ПАСПОРТ
Тестовых заданий
Форма контроля: Компьютерное тестирование
Зимняя сессия,очная форма ______________________________________________
(зимняя/летняя экзаменационная сессия по формам обучения/комплексный государственный экзамен по
специальности/государственный экзамен по профильным дисциплинам/ экзаменационная сессии
выпускного курса/ экзам. сессия по практике/входной срез/государственный экзамен по специальности )
Дисциплина: Р усский язык, 2 уровень
Специальность: для всех специальностей
Группы: Арх-17-1-5* Диз-17-1-2*, СТР-17-1-8*, ПСМИК-17-1-2*, ФСТИМ-17-2*
Параметры теста:
Форма и язык обучения: очная, русский
Количество кредитов/вопросов: 2 кредита, 120 тестовых вопросов
Утверждено на заседании ______________________
Протокол № 1 от 22.08.2017 г.
Председатель МС Нусипова А. ____________________________
(ФИО) (подпись, дата)
Декан Кабилова Р.Х. ____________________________
(ФИО) (подпись, дата)
Академический/ассоциированный профессор по направлению специальности дисциплины:
______________ ____________________________
(ФИО) (подпись, дата)
______________ ____________________________
(ФИО) (подпись, дата)
Регистратор Буганова С.Н. ____________________________
(ФИО) (подпись, дата)
Разработчик Абилова Б.А., Гакрама К.М.,
Аликулова А.Б. _____________________________
(ФИО) (подпись, дата)
$$$1 Укажите правильный ответ: Важнейшим средством человеческого общения
$$ язык
$жест
$музыка
$телефон
$$$2 Что означает выражение эзопов язык?
$$ иносказание, намеренно маскирующее мысль
$правдивое высказывание
$секретное донесение
$названиеязыка
$$$3Свои чувства, мысли, эмоции помогает людям выразить:
$$ язык
$ музыка
$ картины
$ одежда
$$$4 Укажите фразеологизм:
$$ прикусить язык
$ красный язык
$говорить на непонятном языке
$родной язык
$$$5 Русский язык в России является:
$$ государственным и межнациональным языком
$ диалектным языком
$ иностранным языком
$мировым языком
$$$6 Русский язык в Казахстане является:
$$ официальным языком
$ национальным языком
$ иностранным языком
$ мировым языком
$$$7 Система русского языка включает:
$$ фонетику, лексику, грамматику
$ слова, термины, жаргоны
$ звуки, буквы, слоги
$ пунктуацию, орфографию, синтаксис
$$$8 Укажите пословицу:
$$ Век живи – век учись!
$ Надо всю жизнь учиться.
$Живите долго и счастливо.
$Учиться, учиться и учиться!
$$$9 Укажите подлежащее в предложении: Россия как великая держава имеет большое влияние в мире.
$$ Россия
$Россия как великая держава
$держава
$большое влияние
$$$10 Укажите, чем выражено подлежащее в предложении: Москва белокаменная – архитектурный памятник.
$$ словосочетанием
$существительным
$устойчивым словосочетанием
$прилагательным
$$$11 Укажите подлежащее в предложении: Студенческие годы приходятся на молодость.
$$ годы
$студенческие
$молодость
$на
$$$12 Укажите предложение с подлежащим, выраженным местоимением:
$$ А яиду, шагаю по Москве.
$Первая суббота сентября – День города Москвы.
$Хорошо на московском просторе, светят звёзды Кремля в синеве.
$Песня плывёт, сердце поёт – эти слова о тебе, Москва!
$$$13 Укажите слова тематической группы «Высшее образование»:
$$ университет, аудитория, рейтинг, преподаватель
$ учиться, оценка, учитель, книга
$определение, дополнение, сказуемое, обстоятельство
$спорт, чемпион, тренер, соревнования
$$$14 Определите тип сказуемого в предложении: Все это было так привлекательно.
$$составное именное сказуемое
$простое глагольное сказуемое
$составное глагольное сказуемое
$безличное сказуемое
$$$15 Определите тип сказуемого в предложении: Студенческие годы приходятся на молодость.
$$ простое глагольное сказуемое
$составное именное сказуемое
$составное глагольное сказуемое
$разные типы сказуемых
$$$16 Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:
$$Я даже их могу по пальцам перечесть.
$Метель была сильной и свирепой.
$Я был озлоблен, он угрюм.
$На дворе была метель, ветер выл.
$$$17 Какое грамматическое значение выражают числительные?
$$ число, количество, порядок при счёте
$ указание на признак, предмет
$ действие, событие
$признак предмета
$$$18 Какие числительные обозначают порядок при счёте и отвечают на вопрос который?
$$ порядковые
$ количественные
$ составные
$ дробные
$$$19 Слова лекция, семинар, группа, куратор относятся к теме:
$$ образование, знание
$ досуг, свободное время
$ спорт, увлечения
$ власть, государство
$$$20 Укажите слово со значением получающий знания:
$$ обучающийся
$ обучающий
$ обучение
$ обучать
$$$21 Слово библиотека имеет значение:
$$собрание книг
$собрание марок
$собрание картин
$собрание одежды
$$$22 Укажите слово с ударением на третий слов:
$$каталог
$библиотека
$студенты
$университет
$$$23 Укажите правильный вариант согласования числительного с существительным:
$$обе книги
$обе каталога
$обоих книг
$обеих каталога
$$$24 Укажите правильный вариант согласования числительного с существительным:
$$восьмыесутки
$одна пятая кружка
$ третий девушка
$двоих девочек
$$$25 Укажите афоризм:
$$ Ужасный век! Ужасные сердца!
$ Вчера ходили на фильм ужасов.
$Ужасные события произошли вчера вечером.
$Наш век можно назвать ужасным веком из-за бесконечных войн.
$$$26 Укажите строку с дробными числительными:
$$ две третьих, одна вторая
$ семь, сто
$ первый, пятый
$ двадцать пять, сорок
$$$27 У дробных числительных склоняются:
$$ обе части
$ только вторая часть
$ несклоняемое числительное
$ только первая часть
$$$28 Целые числительные склоняются по:
$$ падежам
$числам
$ лицам
$ родам
$$$29 Укажите правильный вариант ответа: Для проверки написания безударных гласных в корнеслова надо подобрать
$$ однокоренное слово с этим гласным под ударением
$изменить слово по падежам
$изменить слово по числам
$изменить слово по родам
$$$30 Укажите предложение с фразеологизмом:
$$ Каныша Сатпаева по праву можно назвать Человек с большой буквы.
$Каныш Сатпаев – известный учёный и деятель.
$Именем Каныша Сатпаева названы города, университеты, улицы.
$ Примером самоотверженного служения родине, народу стал Каныш Сатпаев.
$$$31 Укажите правильный вариант написания безударной гласной в корне:
$$ помирившиеся
$примерение
$несмерившийся
$перемерие
$$$32 В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
$$ д...лёкий, пос...деть (от горя), прив...дение
$ зав...зировать, зав...зать, н...ктюрн
$л...ванда, м...золь, отк...пать
$др...хлеть, ост...рожный, вин...грет
$$$33 Укажите слово, в котором пишется корень -кас-:
$$ к...саться дна
$к...снулся ветвями воды
$ неприк...сновенный запас
$ соприк...снёшься
$$$34 Укажите слово с чередующейся гласной в корне:
$$ прик..сновение
$к...соворотка
$песчаная к...са
$к....сьба
$$$35 В каких словах пишется буква о?
$$ выск…чка
$скакать
$ скачок
$ скачу
$$$36 В каких словах пишется буква а?
$$ предл...гать
$ предл…жение
$предпол…жение
$пол…жение
$$$37 Укажите, с каким словом не употребляется предлог на:
$$ Сибирь
$ Урал
$ Курс
$ Кавказ
$$$38 Укажите, с каким словом не употребляется предлог в:
$$Юг
$Уральск
$Крым
$Западе
$$$39 Фразеологизм мастер своего дела имеет значение:
$$ человек, достигший большого умения, мастерства в своём деле
$ человек, имеющийдоброе сердце
$человек, имеющий большой опыт работы
$человек, говорящий на многих языках
$$$40 Укажите синонимы слова скудная:
$$ бедная, неплодородная
$богатая, плодородная
$маленькая, большая
$красивая, светлая
$$$41 Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
$$ добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
$признак предмета по действию
$признак признака
$действие предмета
$$$42 Деепричастие имеет признаки:
$$ глагола и наречия
$глагола и причастия
$глагола и местоимения
$глагола и числительного
$$$43 Слово экспонат имеет значение:
$$ предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке
$ предмет для выставки и продажи
$предмет для художественной обработки
$предмет для обмена или продажи
$$$44 Слово вернисаж имеет значение:
$$ открытие в торжественной обстановке художественной выставки
$церемония открытия музыкального фестиваля
$церемония открытия спортивного соревнования
$церемония открытия праздника
$$$45 В каких словах пишется буква о?
$$ вым…кнуть под дождем
$м…кать вареник в сметану
$вым...кать все чернила
$пром...кательная бумага
$$$46 В каких словах пишется буква о?
$$ подр...внять
$р...внение
$р...вновесие
$р...вномерный
$$$47 В каких предложениях буква А пишется во всех словах на месте пропуска?
$$ Р...внина, оз...ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии.
$Заг...релый пастух на з...ре гнал корову З…рьку.
$М...лодой олень, сделав огромный ск...чок, быстро уск…кал в чащу.
$Провода не должны были соприк...саться, но от ветра..они к….снулись друг друга.
$$$48 В каком предложении допущена орфографическая ошибка?
$$ Обломов взял перо, обмокнул в чернильницу, но чернил не было.
$Заря запылала пожаром и охватила полнеба.
$Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак.
$Он долго выбирал поплавок и блесну.
$$$49 Определите местоимение с приставкой не-:
$$ спросить н…кого
$н…кого не видел
$н…что не попалось
$н…чего не ответил
$$$50 Определите вариант, в котором местоимение пишется с ни раздельно:
$$ не было (ни) у кого
$(ни)кто не знал
$(ни)что не мешает
$(ни)чем не интересуется
$$$51 Определите местоимение с приставкой не-:
$$ Не стыдно молчать, коли н…чего сказать.
$Ни с кем не бранюсь, н…кого не боюсь.
$Не ищи ночью там, где днём н…чего не сыщешь.
$Худо тому, кто добра н…кому не делает
$$$52 Определите местоимение с приставкой ни-:
$$ Худо тому, кто добра н…кому не делает.
$Не стыдно молчать, коли н…чего сказать.
$Лежень лежит до вечера, а поесть ему н…чего.
$Н…чего сказать в ответ.
$$$53 Вставьте подходящий по смыслу глагол: Сейчас мы... на выставку.
$$ едем
$ ездим
$ ехаем
$ будем ездить
$$$54 Вставьте подходящий по смыслу глагол: Сагдат... к кассе и купил билет на поезд.
$$ подошёл
$ вышел
$ пришёл
$ вошёл
$$$55 Укажите словосочетание с предлогом:
$$ распустилась под окном
$ Саша и Даша
$ моя дипломная работа
$ не было никого
$$$56 Вставьте нужный предлог Въехать …. новую квартиру.
$$ в
$ на
$ во
$ по
$$$57 Укажите правильный вариант определения: Словосочетание – это
$$ соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически
$ грамматическая основа предложения
$ сложное синтаксическое целое, объединённое тематически и синтаксически
$два и более простых предложений, объединённых интонационно и синтаксически
$$$58 Укажите словосочетание:
$$ электронно-вычислительная машина
$ студенты занимаются
$ точь-в-точь
$ робот-заправщик
$$$59 Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с -нн -:
$$ лекцион…ый курс
$ песчан…ый берег
$ румян…ое лицо
$ зеленая трава
$$$60 Укажите словосочетание, где прилагательное пишется с -н-:
$$ си…ее небо
$ карти…ая галерея
$собстве…ое суждение
$ деревя…ая парта
$$$61 Укажите неверное утверждение:
$$ самолёт – устаревшее слово
$ храм – исконно русское слово
$ абсурд – заимствованное слово
$ перст – архаизм
$$$62 Что влияет на то, что в русский язык приходят заимствованные слова?
$$Наличие между народами торговых и культурных связей.
$Обучение иностранных студентов.
$Изучение русского языка другими народами.
$Слова, которые употребляют люди одной профессии.
$$$63 Укажите верное толкование слова пунктуальный:
$$аккуратный, точный
$прерывающийся
$точечный
$точечный
$$$64 Что называется заимствованными словами?
$$ слова, пришедшие из других языков в русский
$ слова, которые мы употребляем в повседневном общении
$ слова, которые употребляются в определенной местности
$ слова, которые употребляют люди одной профессии
$$$65 Что такое определение?
$$Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
$ Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос: каков предмет?
$ Главный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?
$ Главный член предложения, который отвечает на вопросы: кто? что?
$$$66 Каковы признаки согласованного определения?
$$) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде
$ согласуется с определяемым словом в падеже
$ согласуется с определяемым словом в падеже и числе
$ согласуется с определяемым словом в роде и числе
$$$67 В каком предложении есть согласованное определение?
$$Я люблю свежие помидоры.
$ Книгу сказок можно взять в библиотеке.
$ Сияние небес твоих великолепно.
$ У меня есть мечта попутешествовать по стране.
$$$68 В каком предложении определение выражено прилагательным?
$$Ярко светит зорька в небе голубом.
$ Набежавшие тучки пролились дождём.
$ Над костром висел закопчённый котелок с остро пахнущим варевом.
