Современная теория и практика воспитания
(М, ПП, ОЗО, 2 курс, Попова Е.В.)
Уважаемы студенты! Высылаю задания по дисциплине, чтобы у вас была возможность заранее подготовить материалы для семинарских занятий, а также выполнить необходимую для получения зачета самостоятельную работу (в тексте выделена цветом).
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
(для заочной формы обучения)
№ темы | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Всего часов | Аудиторная работа | Само-стоят. работа | ||||
Лек-ции | Семи-нары | Лабор. занятия | ||||
Раздел 1. Теоретические основы воспитания | - | |||||
Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс | - | - | ||||
Социокультурные модели воспитания | - | - | ||||
Основные понятия теории и практики воспитания | - | - | - | |||
Природа и механизмы воспитательной деятельности | - | - | ||||
Раздел 2. Структура и содержание воспитательной деятельности | - | - | ||||
Проблема целеполагания в воспитательной деятельности | - | - | ||||
Содержание воспитательной деятельности | - | - | - | |||
Возрастной подход в воспитании | ||||||
Способы организации воспитательного процесса | - | - | ||||
Современные воспитательные системы и технологии | - | - | - | |||
Оценка результативности воспитательной деятельности | - | - | - | |||
Итого | - |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел 1: Теоретические основы воспитания | |||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПКПП-6: З1, З2 ПКПП-8: З1 | |||
Содержание раздела | |||
План лекций | План семинарских занятий | ||
Лекция 1:Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс (2 ч.) План: 1.Воспитание как культурно-исторический феномен и педагогическая категория. 2.Воспитание в структуре целостного педагогического процесса, его особенности. 3.Закономерности и принципы воспитания. 4. Движущие силы воспитания. | Семинар 1: Социокультурные модели воспитания (2 ч.) План: 1.Традиционная модель воспитания. 2.Социально-адаптирующие модели воспитания. 3.Педоцентрическая модель воспитания. 4.Диалоговая модель воспитания. Семинар 2: Природа и механизмы воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Специфика, объект и предмет воспитательной деятельности. 2.Субъекты воспитательной деятельности: группа, детский коллектив, личность. 3.Факторы и условия воспитания. 4.Механизмы воспитания. | ||
Самостоятельная работа | |||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||
1. Составить терминологический словарь по теме 3 «Основные понятия теории и практики воспитания» (развитие, формирование, воспитание; педагогический процесс, процесс воспитания, воспитательный процесс; воспитательная работа, воспитательная деятельность; система воспитания, воспитательная система; технология воспитания). 2.Составить конспект статьи по тематике модуля из журналов «Вопросы психологии», «Педагогика», «Воспитательная работа в школе», «Воспитание школьников» и др. за последние 5 лет | 1.Составить тест для проверки знаний по модулю. | ||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства (баллы) | ||
ПКПП-6: З1, З2 ПКПП-8: З1 | Терминологический словарь (5) Доклад на семинаре (3) Конспектирование статьи (5) | ||
Раздел 2. Структура и содержание воспитательной деятельности | |||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПКПП-6: У1, В1 ПКПП-8: З2, У1, В1 | |||
Содержание раздела | |||
План лекций | План семинарских занятий | ||
Не предусмотрены | Семинар 3: Проблема целеполагания в воспитательной деятельности (2 ч.) План: 1.Цель воспитания: понятие, сущность, основные характеристики. 2.Классификация целей воспитания. Уровни целеполагания. 3.Факторы, влияющие на постановку и достижение целей воспитания. 4.Цели воспитания в истории человеческого общества. 5.Современные подходы к постановке целей и задач воспитания. Семинар 4: Возрастной подход в воспитании (2 ч.) План: 1.Понятие возраста. Возрастная периодизация. Возрастной подход в воспитании. 2.Особенности воспитания детей различных возрастных групп: а)дошкольный возраст б)младший школьный возраст в)средний школьный возраст г)старший школьный возраст 3. Решение кейс-задач. Семинар 5: Способы организации воспитательного процесса (2 ч.) План: 1.Понятия методов, приемов, средств воспитания. 2.Классификации методов воспитания. 3.Отличительные особенности методов воспитания, условия их эффективности. 4.Современные формы воспитания, их классификация. | ||
Самостоятельная работа | |||
1. Изучить тему 6 «Содержание воспитательной деятельности»и составить краткий конспектпо плану: 1.Понятие и функции содержания воспитания. 2.Источники и структурные компоненты содержания воспитания. 3.Уровни представления содержания воспитания. 4.Содержание воспитательной деятельности педагога. 2.Изучить тему 9 «Современные воспитательные системы и технологии»и подготовить сообщение с видео презентацией по одному из вопросов: -гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, -Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, -Вальдорфская педагогика Р.Штайнера -Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург) -Школа творчества (И.П. Волков), -Школа-комплекс (А.А. Захаренко), -Школа самоопределения (А.Н. Тубельского), -Школа-парк (М.А. Балабан), -Школа национальной культуры (А.Н. Белокоз) -технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой). -технология педагогического общения -технология педагогического разрешения конфликта -технология предъявления педагогического требования -технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О. С. Анисимов, Н.П. Капустин). -технологии воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И.Новикова) 3. Изучить тему 10 «Оценка результативности воспитательной деятельности»и составить краткий конспектпо плану: 1.Понятие воспитанности. Критерии и показатели воспитанности личности. 2.Методы и методики диагностики воспитанности (подобрать не менее 7-ми методик). 3.Принципы анализа воспитательного процесса (по Н.Е. Щурковой). 4. Разработать план воспитательной работы (название мероприятия, сроки проведения, краткое содержание мероприятия) на учебный год по одному из направлений воспитания (на выбор; класс выбрать самостоятельно). | |||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства (баллы) | ||
ПКПП-6: У1, В1 ПКПП-8: З2, У1, В1 | Конспектирование темы 6 (5) Конспектирование темы 10 (5) Подбор диагностических методик (5) Сообщение с видео-презентацией (5) Практическая работа (5) | ||
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
4.1.Основная литература
1.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. – М., 2015.
2.Новикова Л.И. Педагогика воспитания [Текст]: избр. пед. тр. / Л.И. Новикова. - М.: Пер Сэ, 2010. - 335 с.
3.Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2013.
4.Петрова О.О. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/6322.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5.Столяренко А.М. Общая педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Столяренко А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 479 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8103.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительная литература
6.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Ред. Н.Е.Щуркова. - М.: Новая школа, 1998. - 207 с.
7.Воспитательная деятельность педагога / Под общ.ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., 2005.
8.Гликман И.Д. Воспитатика: в 2 ч.: учеб. для вузов / И.З. Гликман. - М.: НИИ шк. технологий, 2009. - 166 с.
9.Годлиник О.Б. Основные вопросы и концепции педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Годлиник О.Б., Соловьёва Е.А.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 85 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/19020.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
10.Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах, опорных конспектах. – М., 2008.
11.Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М., 2005.
12.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.
126 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/6318.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
13.Подласый И.П. Педагогика. – М., 2013.
14.Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика. – М., 2012.
15.Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008.
16.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
17.Щуркова Н.Е. Классное руководство: (теория, методика, технология) / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 1999. - 221 с.
18. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 118 с.
19.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н.Е.Щуркова. - М.: Пед. о-во России, 1998. - 249 с.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)