Функции общения:
1. Прагматическая (прагма – действие; практичность) – отражает потребностно-мотивационные причины общения;
2. Функция формирования и развития – с помощью общения мы развиваемся воздействуем на других;
3. Функция подтверждения – дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;
4. Функция объединения-разъединения людей;
5. Функция организации и поддержание межличностных отношений;
6. Внутри личностная функция общения – реализуется в общении с самим собой.
Уровни общения:
По Шострому выделяется 2 уровня общения:
1. Манипулирование - отношение в общении с людьми как с вещами;
2. Актуализация – признание независимости, полноты личности другог человека и его право на собственные цели.
По Саготовскому выделяется 4 уровня общения:
1. Манипулирование – использование человека в своих целях;
2. Рефлексивные игры – признание мотивов, целей, интересов другой стороны, стремление показать их несостоятельность, стремление показать их несостоятельность во взаимодействии обыграть партнера;
3. Правовое общение - осуществляется на основе норм и правил соблюдаемые всеми партнерами;
4. Нравственное общение – общение на основе единения внутренних, духовных ценностей.
По Берну выделяется 6 уровней:
1. 0 – общения – уход в себя, полное отстранение от общение с внешними партнерами;
2. Ритуалы – формализованные варианты общения, определяемые принятыми в обществе нормами и правилами, исполнениями каких-либо традиций;
3. Работа – общение во время трудовой деятельности;
4. Развлечение;
5. Игры – ситуации в которых выполняют четко определенные роли (родитель, ребенок, взрослый);
6. Близость – это высший уровень общения, когда человек открыт, искренен, бескорыстен, полностью обращен к партнеру.
|
Формы общения:
1. Интерактивная форма – общение осуществляется не только в виде слов, но и действий;
Взаимоотношения партнеров при интерактивной форме общения
Тип взаимоотношений | Характеристика взаимоотношений |
Сотрудничество | Предполагает партнерское взаимодействие друг с другом, которое способствует достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности |
Соперничество | Достижение индивидуальных целей |
Уклонение | Партнеры избегают активного сотрудничества друг с другом |
Однонаправленное взаимодействие | Предполагает, что один из партнеров способствует достижению целей другого, который при этом уклоняется от сотрудничества |
2. Коммуникативная форма – осуществляется личностями при совместных действиях, предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведение человека:
· Вербальным;
· Невербальным.
3. Перцептивная форма – в этом случае осуществляется процесс безмолвного восприятия внешних характеристик 2 личностей, что приводит к установлению взаимопониманий. Человек выступает в общении как личность, и воспринимается партнером по общению также как личность. В ходе познания одновременно осуществляется несколько процессов:
· Эмоциональная оценка другого;
· Попытка понять поступки;
· Построение стереотипа.
Перечислим механизмы перцептивной формы общения:
1. Идентификация (процесс сознательного, или бессознательного отождествления личности с другим человеком или общностью);
|
2. Убеждения (построено на том, чтобы с помощью логики сформировать у личности убеждения в чем – либо);
3. Эмпатия – основывается на способности человека к сопереживанию, сочувствию к другим людям, к пониманию их внутренних состояний, понимание другого человека на эмоциональном уровне, а не на рациональном, но при сохранении собственного мнения;
4. Аттракция – привлечение, характеризуется познанием личности, основанным на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Аттракция – это искусство нравится другим людям, производить на них впечатление;
5. Каузальная атрибуция – основывается на стремлении личности к выявлению причин поведения партнера по межличностному общению;
6. Рефлексия – характеризуется самопознанием личности в процессе общения;
7. Стериотипизация – основывается на классификации форм поведения личности и интерпретация их путем отнесения к уже известным явлениям, т.е. к стереотипам;
8. «Первичность» и «новизна» - проявляются в процессе восприятия или передачи информации о каком либо человеке, для составления представления о нем;
9. Половые различии в общении – общаясь между собой женщины чаще демонстрируют мужское поведение, различие в стереотипном поведении больше при общении с собеседником своего пола, мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами, женщины более коммуникабельны. Идеальные группы, когда мужчины и женщины вместе.
10. Ореол – характеризуется тем, что информация полученная о каком-либо человеке накладывается на созданный ранее образ, этот образ мешает видеть реальные черты человека.
|
Виды общения
Виды общения оказывают влияние на поведение человека при его взаимодействии с другими людьми:
1. Примитивное общение - характеризуется тем, что объект по общению воспринимается только с двух сторон – нужный или ненужный.
2. «Контакт масок» – это формальное общение при котором отсутствует стремление понять особенности личности собеседника, используются привычные маски – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции и отношение к собеседнику. В определенных ситуациях «контакт масок» необходим для того, чтобы не вступать в более тесные отношения. Часто используют «контакт масок» используют публичные люди, которые через него пытаются скрыть истинную информацию от чужих глаз.
3. Формально – ролевое общение. Регламентирует содержание и средства общения, то есть когда в процессе общения выдвигается не личность, а его соц. роль (врач, продавец, пристав).
4. Духовное общение - характеризуется полным взаимопониманием между личностями, такое общение возможно, когда каждый участник представляет себе образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, отношения.
5. Гуманистическое общение - направлено на совместное изменение представлений обоих участников, и предполагает удовлетворение потребность в понимании и сочувствии. Оно характеризуется глубиной взаимопонимания людей и в большей степени, чем другие виды зависит от индивидуальных особенностей. Его результатом является не поддержание соц. связей, а духовное взаимодействие партнеров, которое влияет на их общее представление системы ценностей, взглядов и т.д.
6. Ритуальное общение – характеризуется поддержанием связей с социумом, подкрепление представлений о себе, как о члене общества, связано с осознанием каких – либо традиций в которых человек должен принимать участие, для поддержание связей.
7. Манипулятивное общение – основано на желании извлечь выгоду из партнера, для этого используются разные приемы, а именно: лесть, обман, запугивание. Манипулятивное общение предполагает скрытое или явное прибирание его к рукам манипулятора, «помыкание» им производится на столько искусно, что у человека возникает ощущение, что он сам принял это решение. Эверет Шостром «человек манипулятор».
8. Светское общение - характеризуется его формальной вежливостью, беспредметностью, это общение закрытое, т.к. точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения, не определяют характер взаимоотношения. Светское общение нужно для установления контактов, для приятного времяпрепровождения.
9. Деловое общение - определяется целью организации фирмы и т.д. оптимизации того или иного вида деятельности. Личные интересы в деловом общении уходят на 2 план на первом плане интересы дела.
Понятие и формы делового общения
Деловое общение – это процесс взаимосвязей и взаимодействия в котором происходит обмен деятельности, информацией и опытом.
Деловое общение делится на:
1. Прямое – через непосредственный контакт
2. Косвенное - например деловая переписка
Организационные формы делового общения
Формы делового общения | Характеристики |
Публичное общение | Передача информации на публику |
Деловая беседа | Передача или обмен информации по определенным вопросам |
Деловое совещание | Способ открытого коллективного обсуждения деловых вопросов группой специалистов |
Деловые переговоры | Обсуждение каких-либо вопросов разными организациями |
Деловая полемика, спор | Столкновение мнений, разногласия, борьба при которой каждая из сторон доказывает свою точку зрения |
Дискуссия | Обсуждение какого-либо спорного вопроса, исследование проблемы, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение |
Мозговой штурм, мозговая атака. Брейнсторминг | Способ работы группы специалистов, при котором целью является нахождение альтернативных вариантов решения проблемы |
Синектический штурм | Внешне похож на мозговой штурм и также используется для решения проблемной ситуации на основе организации деловой дискуссии |
Деловая переписка | Обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемых в связи с особым способом передачи информации |
Телефонный разговор | Дистанционное общение между личностями через тех. средства |
Роль информации в деловом общении
Современное общество, кроме того, что его называют постиндустриальным, общество массового потребления, наше современное общество называют информационное общество, информация стала важным ресурсом в бизнесе, политике, экономике, не случайным является тот факт, что бизнесмены борются за владение информацией, СМИ называют четвертой властью.
