Окружение и его влияние на наш Успех




влияние окружения на человека очевидно. Представьте себе человека, мужчину или женщину, который постоянно пытается «свести концы с концами», оплачивая лишь часть своих долгов, покупая одежду в секонд хенде, старается на всем экономить, чтобы купить лишнюю банку тушенки. В конце концов, наступает день, когда человек обретя уверенность, решимость и смелость, говорит сам себе: «С этим покончено навсегда!» Такое решение изменить себя и свою жизнь будет непоколебимым, и такие люди начинают сами читать нужные и полезные для них книги, намечают правильные пути, начинают позитивно мыслить и искать для себя правильное место.

Представьте себе, каковы будут шансы на успех, если человек, несмотря на все свое воодушевление, решимость и предпринимаемые усилия в конце дня должен возвратиться домой к тем людям, которые раньше уже высказывали ему все свои негативные оценки, насмешки и преувеличенные сомнения. По всей видимости, всегда найдется какой-нибудь негативно настроенный шурин или зять, который обязательно язвительно скажет «Для такого неудачника, как ты, это, безусловно, неплохой спектакль! Желаю удачи!»

В результате только что обретенная им уверенность быстро уступает место прежним сомнениям, новые действия уступают дорогу старым страхам и опасениям. В итоге человек может однажды опять вернуться к такому типу мышления, которое и в моральном, и в финансовом плане заставит его опять опуститься на колени.

Неважно, как выглядит окружение человека, влияющее на его жизненные цели. Это могут быть родители, друзья, коллеги по работе. Главное, что влияние окружения на человека велико и наши цели, или наши намерения, формируются под влиянием среды, в которой мы живем. Мы попросту не можем позволить себе игнорировать оценки и цели окружающей нас среды. Какими бы неверными или даже дикими вначале не казались нам ее взгляды, в итоге мы соглашаемся с ними. Недаром русская пословица гласит: с волками жить, по-волчьи выть.

Влияние окружения на человека неизмеримо велико. По этому, неплохо было бы провести исследование на тему «Доля влияния дружбы на правильное развитие и рост личности».

Задайтесь вопросами:

1. С какими людьми я провожу свое время? Среди каких людей я нахожусь?

2. Как они поступают по отношению ко мне? Что они для меня делают?

3. Является ли общение с ними полезным для меня? Мне это нравиться?

После того, как ответите на эти вопросы, оцените то время, которое Вы тратите с каждым из Ваших знакомых, является оно положительным и конструктивным или же наоборот? Если затрудняетесь ответить, то подумайте еще над такими вопросами:

· Что эти люди посоветовали Вам прочесть или послушать?

· Где они порекомендовали Вам побывать?

· О чем заставили Вас задуматься?

· Как повлияли они на Ваши разговоры, чувства и т.д.

Также есть еще один, «контрольный» вопрос: «Помогают мои знакомые двигаться, и расти в том направлении, которое я выбрал, поставив перед собой цель?»

После того, как Вы сделали такой мини-анализ своего окружения, возникнет следующий вопрос: «Что делать, если в моем окружении есть люди, которые действительно не способствуют моему росту и движению к цели?» Ответ очевиден – смена окружения.

Если мы хотим внести позитивные изменения в свою жизненную позицию, хотим повысить свои результаты и обрести счастье в жизни, то нам придется придерживаться очень жесткой и болезненной для нас дисциплины, которая потребует от нас начать с «прополки» сада нашей жизни, смены окружения, круга общения.

«Токсичные» люди из нашего круга общения, хотим мы того или нет, оказывают пагубное влияние на нашу самооценку и собственное мнение, подрывают нашу веру в себя, тормозят наше развитие и мешают нам достигать своих высоких целей. По этому, лучше просто поесть в одиночестве, чем участвовать в разговорах негативного характера. Лучше даже отменить встречу, чем встречаться с теми, кто просто-напросто крадет и тратит впустую ваше время. Лучше сменить тему, чем продолжать разговор, имеющий своей целью унизить или осудить кого-то. Лучше высказать всю неприятную и болезненную правду, чем продолжать говорить полуправду и кривить душой для того только, чтобы хорошо выглядеть со стороны. Лучше сказать «нет», чем «да» по отношению к тому делу, которое вы не хотите делать, или по отношению к тому человеку, с которым вам не хотелось бы иметь дела. Лучше проявить твердость, чем продолжать оставаться вежливым с теми, кто не заслуживает вашей вежливости.

