Тема: «Алгоритм и его свойство»
Класс: 10А
Цель: знакомство с понятием алгоритм, свойствами и его видами.
Задачи:
Образовательная – сформировать представление у учащихся о понятии алгоритма, выделить свойства, познакомить с различными видами алгоритма;
Воспитательная – воспитание информационной культуры учащихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивости;
Развивающая – развитие алгоритмического мышления, познавательный интерес.
Наглядность и оборудование:
1. компьютер
2. конспект
3. презентация
4. мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент
Объявление новой темы урока. Постановка целей и задач урока.
Актуализация знаний
Актуализация проходит в виде беседы.
Вопросы к беседе:
1. Что такое граф? (Граф отображает элементный состав системы и структуру связей)
2. Назовите элементы графа-сети. (Вершины, ребра)
3. Назовите элементы графа-дерева. (Корень, ветви, листья)
Изучение нового материала
В своей жизни мы встречаемся с различными ситуациями, например, приготовление супа, решение уравнения на уроке алгебры, открывание двери и многие другие при решении которых мы выполняем определенную последовательность действий.
Какие действия нужно совершить, чтобы открыть дверь?
1. Достать ключ
2. Вставить ключ в замочную скважину
3. Открыть дверь.
Такие последовательности действий мы совершаем каждый день не задумываясь. А ведь такая последовательность действий и есть алгоритм.
Таким образом, алгоритм – это точное предписание о последовательности действий, которые должны быть произведены для получения результата
А где мы встречаемся с алгоритмами?
Так же мы постоянно сталкиваемся с алгоритмом в различных сферах деятельности человека. Обычно мы выполняем привычные действия механически.
А давайте подумаем, кто может выполнять алгоритм?
(человек, автомат, компьютер, машина).
Поэтому тот кто выполняет алгоритм называется исполнителем.
Если мы с вами внимательно посмотрим вокруг себя, то увидим что наш мир состоит из множества алгоритмов, при этом эти алгоритмы разнообразны.
Но даже в таком многообразие мы можем выделить свойства, которые имеет каждый алгоритм.
Свойства алгоритма:
1. Дискретность – алгоритм должен состоять из конкретных действий, следующих в определенном порядке;
2. Определенность – любое действие должно быть строго и недвусмысленно определено в каждом случае;
3. Массовость – один и тот же алгоритм в целом должны иметь возможность завершения;
4. Результативность – отсутствие ошибок, алгоритм должен приводить к правильному результату для всех допустимых входных значениях;
5. Понятность – алгоритм должен быть исполнителю и исполнитель должен быть в состоянии его выполнить.
Также все эти свойства можно рассматривать, как требования к построению алгоритма, таким образом, при построении алгоритма решения задачи мы должны учитывать все требования.
Еще наш алгоритм можно поделить на виды.
Виды алгоритмов:
1. Линейный алгоритм – описание действий, которые выполняются однократно, при этом четко друг за другом;
2. Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторятся определенное количество раз или пока не выполнится условие.
3. Разветвляющий алгоритм – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо друга последовательность действий.
Для того чтобы записать алгоритм существует наиболее наглядный способ в виде графического представления, который называется блок-схема.
Стандартные графические объекты.
![]() | Начало алгоритма |
![]() | Конец алгоритма |
![]() | Предназначено для ввода-вывода данных |
![]() | Выполняемое действие |
![]() | Условие выполнения действий |
![]() | Счетчик количества повторов |
![]() | Последовательность выполняемых действий |
Закрепление
Вопросы:
1. Что такое алгоритм? Приведите примеры.
2. Какие свойства алгоритмов вы знаете?
3. Какие виды алгоритмов вы знаете?
4. Что такое исполнитель алгоритмов?
Итог урока
Сегодня мы познакомились с понятием алгоритм, свойствами алгоритма, видами алгоритма.
Домашнее задание
Выучить конспект.