Несмотря на то, что наше общество является де идеализированным, идеология присутствует, это идеология общества массового потребления, через различные виды и формы СМИ. СМИ представлены: ТВ, газеты, интернет, наружная реклама, т.д.. Современные СМИ стремятся к объединению и создаются информационные медиа-холдинги.
Идеология обществом пропагандируются через разные формы СМИ: новости
1. Определяется заранее круг тем возможных для обсуждения
2. Специальная подача информации
После негативной информации психика хорошо воспринимает другую информацию. Информационный шум.
В экономических новостях рассказывается о бизнес новостях.
Художественные фильмы. В худ. фильмах заранее определяется хороший герой и плохой герой, более того показывается, что будет если ты будешь плохо себя вести. Через фильмы возможно повышение статуса престижа чего либо. На основе маленьких побед можно поднять престиж чего-либо. Сериалы нам показывают каким должен быть у нас образ жизни, о чем мы должны мечтать, что носить, есть, как говорить и вести себя. В сериалах показываются обычные люди, ординарная семья, они живут рядом, подается как обычное, поэтому подражать хочется больше.
Основные характеристики личности
На формирование личности оказывают влияние семья, школа, друзья, при этом каждая личность имеет свою особенности.
Характеристика основных особенностей личности
Особенности личности | Пояснения |
Общие качества | Уровень интеллекта, общий кругозор, эрудиция, ум, сообразительность, внимание и организованность, работоспособность, наблюдательность и общительность |
Специфические свойства | Это способности к тому или иному виду деятельности |
Подготовленность к деятельности | Характеризуется совокупностью умений, знаний, квалификации, навыков и привычек к определенной деятельности |
Направленность | Включает устойчивые, независимые от ситуации мотивы определяющие активность человека |
Склад характера | Является устойчивым состоянием человека, которое выражается в определенных психических свойствах, определяющих поведение человека |
Биологически обусловленные особенности | Это темперамент, который определяется психическими свойствами человека, влияющими на его поведение |
Психологические особенности | Определяются диапазоном деятельности личности, которая бывает общей, видовой, специальной, стилем работы. Форма воздействия может основываться на знаниях, опыте людей и динамики психики, которая характеризуется силой, подвижностью и возбудимостью |
Психическое состояние | Характеризуется стойкими психическими явлениями присущими человеку в течении длительного времени, к ним относится возбуждение и апатия |
Направленность личности
Основные характеристики личности:
· Направленность
· Способности
· Темперамент
· Восприятие
· Характер
· Мышление
При характеристике направленности личности выделяют:
1. Уровень направленности –общественная значимость направленности личности. Низкая направленность проявляется у людей с узкокорыстными интересами;
2. Широта направленности – это круг интересов личности;
3. Интенсивность направленности – связана с ее эмоциональной окраской. Она может колебаться от смутных нечетких впечатлений, чрез осознанные желания и активное стремление до полной убежденности;
4. Действенность направленности личности – определяет активность реализации целей направленности в деятельности. Например, равнодушие реализации собственных планов.
5. Устойчивость направленности личности – способность сохранять интересы на протяжении всей жизни.
Способности объединяются в следующие группы:
1. Природные (естественные) – тесно связаны с природными задатками и формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта;
2. Специфические человеческие способности – они имеют общественно- историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде, в этой группе выделяют общие и специальные способности.
Общие способности определяют успешность в различных видах деятельности к ним относят интеллект, точность ручных движений, совершенная речь.
Специальные способности: способности к спорту, технике, музыке, рисованию и т.д.
· Темперамент личности:
· Флегматик
· Сангвиник
· Меланхолик
· Холерик
Данные темпераменты выделяют на основе протекания психических реакций в нашей нервной системе, а именно: возбуждение и торможение. Этим занимался Павлов. Термин «темперамент» был введен англичанином медиком Клавдием Галеном – от слова умеренный. Сами темпераменты выделил врач Гиппократ, который считал, что тип темперамента зависит от количества преобладающей жидкости.
Сангвиник – гармоничное сочетание процессов торможения и возбуждения, этот человек живой подвижный, легко переживающий неудачи и неприятности. В деловом общение: активность, живость движений, высокая работоспособность, у него быстрые темп речи, богатая мимика, его легко можно увлечь работой, если она требует смекалки, однако его деятельность надо всегда контролировать, т.к. он легко охладевает, легко улавливает самые сложные дела, охотно работает в коллективе, быстро сходится с незнакомыми людьми.
Холерик – характеризуется быстротой, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, агрессивный, живой, несдержанный, он может стать прекрасным помощником руководителя, однако его необходимо тактично контролировать и сдерживать. Он охотно выполняет работу в которой максимальные нагрузки сочетаются с минимальными. Он постоянно стремится к успеху, быть первым, постоянно нуждается в похвале, в случае неудач у него бывают срывы, после которых следует раскаяние.
В деловом общении холерика следует направлять с глазу на глаз или в замедленном темпе речи, не унижая его достоинства.
Флегматик – реакция торможения превалирует над реакцией возбуждения. Это человек медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и настроениями, для флегматика характерно слабовыраженные душевные состояния, на рабочем месте флегматик неохотно выполняет новую, незнакомую работу, но то что он привык делать у него получается хорошо и выполняет свои функции с удовольствием, он тяжело осваивает новое, нуждается в дополнительном времени к адаптации. Его занимают проблемы качества выполнения работы, отсутствует желание сделать больше чем положено, флегматика нельзя упрекать в медлительности, его целесообразно направлять, помогать, но не лишать самостоятельности.
Меланхолик – слабо выражены реакции как возбуждения, так и торможения, человек легко ранимый, глубоко переживающий, даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на ситуации. Нуждается в идеальных условиях работы, успешно трудится в спокойной обстановке, часто невнимателен, так как часто вспоминает старые обиды, оскорбления и думает о неудачах. Для него большую роль играет эстетическое оформление.
Сангвиник – менеджер, психолог, реклама
Холерик – врач, учитель, спасатель
Меланхолик – творчество, бухгалтер, программист
Флегматик – секретарь, архив.
Д.з. деловые качества представителей разных национальностей, что такое менталитет, свойства менталитета, когда его изучали, история, менталитет русского народа, менталитет англичан, американцев, французов, итальянцев, испанцев, турок, китайцев, индусов, украинцев, армян, чукчи, евреи, татар.
Специфические черты характера, причины формирования, деловые качества, как вести с ними дела.
Восприятие - является одним из основных факторов при деловом общении, его классифицируют по следующим видам: зрительные, осязательные, слуховое.
Основные свойства восприятия:
1. Избирательность
2. Обобщенность – в процессе восприятия человек оценивает явление соотнося его с уже известным.
3. Предметность восприятия – воспринимая что-либо человек видит конкретный предмет, классифицируем
4. Константность восприятия – существенная особенность восприятия, способность сохранять действительные свойства предметов.
5. Характер – симптомо комплексы - включают черты характеризующие отношение человека к другим людям (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, черствость, бездушие, грубость, презрение замкнутость)
Основные черты характера, относящиеся к симптомокомплексам
Сиптомокомплексы | Положительные черты характера | Отрицательные |
Черты показывающие отношение к делу | Трудолюбие, охотность, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициатиность, отзывчивость | Лень, недобросовестность, безответственность, пассивный, консерватизм, халатность, инертность |
Черты определяющие отношение к себе | Чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность, скромность | Наглость, тщестлавие, заносчивость, обидчивость, застенчевость, эгоцентризм |
Отношение человека к вещам | Бережливость, аккуратность | Небрежность, неряшливость |
Отношение к людям | Общительность, вежливость, доброжелательность, откровенность, чуткость, тактичность | Замкнутость, грубость, бестактность, недоброжелательность, эгоизм, скрытность, зависть, черствость, эгоизм |
Мышление возникает только тогда, когда надо решать проблему. В данном процессе есть три этапа:
1. Осознание условий задачи – выделение существенных моментов.
2. Поиск способов решения – выбор оптимального метода решения, выполнение задания.
3. Проверка полученного результата.
Твор. К. |
1. Репродуктивное мышление – характеризуется отсутствием творческой компоненты в мыслительном процессе и нацелено только на повторение материала.
2. Продуктивное мышление – характеризуется наличием творческой компоненты в процессе мышления, нацелено на получение нового знания.
Художественные компоненты:
3. Художественное – характеризуется образностью, богатой фантазией, но одновременно импульсивностью, непоследовательности, чаще обладают предприниматели, люди искусства.
4. Логическое - основывается на критичности, ясности, последовательности, глубине, однако зачастую излишней ответственности.
5. Смешанное – есть и худож. мышление и логическое. Позволяет широко мыслить.
Наличие рассудочного и образного компонента:
6. Словесно – логическое – рассудочное мышление – помогает лучше понять другого человека и продумать способы воздействия на него. Неразвитость рассудочного мышления – нежелание думать – отрицательно сказывается на трудовой деятельности.
7. Наглядно – действенное - решение проблемы решается с помощью действия – реального преобразования ситуации: инженеры, рабочии.
8. Наглядно – образное - отражает умение правильно фиксировать предмет наблюдая его в разных ракурсах с нескольких позиций: архитектор, художник.
Степень отвлеченности от отдельных качеств объекта и выделение его общих свойств.
9. Конкретно – чувственное мышление – в процессе мыслительной деятельности человеку необходимо иметь в поле зрения соответствующий объект: табельщик, бригадир, те люди которым необходимо планировать свою работу неболее 2 месяцев, т.к им необходимо видеть объект.
10. Конкретно – образное мышление – дает возможность выполнить работу на основе полученного прежде представления об объекте, не держа его перед глазами: мастер, могут планировать на 6 мес.
11. Конкретно – умозрительное – дает возможность регулировать деятельность достаточно сложных структур, состоящих из множества частей, у руководителей малых предприятий, ведущих специалистов крупных организаций, которым требуется планировать свою работу на год вперед.
12. Абстрактное мышление – человеку для выполнения работы не нужна привязка к конкретным объектам вообще. Руководители крупных предприятий, их заместителей, они должны строить долгосрочное планирование от 1 года до 5 и более.
13. Предвидящее -люди которые способны предвидеть ситуацию на 10 лет и более.
Наличие теоретической или практической компоненты
14. Теоретическое мышление – это мыслительный процесс позволяющий делать открытия оперировать аксиомами, правилами и т.д.
15. Практическое мышление – функционирует в условиях дефицита времени, обычно этот человек не составляет план действий не выдвигает гипотез.
Наличие произвольного и непроизвольного компонента
16. Произвольное мышление – возникает, когда перед человеком стоит конкретная цель и он применяет волевое движение для достижения цели
17. Непроизвольное – когда в деловом общении коллега или руководитель вызывает желание творчески объяснить какой – то факт представленный ему на рассмотрение, для этого следует пробудить = любознательность, сомнение, удивление.
Тема. Психологические типы и поведение личности
В конце 70 годов 20 века Карл Густав Юнг выделил два основных психологических типа личности: экстраверт (нацелен на общение), интроверт (взгляд внутрь себя). Мы сочетаем в себе и то и другое. Он также выделял функции личности: (мышление, чувства, интуиция, ощущения), на их основе 4 психологических типа:
1. Мыслительный
2. Чувственный (характерно развитие межличностных взаимодействий, что является их главной целью, то есть они отзывчивы к нуждам других)
3. Сенсорный (ощущающий психологический тип, характеризующийся приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, он охотно довольствуется жизнью в ее простейших проявлениях без сложного размышления или туманного воображения)
4. Интуитивный (характеризуется постоянным потоком предчувствий, возникающих от его внутреннего активного восприятия)
Поведение и мотивации
Психологический тип личности во многом определяет ее поведение в трудовом коллективе.
Целью поведения является изменение ситуации, само поведение человека определяется 2 функциями: регулятивной и побудительной. Регуляция поведения осуществляется ощущениями, восприятием, внимание, мышление, память, речь, эмоции.
Это обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях