история развития краеведения в России




Преподавание географии как учебного предмета в России относится к началу XVIII в. В русской школе география носила тогда характер собрания справочных сведений самого разнообразного содержания, которые должны были заучиваться учащимися.Однако уже в то время в школу стали проникать краеведческие идеи в современном понимании. В 1761 г. М. В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения и детей. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору их образцов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам.

Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований. В 1782 г. в городах открываются начальные училища. Они расширили возможность использования школы в краеведческих целях.Принцип “учить детей географии с ближайшего для них места” выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.). Эти мысли также развивал русский общественный деятель начала XVIII в. Н. И. Новиков. В статье “О воспитании и наставлении детей” он писал: “Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать”.Во второй половине XIX в., когда растущая и крепнущая буржуазия России искала внутренних рынков и новых объектов приложения капитала, сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни - вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Русское географическое общество, которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.На основе “отечествоведения” возникло “родиноведение” как движение, преследующее те же цели, но в расчете на малую территорию. Оно вызвало к жизни так называемое родиноведческое направление географии в школе того времени.Во второй половине XIX в. выходили и другие родиноведческие учебники, но их значение было сравнительно небольшим, так как до революции краеведение развивалось стихийно. Его успехи больше всего зависели от наличия в крае краеведалюбителя, а в школе — от учителя, прогрессивно настроенного и также причастного к краеведению. Как тех, так и других в России было немного. Но и эти немногие передовые люди просвещения должны были приостановить свои творческие искания в связи с наступившей в 70—90-х годах политической реакцией. В школах стали насаждаться схоластические методы преподавания и направление в обучении географии на живом местном материале было заменено зубрежкой, отвлеченной от реальных представлений номенклатуры. География превратилась в сухой, далекий от жизни предмет.Идеи краеведения снова ожили накануне первой мировой войны. Их значение признавалось прогрессивной частью педагогической общественности. В уступку ее настойчивым требованиям в проекте так называемых игнатьевских программ в младших классах вводилось родиноведение. В объяснительной записке к программе указывалась цель курса: «Ознакомить детей с окрестною (доступною их прямому наблюдению) местностью... курс этот немыслим без действенных прогулок и без самодеятельного отношения к нему учащихся. Для каждого города программы родиноведения должны быть различны».В марте 1915 г., на Первом Всероссийском съезде преподавателей географии, краеведческий принцип в преподавании географии был признан передовыми методистами того времени как мера борьбы со схоластикой и догматизмом дореволюционной школы и направление, способствующее улучшению обучения географии.В дореволюционной России краеведческий принцип не нашел настоящего применения в практике работы школ. Оторванная от жизни схоластическая дореволюционная школа не подхватила идеи передовых педагогов.Только Великая Октябрьская социалистическая революция и коренная ломка всего старого социального строя могли открыть широкий путь школьному краеведению.В 1918 г. историческим декретом правительства школа была объявлена трудовой. Новая школа проблему освоения знаний ставила в органической связи с конкретным реальным трудом, с практическим участием в местном производстве. Это вызывало широкое развитие инициативы и интерес к родному краю и подготавливало к краеведческой исследовательской работе.При ЦБК была организована школьно-краеведческая комиссия, задачи которой состояли в том, чтобы намечать пути и средства сближения преподавания с краеведческой работой и разрабатывать методику школьного краеведения.

В помощь школе для проведения местных экскурсий с учащимися открывались специальные школьные экскурсионные станции. В Ленинграде, например, 1921 г. было четырнадцать станций. Каждая из станций представляла педагогическое учреждение. В Москве в 1919 г. было организовано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсионные станции местных отделов народного образования открывались в Нижнем Новгороде, Казани, Архангельске и других городах.Экскурсионно-краеведческая работа исследовательского характера несколько оживилась в 1940—1941 гг. во время школьных краеведческих походов в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Маршруты походов по территориям областей намечались местными отделами народного образования совместно с хозяйственными и планирующими организациями. Материал, который собирался школьными группами, в ряде случаев имел большое значение для хозяйственного и учебного использования. Более широкое распространение получило исследование школьниками малых рек. Такая работа, например, проводилась многими московскими школами, школами Татарской АССР и других районов.Начиная с 1948 г. в объяснительных записках к программам по географии появляются рекомендации по увязке преподавания с краеведением: “Преподавание географии во всех классах должно по возможности опираться на изучение явлений и фактов из жизни своего района — это особенно касается курса физической географии в V классе. В курсе VII и VIII классов географический район или область, где находится школа, следует изучать значительно подробнее, чем остальные районы. Обучение географии на основе школьного краеведения, организация экскурсий в природу, в музей, на производство, организация наблюдений и практических работ — все это дает возможность подвести учащихся к непосредственному восприятию природы, жизни и хозяйственной деятельности людей и предохраняет от формализма в географических знаниях учеников”'.

1956— 1957 гг., объявленную в ознаменование сороковой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции газетой “Пионерская правда” и Центральной детской экскурсионно-туристской станцией Министерства просвещения РСФСР. Основной задачей экспедиции было изучение родного края в сочетании с посильной поисковой и исследовательской работой по заданиям местных Советов, научных и других учреждений и организаций. С этим связывалось закрепление и углубление знаний, полученных в школе, расширение политического кругозора, приобретение учащимися ряда практических навыков и умений.

Вторая экспедиция была проведена в 1958—1960 гг., третья—в 1961—1962 гг. В третьей экспедиции, посвященной сорокалетию пионерской организации имени В. И. Ленина, участвовало более пяти миллионов школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: