ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА




МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

 

Фо́рма (лат. forma — вид, облик, образ, наружность, красота).

Музыкальная форма – это определенный распорядок частей и разделов в музыкальном произведении. Ни одно из музыкальных произведений не может существовать без формы. Поэтому знание музыкальных форм дает более ясное представление о произведениях.

Самое маленькое построение в музыкальной речи мотив (от латинского — «двигаю»). Так называется наиболее яркий, запоминающийся мелодический оборот. Размер мотива может быть разным – от одного — двух звуков до целого такта.

Мотив – интонационно-смысловая неделимая структура музыкальной речи.

Единство звуков мотива определяется:

- общей линией мелодического движения;

- стремлением звука мотива к опорному, наиболее значительному звуку;

- одной гармонией или связной гармонической последовательностью.

Более крупное музыкальное построение, которое включает в себя несколько мотивов, называется – фразой (по-гречески – «выражение»). Долгое время продолжительность фразы была связана с дыханием в вокальной музыке. И только с развитием инструментальной музыки это понятие стало боле широким.

Единство фразы определяется:

- общностью мелодического движения и общей кульминацией;

- ладо - гармоническими связями;

- ритмо - синтаксической структурой фразы.

Фразы объединяются в предложения. Стандартный размер предложения – 4 такта. Предложения завершаются кадансами (от латинского «оканчиваюсь») – заключительным музыкальным оборотом. Каданс завершает музыкальное произведение, его часть или отдельное построение. Существует множество разновидностей кадансов, различающихся по функциональному наполнению (Т, S, D, VI).

Из предложений составляется период.

(с греч.– круговращение, промежуток времени, охватывающий законченный процесс).

Периодом называется законченная самостоятельная музыкальная одночастная форма изложения темы гомофонного склада. Период делится на два, редко на три предложения. 1 – е предложение (а) – интонационно неустойчиво, 2-е предложение или в) - устойчиво, благодаря чему они связываются для слушателя в одно целое (А).

Типы периода:

1. Повторный (квадратный) - период из двух предложений, тематически сходных, но различающихся кадансами. Различают период повторного и не повторного строения, квадратный (8 тактов) и неквадратный (от 5 тактов), малый (8 т.) и большой (16 т.).

2. Единой структуры - процесс интонационного развития проходит в рамках единой ритмо - синтаксической структуры.

3. Модулирующий - заканчивается в другой тональности и возникает необходимость дальнейшего развития.

4. Сложный – повторный период, каждое предложение которого делится на два построения.

5. Дополнение и расширение - называется построение, выходящие за рамки периода.

Иногда период имеет дополнительный раздел, который звучит, как музыкальное послесловие, такой раздел, в зависимости от местонахождения каданса, может называться дополнением или расширением. Часто дополнение - это повторение последнего построения периода.

Период имеет несколько разновидностей, в числе которых особое место занимают так называемые «период типа развёртывания» и «сложный период».

Период является одной из главных форм в вокальной музыке, организуя куплет или припев. Простейшей вокальной формой, при которой музыка остаётся прежней, а слова изменяются, является куплетная форма. Её простота объясняет широкую распространённость. Нет ни одного композитора, создававшего вокальную музыку, который не написал бы песню в куплетной форме (см. песни и романсы Шуберта, Моцарта, Глинки, Чайковского, Рахманинова и др. композиторов).

 

ПРОСТАЯ ФОРМА

Форма называется простой, когда каждая часть произведения является периодом. Простая форма может быть одночастной, двухчастной, трёхчастной.

Одночастной называется простая форма (А), содержащая изложение в рамках периода. Такая форма чаще всего встречается в миниатюрах композиторов-романтиков, стремившихся запечатлеть ускользающее мгновение (яркий пример – Прелюдии Шопена), или в детской музыке для обеспечения большей доступности исполнения. Схема формы: А или А1

Очень характерна для русских народных песен (куплетная форма –

1) а + а1 +а2+ а3;

2) а + а1 + в + в1;

3) а + а1 единая структура.

Большое значение одночастная форма приобрела в небольших инструментальных пьесах (миниатюрах) в музыкальной литературе 19-20 веков. Многие прелюдии Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского изложены в форме периода. Среди них крайне редко встречается повторный период квадратного строения (Шопен «Прелюдия» Ля-мажор). Обычно второе предложение расширено, содержит интенсивное нарастание, кульминацию. Пример расширения – Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома».

ПРОСТАЯ ДВУХЧАСНАЯ ФОРМА

Двухчастная форма (AB) – простая музыкальная форма, состоящая из двух периодов. Первая часть представляет тему произведения, изложенную в форме периода, а вторая часть содержит либо новую тему, либо развитие темы первой части: А + А или А + В. Довольно часто второй период построен на материале первого (т.е, повторного строения – см.некоторые Прелюдии Скрябина), но есть произведения, в которых периоды различны (Песня Любавы из 2д.«Садко» Римского-Корсакова; Ария Розины из 2д. «Севильского цирюльника» Россини).

Схема формы: А А1 или А В.

Важнейшим (и самым простым) принципом для создания музыкальной формы является повторность. Его необыкновенная популярность объясняется несколькими причинами:

- повторение позволяет нам вернуть музыкальную мысль и дает возможность лучше вслушаться в неё, оценить незамеченные ранее художественные детали;

- повторение помогает отчетливо делить форму на отграниченные друг от друга части;

- повторение музыкального материала после изложения нового придаёт форме законченность, утверждая главенство первоначального образа.

Таким образом, формы, основанные на повторности, получили необычайное распространение в музыке в многочисленных вариантах.

В простой двухчастной форме середина может быть написана не в форме периода, а быть развивающей (Шуберт «Лендлер» Си-мажор). Примером может стать «Шарманщик» Чайковского из «Детского альбома». Двухчастная форма часто встречается в песнях, в которых запев и припев представляют собой самостоятельные части. В куплетной песне с припевом запев и припев обычно содержат различные, но не контрастирующие друг другу темы. В романсах двухчастная форма имеет обычно развивающую вторую часть, в этом жанре она припевом не является («Не искушай» Глинки, «Сурок» Бетховена).

Двухчастность характерна для небольших танцевальных пьес (некоторые вальсы Шуберта, «Украинский казачок» Даргомыжского – как песня с запевом и припевом), а также и не танцевального склада - «Прелюдия» соч. 57,№ 1 Лядова. Каждая часть может быть повторена: А В. Простая двухчастная форма может быть как форма части более крупной композиции.

Существует двухчастная репризная форма: А + В + А, где последний период должен быть меньше начального периода (8 + 8 + 4), реприза в такой форме не является самостоятельной частью целого построения. Простая двухчастная репризная форма получила широкое распространение в классической музыке 18-19 столетий, особенно в инструментальном жанре. Данную форму можно встретить и в небольших пьесах (некоторые лендлеры Шуберта), и в качестве формы части более крупного сочинения, особенно в темах вариационного цикла (тема 1 части сонаты Ля-мажор Моцарта) или в романсах («Юноша и дева» Даргомыжского, «Что так сердце растревожено» Хренникова).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: