Тема №1 Понятие, источники и система КПЗС
Понятие КПЗС 6 понятие и сущность конституции
Источники КП в ЗС 7 виды конституции
Конституционно правовые отношения 8порядок принятия и изменений К
Субъекты КП 9 характерные черты К стран запада
Наука КП. 10 понятие конституционного контроля
КП можно рассматривать как науку и учебную дисциплину. КПЗС имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Данная наука системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-правовой форме. Национальное конституционное право представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в конституции, законах, других источниках права и регулирующих определенную категорию общественных отношений. Это ведущая отрасль права, определяющая основы других отраслей права конкретного государства. Для советской высшей школы было характерным изучение не одного, а двух предметов иностранного государственного права- государственного права буржуазных государств и государственного права социалистических государств. В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:
|
1 высокоразвитые страны Запада (Япония, республика Корея)
2 государства среднеразвитого капитализма(Португалия, Греция,Турция, Мальта)
3бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и тд)
4развивающиеся страны, большинство из которых были колониями (Алжир, Египет, Кения,индия)
5государства продолжающие идти по социалистическому пути развития (Куба, Лаос, Вьетнам)
Понятие КПЗС не означает, что существует особая отрасль права. В любой системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства. Данная ведущая отрасль права может существовать только в одном конкретном государстве.
КПЗС как учебную дисциплину принято делить на общую часть и особенную. В общей части обобщено изучаются государственно-правовые институты, а в особенной- основы конституционного права конкретного государства.
Источники КП- внешняя форма выражения общих правил поведения, регулирующая отношения конституционного характера. К ним относятся: конституции, законы, др. нормативные правовые акты (регламенты, акты главы гос-ва), судебно-правовые акты, правовые обычаи, публично-правовые договоры(международные и внутригосударственные), религиозные источники(Коран). В каждом государстве своя национальная система источников права. Поэтому нельзя вести речь об источниках конституционного права зарубежных стран как едином целом. Высшей юридической силой и специфическим содержанием обладает конституция- основной источник права, имеющий универсальный характер, поскольку закрепляет важнейшие институты национального права. Другим главным источником права является закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий наибольшей после конституции юридической силой и регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения.
|
Различают законы:
Конституционные- в ряде государств вносят изменения в конституцию или дополняют ее, либо это те законы, принятие которых прямо предусмотрено основным законом.
Органические (принимаются в усложненном порядке на основе бланкетных норм содержащихся в конституции.)
Обычные(ординарные) законы, регулирующие менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права(гражданство, статус депутата)
Чрезвычайные законы, позволяющие приостанавливать действие отдельных конституционных норм(принимаются только на срок, определенный парламентом)
Нормы конституционного права могут также содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Источниками КП являются весьма многочисленные подзаконные акты(указы, декреты главы гос-ва, постановления и др) Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих гос. органов не должны противоречить актам вышестоящим.
Нормы конституционного права содержаться и в отдельных нормативных договорах: международных и внутригосударственных. Последняя разновидность договора используется в зарубежных странах для регулирования конституционных или политически значимых отношений.
|
В странах англосаксонской системе права(Великобритания, США, Канада) широкое распространение получил судебный прецедент- образцовое правило поведения, выработанное высшими судебными органами, официально опубликованное и являющиеся обязательным при рассмотрении аналогичных дел как для участников спора, так и для нижестоящих судов. Судебному прецеденту присущи следующие черты:
- он создается только высшими судебными инстанциями на основе закона
-непосредственно связан с судебной практикой и вырабатывается в ходе судопроизводства
-в его разработке велика роль свободного усмотрения
- он подлежит официальному опубликованию
-является обязательным не только для участников данного спора, но и для др. судебных органов.
К судебно-правовым актам относятся также нормативные решения органов конституционной юрисдикции, дающих официальное толкование основного закона. В англосаксонских государствах широкое распространение получил правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения субъектов права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течении длительного времени применяемое повсеместно, признаваемые, и поэтому молчаливо санкционируемые гос-м. Конституционно-правовой обычай имеет устный характер, является обязательным и направлен на регулирование конституционных отношений.
Конституционное право представляет собой не только нормы, институты, но и практику их применения, выражающуюся в политико-правовых связях и отношениях. Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами ведущей отрасли права. Конституционные отношения представляют значимые для общества отношения, направленные на осуществления государственной власти, суверенитета народа, а также на обеспечение свободы личности. Им свойственны такие признаки, как политический характер и массовость. Для возникновения, изменения и прекращения конституционно- правовых отношений необходим определенный юридический факт или их совокупность(достижение 35 летнего возраста для кандидата на пост президента США). Для конституционных отношений присущи как общие, так и специфические черты. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание. Объектом конституционных отношений выступает материальная или духовная реальность, по поводу которой вступают в отношения данные субъекты(власть, суверенитет, свобода и достоинство личности). Особенностью указанных правоотношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти.
Субъектами конституционного права являются: государство, его органы, сообщества, коллективы, физ. Лица, участвующие в конституционных отношениях. Субъекты конституционного права можно подразделить на 4 общие группы:
1 Физ. Лица к ним относятся: граждане, иностранцы, лица с двойным или множественным гражданством (бипатриды), если такой институт предусмотрен в законодательстве конкретной страны, лица без гражданства (апатриды)
2 гос. образования к ним относятся: государство в целом, составные части гос-ва(субъекты федераций, территориальные административные единицы)
3 органы гос-ва: центральные органы государственной власти (парламент, глава гос-ва, правительство, конституционный суд, и тд), региональные органы власти, органы гос. власти субъектов федерации, гос. органы местного управления.
4 к негосударственным объединениям относятся: общности людей - народ, нации, и иные этнические группы, население региона, автономии, органы местного самоуправления и управления, ассоциации граждан и коллективы публичного характера. Во многих гос-х востока особый привилегированный статус имеют национальные религиозные организации и церковь.
Наука КПЗС является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации, и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки КП базируется на конституции, но ею не исчерпывается. Данная наука имела различные названия, гос-е право, конституц-е право, либо можно встретить двойное название конституционное государственное право. Конституционное право относится к числу отраслевых юридических наук. Отраслевой она называется потому, что в системе национального права имеется самостоятельная отрасль- конституционное право. Основными функциями данной науки яв-ся:
1 познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном праве и его институтах.
2 прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть тенденции государственно-правового развития.
3 прикладная, позволяющая применить знания иностранного конституционного права для совершенствования национальной государственности.
4коммуникационная, способствующая юридически конкретному поведению специалистов условиях действия иностранного и международного права. Наука КП позволяет повысить эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности органов публичной власти, содействует укреплению законности и правопорядка.