Может оказаться так, что на 90% нужно будет отказаться от общения с Вашим окружением. С кем же тогда общаться? Для этого нужно расширять свое общение. Т.е. знакомиться и проводить больше времени с правильными людьми. А кто же эти правильные люди? Это зависит от Ваших целей и задач. На мой взгляд, это люди, которые задумываются над смыслом жизни, проживают каждую минуту с толком и расстановкой, постоянно совершенствуются лично и духовно.

Начните окружать себя людьми, которые стремятся к целям, подобным Вашим, а также теми, кто уже добился успехав сферах, вдохновляющих и привлекающих Вас. Поступая таким образом, мы получаем новый круг общения, который помогает нам менять привычный ограниченный образ мышления, помогает разрушать старые модели поведения, и переводить свою жизнь на более высокий качественный уровень.

И в заключении следует заметить, что «истинные друзья» — это совсем необязательно те, кто имеет больше денег. Большое внимание при выборе следует обращать на их жизненную позицию, на их осведомленность и другие позитивные человеческие достоинства. Не все бедные люди действуют обедняюще на своих друзей, и не все богатые друзья смогут в чем-то обогатить нашу жизнь. Тщательно изучайте близких Вам людей, однако … не с точки зрения их банковских счетов или достижений. Изучив наших друзей, стоящих на разных ступенях финансовой лестницы, мы можем обнаружить, что с некоторыми из богатых, а также с некоторыми из бедных «друзей» мы не можем продолжать поддерживать отношения и должны расстаться с ними.

 

Духовная сфера общества

Духовная сфера общества совпадает с духовной культурой[1], к ней относятся философия, религия, наука, искусство, право, мораль. Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой выражаются общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Истоки нравственности следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль, в отличие от политики и права, не зафиксирована в законах, нравственные нормы – это неписанные законы, существующие как невидимая регулятивная сеть, мерой воздаяния за их соблюдение или нарушение становится одобрение или осуждение. Главная функция моралирегуляция поведения с помощью оценки. Возможность оценки опирается на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

В нравственное сознание входят нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в общении людей, а затем превращаются во внутренние убеждения, чувства и идеалы личности и определяют ее поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания обнаруживается преемственность, некоторые нормы остаются общими для разных эпох и культур. Эту устойчивую совокупность нравственных норм называют общечеловеческими ценностями.

В философии существует и позиция морального релятивизма, утверждающего относительность всех без исключения нравственных норм. Моральный релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопровождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют изменение нравственных норм, но такие правила, как не убивай, не причиняй страданий другим, будь справедлив, остаются неизменными.

Внутренним камертоном нравственного сознания является совесть – субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. Иммануил Кант считал, что совесть – это внутреннее сознание долга, поэтому только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Такую этику долга называют ригоризмом. Кант утверждал, что если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его поведение нельзя считать моральным.

Другой немецкий философ Мартин Хайдеггер называет совесть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние "бытия вместе с другими", которое делает возможным свободное развитие человека.

Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни, но при этом не исключены манипулирование им и использование в угоду частным интересам.

Если нравственное сознание формируется вокруг понятия "добро", то эстетическое сознание – вокруг понятия "красота". По мысли античных философов, красота – самое адекватное выражение бытия, атрибут космоса и одновременно синоним разума, потому что устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, а внешняя физическая красота – результат разумных усилий и работы со своим телом. Средневековая философия отвергла ценность внешней красоты и сосредоточилась на понятии красоты внутренней. Внутренняя красота является следствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период восхождения и утверждения, запрещало театр и живопись, как выражение внешней физической красоты, ведь это противоречило аскетической морали и праведному образу жизни.

Реабилитация эстетического начала произошла в философии Возрождения, которая обратилась к античным идеалам. Именно в эпоху Возрождения эстетика выделяется в особый раздел философского знания. В отличие от античных философов мыслители Ренессанса местом пребывания красоты называли не мир сам по себе или природу, а искусство, как результат творческой деятельности человека. По их мнению, искусство – высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.

В философии Возрождения красота превратилась в самоцель, истина и добро отодвинулись на второй план. В более поздней философии такой позиции придерживались немецкие романтики, Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Однако и концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал, всегда существовали в философии. Например, в русской философии XIX в. утверждалось, что искусство – это прежде всего средство воспитания и морального воздействия, очищенное от нравственных смыслов, оно теряет свои свойства и ценность.

В немецкой классической философии развернутую эстетическую концепцию предложил Иммануил Кант. Его система критической философии была закончена, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир красоты. Кант пришел к мысли о необходимости преодолеть дуализм науки и нравственности через обращение к художественным способностям человека. Рассудок задает правила в сфере познания, разум – в сфере поведения и нравственности, а способность эстетической оценки – в сфере красоты. Эстетическое имеет две ипостаси: прекрасное, обращенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали. Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновременно; прекрасное само по себе есть предмет удовольствия, а получить наслаждение от возвышенного без интеллектуального усилия невозможно. Суждение о возвышенном, по мнению Канта, требует культуры в большей степени, чем суждение о прекрасном. Условия для наслаждения возвышенным создает моральный закон, который есть в душе каждого человека. Кант, таким образом, связывает эстетическое и этическое, но в отличие от русских философов, он не подчиняет эстетическое начало этическому, а красоту добру.

Эстетическое сознание концентрированно выражается в искусстве, но оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, гносеологический принцип красоты является одним из регуляторов в научном и философском знании, эстетическое сознание выражается в религии и в мифологии[2], существует эстетическое переживание явлений природы или событий обыденной жизни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из случайного и фрагментарного превращается в основную цель. Красота в искусстве – это и содержание, и способ, и цель деятельности. В искусстве человек творит новую, художественную, действительность, которая, с одной стороны, более или менее правдоподобно отражает реальность, но с другой – является продуктом вымысла и фантазии.

Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано по-разному. Содержание искусства не поддается выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания.

Искусство наряду с философией выполняет синтезирующую функцию в культуре, является сокровищницей образов и символов, в которых выражаются значимые для человека ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия и наука, выражает болезни и несообразности человеческой жизни и потому может оказывать мощное мобилизующее воздействие.

 

 

Особенности религиозного мировоззрения

Религиозное мировоззрение опирается на веру, а его основы, как правило, записаны в священных текстах. Приверженцы той или иной религии убеждены, что священные тексты продиктованы или вдохновлены Богом или богами, либо написаны святыми и посвященными учителями.

Различают два типа религий – политеизм и монотеизм.

Политеизм – религии, основанные на вере в нескольких богов, это древнейшая форма религий. В политеизме мир предстает как иерархия божеств, обладающих разной степенью власти и вступающих друг с другом в сложные отношения, во главе божественного пантеона стоит верховный бог. Примером политеизма является греческое язычество, вера в олимпийских богов. Мир богов не запределен: боги спускаются на землю, общаются с людьми, а некоторые люди, как правило, герои, могут проникать в мир богов и даже со временем занимать место в божественном пантеоне. Но политеизм – это не только далекое прошлое человечества, в современном мире он представлен индуизмом, африканскими культами и др.

Политеизму противостоит монотеизм – религии, основанные на вере в единого Бога, обладающего абсолютной властью и являющегося Создателем всего существующего. Примеры монотеистических религий: иудаизм, христианство, ислам. Монотеизм – более высокая стадия развития религии, чем политеизм, однако об отношениях политеизма и монотеизма в религиоведении идет дискуссия и она еще не закончена.

В зависимости от типа религии (монотеизм, политеизм), а также вариантов внутри одного тина (монотеистического – христианство, ислам, иудаизм; политеистического – буддизм, язычество), задаются разные картины мира, но это разнообразие лишь в деталях. Суть религиозного миропонимания неизменна, его центр – Бог или множество богов. Бог непознаваем, его качества и способности превосходят возможности человеческого восприятия и понимания. Обыден ное религиозное сознание, как правило, уточняет образ Бога, придавая ему черты личности. В монотеистических религиях власть Бога безгранична, он творит мир и управляет им в соответствии со своим замыслом, который превышает возможности человеческого разумения. Впрочем, религиозный взгляд на мир и не предполагает рационального понимания и объяснения, религиозная картина мира, в отличие от научной или философской, это предмет веры, а не разума.

Главная особенность религиозного миропонимания заключается в удвоении реальности. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях – обыденной, мирской, профанной, и священной, сакральной, т.е. сверхъестественной. Французский социолог Эмиль Дюркгейм утверждал, что удвоение реальности – это главный признак любой религии. Сакральное – это совокупность священных, т.е. запретных вещей, которые выражают социально значимые смыслы и отражают общественную природу человека, сакральное – объект поклонения и источник моральных запретов. Сакральное первично, оно определяет повседневную жизнь людей. С одной стороны, человек испытывает по отношению к священному страх и даже ужас, а с другой – священное воспринимается как что-то родственное и близкое и вызывает восхищение. Современная религия пытается ассимилировать последние данные науки о строении Вселенной, сущности жизни, возможностях человеческой психики, но в религии, независимо от конкретной конфессии, человек не может переступить черту, разделяющую сакральное и профанное. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ, т.е. обряды, ритуалы, молитвы, в некоторых случаях медитация, а местом, где пересекаются священное и обыденное, является храм.

Религиозная картина мира предлагает человеку единственный ответ о смысле жизниэто спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Есть и нюансы. В буддизме, например, где нет идеи вины и греха, смыслом существования признается освобождение от сан- сары – бесконечного колеса перерождений и растворение индивидуального "я" в высшем сознании. Но эта деталь не меняет сути дела, религиозное устремление человека – это устремление к потустороннему, в каком бы виде это потустороннее не представало. Руководством на пути являются вера и правильное поведение, с помощью которых достигается очищение от грехов в исламе или христианстве, или освобождение от колеса перерождений в буддизме.

В религии сконцентрирован огромный духовный опыт человечества, поэтому обходить его вниманием было бы непростительной ошибкой. Неизвестность будущего, бесконечность Вселенной и собственная беззащитность перед лицом старости и смерти заставляют многих людей обращаться к религии и там находить ответы на вопросы о смысле жизни. Религия дает возможность почувствовать себя под опекой мудрой и могучей силы, вера в Бога усмиряет страхи и тревоги человека, так было в древности, так происходит и сейчас. Понимание культурных основ разных религий важно для гармоничного развития личности, ведь многие праздники и произведения искусства, музыка и литература пронизаны религиозными символами, знание этих символов обогащает эстетическое переживание и дарит глубокие эмоции даже нерелигиозному человеку. В современной цивилизации религия уже не играет той главенствующей роли, которую она исполняла в жизни наших предков. В развитых обществах вопрос о том, верить или не верить, это вопрос личного выбора, но и сейчас существуют государства и страны, где религия занимает место государственной идеологии.

Буддизм

Основы буддистского вероучения

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий, он появился в VI в. до н.э. в Индии. В V–III вв. до н.э. буддизм распространился по Южной и Юго-Восточной Азии, а на рубеже старой и новой эры двинулся в Центральную Азию, Сибирь и на Дальний Восток. Сейчас эта религия более всего распространена в Китае, Японии, Монголии, Вьетнаме, Южной Корее, Таиланде, Камбодже, Шри-Ланке, Мьянме, Лаосе, Бутане. В России буддизм исповедуют в Бурятии, Туве и Калмыкии. Последователями буддизма в мире является около 500 млн человек. В буддизме множество направлений и школ, интеллектуальная свобода, присущая этой религии, позволяет по-разному трактовать ее положения, но все приверженцы буддизма разделяют основу проповеди Буддыучение о четырех благородных истинах.

В переводе с санскрита буддизм означает "Учение Пробужденного", его основателем был Сиддхартха Гаутама. Буддизм появился в кастовом обществе Индии, где господствовали две варны – брахманы и кшатрии. Брахманы – жрецы, представляли духовную власть и претендовали на полное превосходство над всеми остальными варнами. Кшатрии – воины и цари, олицетворяли власть политическую. Кроме того, в Индии были две низшие касты – вайшьи – ремесленники, земледельцы и торговцы, и шудры – отверженные. Господствующей религией в Индии в середине I тысячелетия до н.э. был индуизм. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама принадлежал к варне кшатриев, его род царствовал в княжестве Шакья на севере Индии. Предание гласит, что мать Сиддхартхи умерла почти сразу после его рождения, отец-раджа окружил сына любовью и заботой. В детстве и юности царевич Сиддхартха не покидал дворца, его окружали красивые, заботливые и любящие люди. Но однажды, выйдя на прогулку в город, он повстречался с дряхлым стариком, больным человеком и увидел труп. Потрясенному царевичу открылось, что в мире существуют болезни, страдания и смерть. Господствовавшие в то время в Индии религии учили, что освободиться от страдания можно через аскезу и умерщвление плоти, поэтому Сиддхартха покинул дворец и стал отшельником. Он скитался шесть лет. Однажды худой, изможденный, превратившийся в старика бывший царевич уснул под деревом, и во сне ему открылись четыре благородные истины. После этого Сиддхартха стал Буддой, т.е. просветленным, и начал проповедовать свое учение.

Основа религиозной доктрины буддизма – учение Будды о четырех благородных истинах. Первая истина гласит: "Жизнь есть страдание". Вторая говорит, что причина страданий – желания и привязанности человека. Третья истина утверждает, что избавиться от страданий можно, избавившись от желаний и привязанностей, четвертая истина указывает путь к просветлению и нирване. Этот путь называют восьмеричным или срединным, а его вехи – это ступени к просветлению. Вот они:

  • • правильные взгляды, основанные на четырех благородных истинах;
  • • правильная решимость следовать этим истинам;
  • • правильная речь, доброжелательная и искренняя;
  • • правильное поведение, не причиняющее никому зла;
  • • правильный образ жизни, честный и мирный;
  • • правильное усилие, постоянное самовоспитание и самосовершенствование;
  • • правильное внимание, т.е. активное живое сознание;
  • • правильное сосредоточение – медитация.

В буддизме нет представления о Боге-творце и спасителе мира, объектом религиозных чувств и переживаний является Будда. Согласно учению буддизма, Вселенная не имеет ни начала, ни конца, ее никто не создавал, мир существует как постоянная смена циклов роста и увядания. Согласно буддизму, все существующее, т.е. растения, животные, люди, неорганическая природа, – это различные потоки нематериальных частиц – дхарм. Смерть означает распад определенной комбинации дхарм, но сами дхармы никуда не исчезают, а образуют новую комбинацию. Новое сочетание дхарм складывается в соответствии с законом кармы (воздаяния) и зависит от предыдущей жизни. Дхармы сочетаются вновь и вновь, а мир непрестанных рождений, смертей и новых рождений, обусловленный кармой, становится миром страданий и непостоянства. Но бесконечную цепь перерождений можно прервать и остановить колесо сан- сары. Просветление – самадхи – означает освобождение от оков жизни и смерти, внутреннюю свободу и окончание перерождений. Достижение нирваны, т.е. освобождение от страданий и обретение блаженства, – цель стремлений буддистов. Слово "нирвана" буквально означает "затухание", это состояние угасания всех желаний и привязанностей и растворение личного "я", с которым эти чувства были связаны, в абсолютной пустоте – шуньяте. Будда называл нирвану островом, где ничем не владеют и ничего не ждут, где нет боли, страданий и гибели.

Буддистское учение связано с практикой, без которой невозможно достичь просветления. Основной вид практики – медитация – способ трансформации сознания и личности. В медитации, т.е. в чистом, нс привязанном ни к каким предметам созерцании, человек переживает целостность бытия. Буддизм учит, что на пути к просветлению все люди равны и располагают одинаковыми возможностями, независимо от пола, возраста или принадлежности к касте, главное – личное усилие и стремление к самосовершенствованию. Никаких ритуалов и особых условий тоже не нужно, вырваться из колеса сансары можно самостоятельно. Будда и бодхисатвы – особые существа, которые приблизились к нирване и сознательно отказались от нее, чтобы остаться на земле, помогают в пути. Но все же просветление и нирвана – результат личных усилий человека.

Разновидности буддизма

Уже в первые столетия существования буддизм разделился на 18 сект, споры и разногласия между ними привели к появлению в буддизме двух крупных направлений', хинаяны и махаяны. Хинаяна – Малая Колесница или узкий путь, требует аскетизма, утверждает, что освободиться от страданий и достичь просветления может только монах, член буддистской монастырской общины. Приверженцы хинаяны должны строго соблюдать все заповеди буддизма и вести аскетический образ жизни. Махаяна – Великая Колесница или широкий путь, утверждает, что достичь просветления и нирваны может и мирянин, аскетизм и монашество не обязательны, главное – соблюдать обеты духовного совершенствования. В силу относительной простоты и доступности для понимания махаяна получила наибольшее распространение в мире.

Одной из разновидностей махаяны стал чань-буддизм, он сложился в Китае в VI в. н.э., его основателем был буддистский монах и проповедник Бодхидхарма. Приверженцы чань-буддизма не стремятся достичь нирваны, главная цель для них – озарение, а путь к нему – медитация. Слово "чань" и означает сосредоточение, медитацию. Медитация понимается в чань-буддизмс как погружение во внутренний мир, отрешение от страстей, понимание своей истинной природы и обретение Будды внутри себя. Согласно чань- буддизму, просветление, т.е. внутренняя трансформация, и есть цель и смысл религиозной жизни, тогда как в традиционном буддизме просветление – только подготовка к нирване и полному растворению индивидуальности в абсолюте. Но чань-буддисты считают, что и просветления достаточно, ведь оно несет человеку внутреннюю свободу, пробуждает его творческие силы, позволяет слиться с миром и жить в его ритме. Чань-буддисты верят, что если эта цель достигнута, то любые действия происходят без борьбы, а результаты достигаются без усилий. Главный принцип жизни в чань- буддизме – недеяние, такое понимание роднит его с даосизмом – одной из школ древнекитайской философии.

Большинство приверженцев буддизма живут в Азии, но в XIX в. это религиозное учение стало постепенно проникать на Запад, в Европу и Америку. Поначалу это были лишь отрывочные сведения о неизвестной Западу религии, затем начались переводы древних текстов. В течение века буддизм прививался на западной почве, а его идеи захватывали умы философов и интеллектуалов. Влияние буддизма можно найти в философии Артура Шопенгауэра, в европейском мистицизме рубежа XIX и XX вв., в творчестве писателей первой половины XX в., например, Германа Гессе. После Второй мировой войны открытие буддизма на Западе пошло с новой силой. Это было связано с экономическим подъемом в странах, где исповедовался буддизм, и мощными волнами миграции с востока на запад и с запада на восток. В 60–70-е гг.

XX в. буддизм стал частью западной массовой культуры, под его влиянием зародилось движение хиппи, идеи буддизма проникли в литературу и искусство, в Европе и Америке появилось множество разнообразных школ медитации.

В буддизме нет понятия доты, а значит, нет и ереси, буддизм не претендует на знание последней истины и поэтому в нем не развит прозелитизм, т.е. активное обращение в свою веру новых сторонников. В буддизме нет понятий вины и греха, а значит, нет раскаяния, нет праведников и грешников, верных и неверных, избранных и неизбранных. Духовная свобода и духовный универсализм привлекает к буддизму множество людей, все чаще взрослые люди, воспитанные в иных религиозных традициях, сознательно выбирают буддизм и становятся его приверженцами. В западных странах буддисты составляют всего одну сотую населения, но о существовании этой религии знают очень многие.

Христианство

История христианства

Христианство – религиозная часть европейской культуры, оно зародилось в I веке н.э. на окраинах Римской империи, в Иудее. Сейчас последователями христианства являются 1,5 млрд человек во всем мире. На протяжении двух тысяч лет в христианстве появилось множество направлений, но главных всего три – католицизм, православие и протестантизм, у них общие исторические корни, религиозные постулаты и культ. Кроме католицизма, православия и протестантизма в христианстве существует множество более мелких церквей и культов, большинство из них вырастает на основе протестантизма.

Священная книга христиан – Библия – состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет – собрание книг, священных для христианства и иудаизма, ведь вначале христианство было одной из сект в иудаизме. Но в отличие от иудаизма, древнейшей монотеистической религии, которая так и осталась национальной, христианство превратилось в мировую религию. Причины этого находятся в самом христианском вероучении, и главная среди них – универсальность обращения ко всем людям. Для христианства "нет ни эллина, ни иудея", христианство провозгласило, что христианином может быть любой человек, независимо от национальной принадлежности, пола, возраста, бедности или богатства. Христианство выражало идею равенства всех людей перед Богом, возможность спасения любого верующего, неизбежность торжества добра над злом. Оно стало ответом на духовный кризис, когда вера в традиционных языческих богов более не обеспечивала чувство сопричастности людей друг другу и сакральному миру, отчаяние и беспомощность стали общим настроением эпохи и вылились в поиски новой религии. Идеи христианства завоевали сначала сотни и тысячи, а затем миллионы людей.

Новый Завет – книга, священная только для христиан, в нем излагаются основные религиозные идеи и повествуется о жизни Иисуса Христа. Религиоведы и историки спорят о том, был ли Иисус исторической личностью или это собирательный мифологический образ, но для верующих христиан Иисус – Бог, воплотившийся в человеческое тело.

Основу Нового Завета составляют четыре Евангелия: от Матфея, от Иоанна, от Марка и от Луки, которые были написаны в начале II в. н.э. Кроме Евангелий в Новый завет входят Деяния и Послания апостолов и Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова.

К середине I в. н.э. в Иудее появилось несколько раннехристианских общин, которые объединяло общее вероучение и культ. На собрания христиан мог приходить любой желающий. Особую роль в этих общинах играли пророки – лидеры, общение с которыми воспринималось как священнодействие. Позже в общинах появились пресвитеры, их избирала община для решения хозяйственных вопросов. Спустя время среди пресвитеров стало выделяться высшее должностное лицо – епископ, который помимо хозяйственных вопросов отвечал и за исполнение культа. Так, в христианских общинах, где верующие поначалу были равны между собой, появляется особый социальный слой служителей культа, они берут на себя руководство хозяйством, а позже начинают контролировать идейную и моральную жизнь верующих. Для того чтобы закрепить особый статус священнослужителей, появляется специальное культовое действие – рукоположение, которое символизирует передачу божественной благодати.

В течение первых трех столетий властители Римской империи проводили гонения на христиан, последователей Христа преследовали как вероотступников и преступников. Лишь в 313 г. христианство было признано терпимой религией, после чего его сторонники могли открыто отправлять культ, и уже очень скоро, в 324 г., христианство провозгласили государственной религией Римской империи.

Христианская церковь – организация, объединяющая верующих и священнослужителей, сформировалась в I начале II в. н.э., но еще долгое время оставалась разрозненной. В III в. епископов все еще выбирала община, а рукоположение проводил епископ соседней общины. Импульс к объединению церкви дало появление института патриархов, которые возглавляли общины главных городов Римской империи. Патриарх получил право назначать епископов из предложенных ему кандидатур.

Преодолеть разнобой и противоречия в трактовке христианского вероучения удалось лишь к IV в. Основные положения христианства были приняты на первом и втором Вселенских соборах – Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.). Эти положения получили название никео-царьградского Символа веры, в него входят 12 догматов и 7 таинств. На последующих пяти Вселенских соборах эти положения уточнялись и интерпретировались. Основные догматы христианства трактуют о Боге-творце, о его отношении к миру и человеку, о божественной Троице, о боговоплощении и искуплении, о воскресении и проч. Семь таинств, принятые в двух основных направлениях христианства – католицизме и православии – это крещение, брак, миропомазание (конфирмация), евхаристия (причащение), исповедь, елеосвящение (соборование) и священство. Протестантизм признает только два таинства – крещение и причащение.

Первый раскол в христианстве – на католицизм и православиепроизошел в XI в., к нему привел целый комплекс социальных и политических причин. Главной причиной стало противостояние Западной и Восточной Римских империй и различие в их положении. На уровне церквей это вылилось в противостояние восточных и западных христианских патриархий. В V в. римский патриарх стал называть себя Папой, в 495 г. Римский Синод назначил его наместником Христа и утвердил примат папства над патриархами. В IX в. между римским папой и константинопольским патриархом разгорелся спор о вере. Церковные иерархи разошлись в ответе на вопрос, от кого исходит Дух Святой. Папа утверждал, что Дух Святой исходит от Отца и от Сына, а патриарх – что Дух Святой исходит только от Отца. В итоге спор обернулся взаимной анафемой (проклятием), которыми обменялись папа и патриарх. Окончательное разделение христианских церквейВеликая схизма – произошло в 1054 г. В восточной части Римской империи, в Византии, возникла конфессия, которую по- гречески стали называть ортодоксией, а в русскоязычном богословииправославием, а в западной частикатолицизм, от греческого слова "всеобщий", "вселенский". После раскола католическая и православная церкви на долгие века прекратили общение. Контакты возобновились лишь в XX в. 7 декабря 1965 г. папа Павел VI и константинопольский патриарх Афинагор одновременно зачитали заранее согласованное заявление о снятии анафемы 1054 г. Сейчас диалог между католической и православной церквями продолжается.

В XVI в. в католицизме произошел еще один раскол, началось движение за обновление христианстваРеформация, в результате появилась третья христианская конфессияпротестантизм. Духовными отцами Реформации были Мартин Лютер, Томас Мюнцер и Жан Кальвин, а ее причиной стало недовольство практикой, которую проводила католическая церковь. Ханжество и злоупотребления церковников, роскошь, в которой они жили, продажи церковных должностей вызвали протест в обществе. Самое большое возмущение вызывали индульгенции (т.е. грам



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: