодич. Изданий, выявления приоритетных тематических направлений в профессиональных изданиях, изучения развития отдельной науки. Цитат-анализ - это разновидность библиометрического анализа, который используется для проведения измерений в науке.
|
Организация и ведущие направления библиотековедческих исследований. - Библиотечное исследование- это процесс получения нового библиотечного знания о библиотеке и библиотечной деят. Организация и проведение научных исследований в области библиотечной деят. Осуществляется научными центрами в крупнейших библиотеках страны, специальными кафедрами и научными подразделениями высших учебных заведений. В законе о библиотечном деле научными центрами признаны РГБ и РНБ, в их структуре имеются научнои-исследовательские отделы, которые ведут широкомасштабные прикладные исследования межгосударственного и государственного масштаба. Помимо крупнейших библиотек страны имеются научные отделы в ряде региональных библиотек, которые проводят региональные исследования, преимущественно краеведческого хар-ра. В качестве вузовских центров, активно действующих в науке, нужно назвать МГУКИ,СПбГУКИ,КемГУКИ и др. вузы культуры.
Программа научного исследования. – Любое исследование, независимо от его масштабов, целей и задач начинается с разработки программы. Функциями программы научного исследования явл.: разработка концепции исследования; осмысление проблемной ситуации; уточнение конкретных путей реализации целей исследования; решение организационных вопросов проведения исследования. Программа научного исследования состоит из 2 разделов – методологического и методического. Назначение методологического раздела программы- решение ряда задач, которые определяют научный уровень исследования. Назначение методического раздела программы-решение ряда задач, которые определяют организационный уровень исследования. Методологический раздел программы включает следующие элементы:
_формулирование актуальности проблемы исследования
- определение объекта и предмета исследования
- определение цели и задач исследования
- формулир. Гипотезы
-определение терминов и понятий, которые вводятся в исследование