Игра как средство развивающего обучения




Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки детей взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным. [9, с. 38]

Как утверждает С.А. Шмаков, игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

В мир игр каждый вступает, как в жизнь: начиная действовать, познавая невидимую грань между реальностью и условностью, возможностью и действительностью и лишь затем осмысляя и осваивая их.

Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Особенно это очень важно для детей [14, с. 3]

С.А. Шмаков делил все детские игры на следующие виды:

1. Физические и психологические игры и тренинги;

2. Интеллектуально-творческие игры:

¨ предметные забавы;

¨ сюжетно-интеллектуальные игры;

¨ дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

¨ строительные, трудовые, технические, конструкторские;

¨ электронные, компьютерные игры;

¨ игровые методы обучения;

3. Социальные игры:

¨ творческие сюжетно-ролевые;

¨ деловые игры;

4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).[4][14, с. 276]

Для нашего исследования особый интерес представляют игры интеллектуальные.

Интеллектуальные игры называют также познавательными, дидактическими, обучающими, умственными, учебными, предметными, развивающими.

Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка.

В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что в ней ему кажется очень трудным и интересным.

Эти мысли созвучны и открытиям Д.Б. Эльконина, автору монографии «Психология игры». Особенно ценно, что Д.Б. Эльконин, занимаясь проблемами развивающего обучения – отводил важную роль в его методике – игре. (Выделение наше – А.П.)

Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность - писал Д.Б. Эльконин, - но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх. [16, с. 345]

На основе анализа педагогической литературы и педагогических журналов, мы выявили, что игра применяется и как форма обучения и как метод обучения.

Как форма обучения игра используется в так называемых нетрадиционных уроках.

Анализ статей показал: в журнале «Начальная школа» статьи о нетрадиционных уроках появляются очень часто, в каждом номере журнала встречается такая информация. Мы провели ранжирование публикаций, которое показало, что 1-е место занимают уроки-практикумы; 2-е место уроки в форме игр: «урок-сказка», КВН, викторина «Что, где, когда?», заочные путешествия.

Проведение уроков в формах КВН, игры «Что, где, когда?», и т.п. отражают процесс, который Б.Т. Лихачев назвал урочно-полиморфной системой. Данная система возникла в результате накопления огромного багажа игровых форм работы с детьми в методике коллективных творческих дел (И.П. Иванов).

По сути дела познавательные коллективно-творческие дела являются школьным вариантом сюжетно-ролевых игр и имеют все преимущества, которые Д.Б. Эльконин осветил в монографии «Психология игры».

Наиболее распространенной формой преподавания, является использование игры в качестве метода обучения. Огромное количество сборников с дидактическими, развивающими играми, выпущенные за последние годы многочисленными издательствами, позволяют учителю составить целое портфолио игровых приемов обучения.

Проводя контент – анализ методической литературы и журналов «Начальная Школа мы выявили некоторые, на наш взгляд, интересные игровые приемы.

С. Яковлева, учитель школы № 913 г. Москвы, предлагает использовать необычную форму работы на уроке – математическую газету, где ребенок сам выбирает себе задания, сам определяет их количество; контроль в процессе работы не ведется. Победителя определяют только в конце игры, он получает грамоту, остальные – знаки отличия, например «Самому быстрому», «Самому внимательному», «Самому смекалистому» и т.д. При такой форме работы дети, глядя друг на друга, стремятся выполнить как можно больше задач, активен весь класс[17, с. 19]

С. Климович, учитель школы № 1181 г. Москвы, считает, что использование загадок на уроках развивает и заинтересовывает детей. Загадки учат детей по признакам узнавать предметы, обстоятельства, давать описания предмета, героя, персонажа произведения. Они обогащают наш язык, придают ему точность и выразительность, учат логически мыслить. Становятся помощниками при изучении нового материала и его закреплении, способствует расширению кругозора и умению делать выводы. Главное, отгадывание загадок для детей – это отдых, игра, облеченная в занимательную форму, т.к. ее содержание служит выполнению учебной цели – углублению знаний. Загадки требуют от учащихся сообразительности, внимания, выдержки, вырабатывают умение быстро ориентироваться в тексте и находить правильное решение.

Приведем пример нескольких упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей, формирование мотивации учения:

1. К загадке с отгадкой «ученик» попросить найти отгадку-синоним.

2. В загадке про лису можно спросить: чем морковь напоминает лису?

3. Задание: отгадку разобрать по составу слова или подобрать однокоренные слова.

4. По аналогии с известными детям загадками попросить придумать свои, сделать рисунки. Получится «картинный» словарь.

Сгруппировать загадки так, чтобы можно было попросить детей написать отгадки в два столбика: в первый слова, которые можно проверить, во второй – непроверяемые. [8, с. 28]

Изучив педагогическую и психологическую литературу в целях выяснения роли игры в развитии ребенка мы можем сделать следующие выводы:

Ø Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии

Ø Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки детей взаимодействия с людьми.

Ø Игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения как желаемая деятельность - писал Д.Б. Эльконин, - но продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, навыки общения в играх с правилами, в интеллектуальных играх.

Ø.В связи с этим в работе учителя необходим подбор игр и упражнений:

· игры, формирующие умения: выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

· группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

· группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается учебная мотивация, т.е. внимание ребенка переводится с результата выполняемых действий на способ получения этого результата

· в процессе игр дети должны освоить действия контроля как учебные действия.

· игры, в которых совершенствуется мышление, включаются действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Таким образом, изучение предмета исследования позволило нам выявить педагогические условия, при которых игра станет средством развивающего обучения. Получив теоретическое обоснование выдвинутой нами гипотезы, мы приступаем к ее доказательству на эмпирическом уровне.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: