Резниковой В.П.
В.П. Резникова работает по дидактической системе общего развития Л.В. Занкова, где важнейшее место занимают методы обучения игра и диалог.
Данная закономерность ярко прослеживается в творчестве В.П. Резниковой, ею разработаны разнообразные игровые методы и средства, реализующие задачи развивающего обучения.
Картотека игр, разработанных по курсу «Мы и окружающий мир» (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков) для 2-го класса включает две группы игр:
· группы игр и упражнений, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных [5].
Приведем для примера разработки В.П. Резниковой.
Группа игр и упражнений, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов.
Географическое Лото
Вопросы написать на карточках, а ответы ребята рисуют на других карточках. Размер карточек 10: 10 см. Карточки-вопросы пронумерованы, а рисованные карточки ответы наклеены на плотный лист бумаги (по 6 штук на лист). Получается игровое поле, которое должно быть составлено так, чтобы в нем были и реки, и моря, и материки, и животные, и растения. Очертания материков, морей, озер, рек должны быть точно перерисованы с контурных карт и названия подписаны.
Игру начинает ведущий. Он берет карточку с вопросом и читает. У кого есть ответ, забирает карточку и закрывает ею свой рисунок, выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет все игровое роле.
Все игры типа ЛОТО направлены на развитие думающего восприятия и анализа.
«Игровые звездочки»
Звездочки дети с удовольствием делают сами и пишут на звездочке вопрос и три варианта ответа. Подготовка «звездочек» к уроку – домашнее задание ученикам, которое они выполняют по желанию.
Примеры вопросов:
Кто впервые совершил кругосветное плавание (Магеллан, Колумб, Никитин)
Путешествие какого мореплавателя доказало, что земля – шар (Колумб, Магеллан, Кук).
Какой океан самый большой (Атлантический, Индийский, Тихий) и т.д
Игровое задание «задай вопрос» очень сложное, т.к. постановка вопросов относится к исследовательским умениям, связано с развитием различных показателей мышления: гибкость, оперативность, творческость. [11, с. 54]
Игра «Аукцион».
Игровая задача: из набора букв составить как можно больше слов-терминов, обозначающих географические объекты, фамилии путешественников и т.д.
Географические названия | Названия островов | |||||||
М | В | Р | Н | Л | Х | В | И | Т |
Е | Л | З | У | Л | К | А | У | М |
И | Т | О | С | Я | С | И | Г | Р |
А | Л | К | О | С | З | А | Е | Ь |
Ответы к 1 варианту | Ответы ко 2 варианту |
море, залив, озеро, океан, пролив, остров, полуостров | О. Врангеля, Корсика, Суматра, Крит, Курильские, Алеутские, Кипр, Тасмания, Новая Гвинея, Ява, Тайвань |
Эта игра тренирует и думающее восприятие и память т.к. детям необходимо припомнить географические термины и названия островов.
Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных.
«Альбом карт сказочного мира»
На основе изучения понятий «План и карта» детям дается творческое задание – сделать фантастический дневник путешествий:
«Встречал ли ты карты сказочных мест?
Прочитай книги «Конек-Горбунок», «Приключение Буратино», «Приключения Алисы в стране чудес» и др. Нарисуй карты волшебных и чудесных мест».
На самом деле это очень трудные задания т.к. они рассчитаны на развитие абстрактного мышления, но дети должны показать предметные умения «Составление карты и плана».
По теме «Ориентирование на местности» детям очень нравится выполнять «Топографические диктанты», где слова надо зашифровать в топографический знак:
«От шоссейной дороги путь к нашему лагерю шел по лугу, а затем через смешанный лес, который переходил в редколесье. Чтобы сократить путь мы пошли по грунтовой дороге мимо родника. Через 15 минут мы подошли к фруктовому саду нашего лагеря».
Здесь развиваются такие новообразования как перекодировка текста в знак, что тоже относится к мыслительным умениям и развивает творческое мышление.
Таким образом познакомившись с опытом создания картотеки игр для урока В.П. Резниковой. Проанализировав игры как методы обучения мы убедились,в том что «Обучение станет развивающим в том случае, если игры, применяемые на уроках, будут ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка», что и составляло суть нашей гипотезы.
Список литературы.
Виноградов С.Н. Уроки Шаталова. [Текст] //Педагогика. 2006 - № 8. - С. 19
1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. – М., 1996. – 256 с.
2. Андреева Л. П. «Как игры помогают учить детям русский язык»// Начальная школа. 2001 - № 9. - С. 19
3. Винникова И. В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа 2002 - № 3. - С. 25.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991. –425 с.
5. Давыдов В. В. «Теория развивающего обучения», Москва, «ИНТОР», 1996г.
6. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М.,1995.- 467 с.
7. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.
8. Климович С.И. Применение загадок в обучении младших школьников //Начальная школа. 2003- № 3. – С.28
9. Кравцова Е.Е. Игры с правилами в подготовке ребенка к обучению в школе / Вопросы психологии. 1992 - № 4. – С.38 - 42
10. Лихачев Б.Т. Педагогика – М., 1996. – 912 с.
11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. – М.: МПУ, 1996.
12. Потемкина О.Ф. Как сделать урок интересным для учителя и его учеников. – М., 1993. -128 с.
13. Ушинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. –152 с.
14. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. - М.: «Новая школа», 1994г – 354 с.
15. Эльконин Д.Б. Право детей на счастливое детство пути развития психологических знаний о детях в СССР /Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989. - 476 с.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1989. – 348с.
17.. Яковлева С.И. От игры к знаниям //Начальная школа. 2001- №5.-С.19
[1] Ушинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. –С.152
[2] Выготский Л.С. Педагогическая психология. _М., 1991. – С.. 390
[3] Там же. –С.388
[4]Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», Москва, «Новая школа», 1994г. – С. 276 - 277
.
[5] Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998.