Подготовительныеупражнения




Подготовительные упражнения для обучения блоки­рованию должны быть направлены на развитие и совер­шенствование ответной реакции, умения ориентировать­ся, силы, быстроты движений, скорости перемещений, прыгучести и прыжковой выносливости занимающихся.

Подводящие упражнения

Рис. 49 1. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу на расстоянии шага. Один игрок держит мяч ввер­ху перед собой; другой, вынося руки перед грудью и выпрямляя их вверх-вперед, касается ладонями мяча и таким же образом опускает вниз. Обратить внимание обучающихся на расположение кистей на мяче.

2. В парах, стоя на гимнастиче­ских скамейках, установленных од­на на другой с противоположных сторон сетки (сетку можно опус­тить). Один игрок держит мяч над сеткой, другой имитирует блокирование.

 

3. То же, что упр. 2, но занимающийся, имитирующий блокирование, стоит на площадке и выполняет упражне­ние в прыжке.

4. Занимающиеся располагаются на гимнастических скамейках, установленных одна на другую с противопо­ложных сторон сетки; мяч закреплен в держателе. Один игрок, вынося руки перед туловищем, ладонями надавли­вает на мяч, вытесняя его из держателя; другой, поймав мяч, заново устанавливает его в держателе.

5. То же, что упр. 4, но блокирующий выполняет уп­ражнение, стоя на площадке, из исходного положения прыгает вверх (рис. 49). Обратить внимание занимаю­щихся на движение рук при замахе в момент прыжка, выносе рук над сеткой после постановки блока.

Специальные упражнения

1. В парах. Занимающиеся располагаются с противо­положных сторон сетки. Партнер, стоя на полу, набрасы­вает мяч на верхний трос сетки. Блокирующий, стоя на скамейке, подставляет ладони и отталкивает мяч на про­тивоположную сторону.

2. То же, что упр. 1, но блокирующий, стоя на площад­ке, из исходного положения выполняет блокирование в прыжке. Следует обратить внимание блокирующего на своевременность прыжка и правильное расположение рук над сеткой.

3. То же, что упр. 2, но мяч набрасывают над сеткой несколько левее или правее блокирующего, а тот после перемещения в сторону ставит блок. Мяч подбрасывают вверх-в сторону на 0,5—0,8 м по отношению к блокирую­щему. Блок ставят после выполнения приставного шага в сторону, подседа и прыжка вверх.

4. Два-четыре занимающихся располагаются с мяча­ми вдоль одной стороны сетки на расстоянии 1,5 м друг от друга. Остальные построены в колонну с противопо­ложной стороны в зоне 4. Первые поочередно подбрасы­вают мяч над сеткой, вторые, передвигаясь вдоль сетки вправо, ставят блок на каждый подброшенный мяч.

То же, но занимающиеся из зоны 2 перемещаются вдоль сетки влево.

5. В парах. Занимающиеся располагаются с противо­положных сторон сетки. Один игрок, стоя на скамейках, установленных одна на другую (на столе, на тумбе), под­брасывает мяч вверх и, ударяя по нему, стремится пере­бить через сетку, другой, стоя на площадке, из исходного положения выпрыгивает вверх и ставит блок. По мячу сильно не ударять. Добиться, чтобы расстояние между ладонями у блокирующих не превышало радиуса мяча.

6. В тройках. Занимающиеся располагаются около сетки; два игрока с одной стороны, один—с другой. Пер­вый подбрасывает мяч перед собой на 1 м выше сетки;

второй, прыгая вверх с места, выполняет нападающий удар, третий—ставит блок. Нападающий игрок начинает выполнять упражнение только после того, как блокирую­щий будет готов к выполнению задания.

7. То же, что упр. 6, но нападающий удар выполняют после передачи мяча, направленного по средней траекто­рии. Блокирующий располагается напротив нападающего игрока и прыгает на блок чуть позже него.

8. Занимающийся располагается между зонами 3 и 2, заведомо зная направление удара «по ходу» из зоны 4.

9. То же, что упр. 8, но блокирующий располагается между зонами 3 и 4, а нападающий удар «по ходу» осу­ществляют из зоны 2.

10. Блокирование нападающих ударов, выполненных из зоны 4 в различных направлениях после второй пере­дачи мяча из зоны 3.

11. Блокирование нападающих ударов из зоны 2 в раз­личных направлениях после второй передачи мяча из зоны 3,

12. Занимающийся располагается между зонами 2 и 3. На противоположной площадке один нападающий в зо­не 4, другой—в зоне 3. Блокирование нападающих уда­ров из зоны 4 или 3 после второй передачи мяча из зо­ны 3. Передача адресуется одному из нападающих. Бло­кирующий, определив место атаки, перемещается влево

или вправо и ставит блок.

13. То же, что упр. 12, но блокирующий располагается между зонами 4 и 3, а нападающие в зонах 2 и 3. Бло­кирование нападающих ударов из зоны 2 или 3 после вто­рой передачи мяча из зоны 3.

Групповое блокирование.

В основу обучения группо­вому блокированию положены те же методические прие­мы, что и при обучении индивидуальному блокированию. Следует обратить внимание занимающихся на согласо­ванность действий двух (трех) блокирующих.

 


Прежде чем приступить к специальным упражнениям, рекомендуется освоить несколько подводящих, используе­мых в упрощенных условиях.

1. Двое занимающихся стоят на расстоянии 2 м друг от друга с одной стороны сетки, с другой — партнер с мя­чом. Партнер набрасывает мяч на верхний трос сетки, обучающиеся согласованно перемещаются к месту поста­новки блока, одновременно прыгают и отбивают мяч на

партнера.

2. То же, что упр. 1, но партнер набрасывает мяч на­против одного блокирующего, другой перемещается к не­му, и они вместе прыгают на блок.

3. Двойное блокирование нападающего удара «по хо­ду» из зоны 4.

4. Двойное блокирование нападающего удара «по хо­ду» из зоны 2.

5. Двойное блокирование нападающего удара в зоне 3 с переводом влево или вправо.

6. Блокирующие располагаются в зонах 4, 3 и 2. На­падающий удар выполняют из зоны 4 или 2. Средний и крайние блокирующие перемещаются к месту атаки и со­гласованно ставят блок.

7. То же, что упр. 6, но нападающий удар выполняют игроки зон 4, 3 и 2 с передачи выходящего игрока зоны 1,

 

Рис. 50

Защитные действия и страховка

Основу защитных действий волейболистов (помимо блокирования) составляет прием нападающих ударов, включающий прием мячей при страховке.

Техника приема снизу мяча, летящего с большой ско­ростью, отличается большим, чем обычно, сгибанием ног в коленных суставах, выраженной фазой амортизации и одновременно снижением о. ц. т. (рис. 50). Методика обучения этому игровому приему ничем существенным не отличается от методики обучения приему мячей, летя­щих с незначительной скоростью. Поэтому при обучении игре в защите можно использовать методические реко­мендации и комплексы упражнений, изложенные в раз­деле «Прием мяча двумя руками снизу».

Техника приема мяча двумя руками сверху с падени­ем-перекатом на спину. Разнообразные направления и большая скорость полета мяча, направленного нападаю­щими ударами, вынуждают иногда волейболистов прини­мать его в падении. Техника этого приема описана на стр. 59 (см. рис. 30, кадр 3). Она не сложна: волейбо­лист, находящийся в низком исходном положении, при­ставным или обычным шагом перемещается к предпола­гаемому месту падения мяча, делает выпад в сторону ле­тящего мяча и одновременно опускает туловище к бедру опорной ноги. Далее смещает туловище за опору, подби­вает мяч, затем убирает с площадки стоящую сзади ногу и приземляется на бедро—таз с последующим перекатом на спину.

Техника приема мяча одной рукой снизу с падением-перекатом на спину аналогична предыдущему способу и отличается лишь большим смещением игрока за опору (рис. 51, кадр 1) и способом удара по мячу. Игрок подбивает мяч ладонью руки, выставленной в сторону (кадр 2).

Рис. 51


Рис. 52

Техника приема мяча одной рукой или двумя руками снизу с опорой на руки и падением-перекатом на грудь — живот сложна. Однако прием этот необходим в тех слу­чаях, когда мяч изменил направление или летит далеко от игрока.

После перемещения из низкого исходного положения (рис. 52, кадр 1) игрок переносит тяжесть тела на вы­ставленную вперед и согнутую в коленном суставе ногу, руки для замаха отводит назад (кадр 2). Выставленную вперед ногу разгибает, тяжесть тела переносит вперед, подальше за опору, руки выносит вперед и подбивает мяч (кадр 3). После касания мяча волейболист опускает ру­ки вниз для упора, прогибается (кадр 4) и, согнув руки, приземляется на грудь и перекатывается на живот. Обу­чать этому приему следует хорошо физически подготов­ленных игроков и для безопасности вначале на матах.

Страховка блокирующих и нападающих игроков осу­ществляется игроком из зон 1, 5, 6, а также игроками зон 2, 4 или 3, не участвующими в блоке. Начинающих волей­болистов полезно научить подстраховывать своих парт­неров при передачах, приемах подачи и т. д. Подстраховывающий

игрок находится в среднем исходном положе­нии и стремится занять на площадке такое место, чтобы ему было удобно контролировать как можно большую часть площадки. Если нападающий удар или блокирова­ние не состоялись, то подстраховывающий игрок возвра­щается на прежнее место в свою зону. Очень ценным ка­чеством подстраховывающего является умение принять мяч и выполнить передачу наиболее рациональным спо­собом, иногда, если есть возможность,—сразу на удар.

Играя в защите, команда использует две тактические системы: при страховке игроками задней линии (1, 5, 6) или передней линии (2, 4, 3). Однако существует и вари­ант смешанной страховки (двойной) — игроком передней и задней линий (например, зоны 4 и 1).

Прежде чем приступить к обучению занимающихся защитным действиям, необходимо, чтобы они усвоили следующие положения:

от умения вести наблюдение за мячом и действиями соперников зависит своевременность организации защит­ных действий;

выбор рационального способа приема мяча зависит от избранной стойки, реакции на мяч и скорости переме­щения;

игра в защите—коллективные действия, поэтому не­обходимо постоянно согласовывать свои действия с дей­ствиями партнеров по команде.

К началу обучения защитным действиям занимающий­ся должен уметь:

принимать рациональную стойку и быстро переме­щаться;

владеть приемом мяча одной и двумя руками снизу.

Ошибки, встречающиеся при осуществлении защит­ных действий:

1. Несвоевременный выход к мячу.

2. Неправильное расположение игрока по отношению к летящему мячу.

3. Нерациональный способ приема мяча.

4. Несоответствие скорости движения рук встречной скорости полета мяча.

5. Жесткое приземление после падения.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: