В зависимости от формы правления (конституции республиканских или монархических государств)




В зависимости от формы государственного устройства (основные законы унитарных или федеративных государств)

По порядку издания конституции зарубежных стран подразделяются на октроированные(дарованные), принятые представительным органом (учредительным собранием, парламентом), одобренные на референдуме. Октроированные конституции (жаловать, даровать)- основополагающие документы, дарованные единоличной властью монарха без участия представительных органов (Катар, Кувейт, Малайзия).

Конституции принятые представительным органом, которым может быть как учредительное собрание, учредительный конгресс, так и парламент, образованный на основании предшествующих легитимных актов. Данный способ принятия конституции считается широко распространенным.

Учредительное собрание- это специально формируемый формируемый с целью выработки и принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового основного закона.

Принятие конституции законодательным органом – парламентом страны, осуществляется в особом усложненном порядке, как правило,для этого требуется квалифицированное большинство депутатов. Большинство конституций социалистических государств и все советские основные законы принимались на специальных заседаниях национального парламента.

Конституции, принятые на референдуме, по праву считаются демократическими по способу своего принятия. Конституционный референдум получил свое распространение в послевоенное время. Конституционный проект либо разрабатывается специально созданным для этого учредительным собранием, либо правительством, после чего выносится на референдум.

По способу изменяя конституции делятся на гибкие и жесткие. Гибкие конституции могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписаные конституции конституции с монархической формой правления. Жесткие конституции – это те конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок.

Характерные черты конституций стран запада, принятых в послевоенный период.

После второй мировой войны были приняты конституции: Японии, Италии, ФРГ, Франции, Греции, Португалии и др. Несмотря на различия этих конституции их объединяют общие черты:

1Они основываются на традиционном европейском варианте конституционализма.

2 Закрепляют базовые принципы разделения властей.

3 исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных политических, социально-экономических прав и свобод.

4 устанавливают обязательства государства по проведению социальной политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей.

5признали принципы политического, идеологического плюрализма и многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология. Допускается деятельность оппозиционных политических партий, движений, профсоюзов.

6 конституционные и законодательные органы прямо и четко закрепили не только государственную и частную собственность, но и другие виды собственности (муниципальную, кооперативную)

7 зафиксировали новые подходы к проблеме соотношения национального и международного права.

Понятие конституционного контроля

Положение о высшей юридической силе конституции по отношению к другим источникам права лежит в основе концепции конституционной законности. В соответствии с ней любой закон, договор. Судебный или административный акт, должен находится в соответствии с конституцией государства. Если норма, изданная государственными органами, противоречит конституции, то она не будет иметь юридической силы и не должна применяться, поэтому является недействительной.

Теория конституционного контроля в современном понимании появилась в США в деле Мербери против Медисона в 1803 году. При рассмотрении данного дела ВС США взял на себя полномочия по осуществлению конституционного контроля, которые в последующим никогда не исправлялись.

Учредительное собрание- это специально формируемый формируемый с целью выработки и принятия конституции высший государственный орган, избранный народом. данный орган прекращает свою деятельность после принятия нового основного закона. Эта форма контроля предполагает, что соответствующие органы, должностные лица, обнаружив нарушающий конституционные нормы акт, правомочны своей властью отменить его. Объектами конституционного контроля могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты парламента и его палат, нормативные акты исполнительных органов власти.

Субъектами конституционного контроля являются государственные органы, должностные лица, граждане наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта. Кроме того в федеративных государствах этим правом обладают органы государственной власти соответствующего субъекта.

По содержанию конституционный контроль может быть

формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и др. нормативных актов.) или материальным (проверяется содержание законов или других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции),

а также абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода) или конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо определенным судебным делом)

По времени проведения: последующий и предварительный конституционный контроль.

При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы и иные акты, уже принятые и вступившие в силу. При предварительном конституционном контроле проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации.

Орган конституционной юрисдикции может либо признать оспариваемый акт противоречащим конституции полностью или частично, либо признать соответствующим основному закону. Вынесенное решение является окончательным и может быть пересмотрено только этим органом.

Конституционный надзор может осуществлятся:

1 Судами общей юрисдикции. В ряде стран конституционный контроль осуществляется только ВС, являющимся высшей инстанцией данной страны.

2специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль- главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему судов общей юрисдикции.

3 особым органом не судебного характера (например конституционный совет во Франции, состав которого определяется президентом и парламентом) Конституционные советы не являются судебными органами и не входят в судебную систему государства.

В некоторых странах функции по правовой охране кнституции возложены на парламент (Куба), или специальную парламентскую комиссию (Финляндия).

В исламских странах конституционный контроль отличается своеобразием. Так в Пакестане наряду с ВС, который призван осуществлять конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет(вправе рассматривать соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (он рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: