ЛЕКЦИЯ 2
Финансовая система РФ
Финансовая система России, её звенья.
Характеристика звеньев финансовой системы.
Финансовая система России, её звенья
Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий и домохозяйств.
Финансовая система включает следующие звенья:
· Бюджетная система РФ (Федеральный, региональные и местные бюджеты),
· внебюджетные государственные фонды,
· государственный и муниципальный кредит,
· фонды страхования,
· финансы предприятий различных форм собственности,
· финансы домохозяйств
Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это государственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.
Государственные финансы – это отношения распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственных финансов выделяются звенья:
- бюджетная система РФ,
- внебюджетные государственные фонды,
- государственный кредит.
Звенья финансовой системы Российской Федерации существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, а также местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы.
|
Каждое из звеньев финансовой системы является совокупностью специфических финансовых отношений, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, используемые для производственных и социальных целей в масштабах данного предприятия (организации).
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Характеристика звеньев финансовой системы
Федеральный бюджет – это ведущее звено бюджетной системы России. Он является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения.
|
Принимается он на самом высшем уровне и с его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.
К государственным бюджетам относятся как федеральный бюджет, так и бюджеты субъектов федерации.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального дохода страны. Доходы, расходы, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита устанавливается федеральным законом в федеральном бюджете.
Бюджеты субъектов РФ представляют собой форму образования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций субъекта.
Еще одним важным звеном финансовой системы являются местные бюджеты, которые не входят в состав государственных бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.
Государственные внебюджетные фонды – это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования.
|
Внебюджетныефонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемых на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.
Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов.
Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Государственный и муниципальный кредит - экономические отношения между государством в лице его органов власти, или местными органами власти, и физическими и юридическими лицами. В этих отношениях государство чаще всего выступает в роли заемщика, иногда – в роли кредитора или гаранта.
Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционирует в формах государственных займов и гарантированных займов. Государственныезаймы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированныеобязательства Правительства Российской Федерации под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо хозяйствующими субъектами.
Страхование – это совокупность особых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.
Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
- финансы коммерческих предприятий и организаций,
- финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.
Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.
От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджетов, банковского кредита, страхования.
Финансы домохозяйств – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашние хозяйства и его участники в процессе своей социально-экономической деятельности.
В условиях рынка домашние хозяйства играют исключительно важную роль, так как они выполняют прежде всего функцию собственников средств производства, находящихся у них в частной собственности. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. Домашнее хозяйство –особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.
В условиях рыночных отношений домашние хозяйства:
1) выступают в качестве покупателей товаров и услуг;
2) предоставляют рыночным субъектам факторы производства (прежде всего рабочую силу);
3) выполняют функцию сбережения части совокупного дохода и приобретают реальные и финансовые активы.