$ Прогулка верхом доставляет удовольствие.
$$$69 Обстоятельства подчёркиваются:
$$ пунктирной линией с точками
$ одной чертой
$ волнистой линией
$ чёрточками
$$$70 Звонко кукушка вдали куковала (Н.А. Некрасов). В этом предложении есть обстоятельства:
$$ образа действия и места
$ времени и места
$ меры и степени и места
$ цели и причины
$$$71 На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства:
$$места
$ условия
$ причины
$ образа действия
$$$72 Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются:
$$обстоятельствами
$ приложениями
$ определениями
$ косвенными дополнениями
$$$73. Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей, называется:
$$ дополнением
$ сказуемым
$ подлежащим
$ определением
$$$74 Укажите предложение, в котором выделенное слово не является дополнением:
$$Тощие тени ложились на мокрый снег. (Кожевников В.)
$ Мой папа не любит, когда я мешаю ему читать газеты. (Драгунский В.)
$ Я записал условие задачи на доске мелом и стал думать. (Носов Н.)
$ Мой папа совсем не умеет объяснять задачи. (Носов Н.
$$$75 Формой какого падежа не может быть выражено дополнение как второстепенный член предложения?
$$ именительного
$ творительного
$ винительного
$ предложного
$$$76 Укажите, каким второстепенным членом является выделенное в предложении слово: На дворе Таня затевала шумные, беспокойные игры. (Осеева В.)
$$ дополнение
$ определение
$ обстоятельство
$ подлежащее
$$$77 Укажите признак, не относящийся к однородным членам предложения:
$$ неотносятся к одному и тому же члену предложения
$ являются одной и той же частью речи
$ отвечают на один и тот же вопрос
$ относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос
$$$78 В каком предложении нет однородных членов?
$$ Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь.
$ Мыши, кроты, землеройки живут в корнях деревьев.
$ Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу.
$ Осенью ребята запаслись желудями, шишками, семенами
$$$79 Укажите предложение, в котором пропущена запятая:
$$ Золотым дождем осыпались листья березы клена и ясеня.
$ Зимой над деревушкой кружились метели, заносили избы, прятали в снежных сугробах старые сараи.
$ Как веселились наши зайчата, какие прыжки устраивали!
$ Разве не радует глаз изумрудный мох, сиреневый цветок подорожника или летучее семечко липы?
$$$80 Какое утверждение ошибочно?
$$Сочинительная связь, соединяющая однородные члены, выражается предлогами или только интонационно.
$ Повторяющиеся слова являются однородными членами.
$ Однородные члены могут быть распространёнными.
$ Определения-эпитеты обычно бывают однородными.
$$$81 Найдите слово с приставкой на с:
$$…гибать
$ бе…жалостно
$ ра...борчиво
$ и…носить
$$$82 В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?
$$надзвёздный
$ здание
$ подготовить
$ безжалостно
$$$83 Сколько дней в году?
$$365
$ 360
$ 369
$ 368
$$$84 Вставьте правильно нужное слово в предложение: Когда мне исполнится семнадцать …, я поступил в вуз.
$$ лет
$ летний
$ годовщина
$ годный
$$$85 Укажите словосочетание с качественным прилагательным:
$$ нравственный поступок
$ лисья нора
$ осиновые листья
$ деревянный стол
$$$86 Укажите словосочетание с относительным прилагательным:
$$ фанерный домик
$ свежий воздух
$ умный ребёнок
$ лучистый день
$$$87 Укажите словосочетание с притяжательным прилагательным:
$$ волчий след
$ равнодушный человек
$ тёплый дождик
$ серебряные часы
$$$88 Укажите ряд, в котором представлены все разряды прилагательных:
$$ сладкий фрукт, весенние работы, заячий выводок
$ тихий омут, кожаный портфель, новые деревья
$ детская площадка, зелёное яблоко, асфальтная дорога
$ мясной бульон, каменный забор, орлиный клюв
$$$89 Укажите предложение, в котором есть антонимы:
$$ Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
$ Я шёл во двор, чувствуя себя чемпионом, рекордсменом, победителем.
$ Всё в Москве двигается и спешит.
$ Наш попутчик рассказал грустную и поучительную историю.
$$$90 Укажите фразеологизм – синоним к словосочетанию: очень быстро:
$$ сломя голову
$ пуд соли съесть
$ два сапога пара
$ волосы дыбом
$$$91 Укажите антоним к фразеологизму заячья душа:
$$ не робкого десятка
$ испустить дух
$ китайская грамота
$ голова идет кругом
$$$92 Укажите фразеологизм – синоним к слову замолчать:
$$прикусить язык
$ кровь стынет в жилах
$ с закрытыми глазами
$ во весь дух
$$$93 Укажите предложение, в котором выделен глагол совершенного вида:
$$Наташа усадила мокрого Кузьку на батарею
$ Кузька прыгал под раковиной умывальника.
$ Трамвай трясся и оглушительно звенел.
$ Домовёнок начал объяснять, но тут крупная дождевая капля стукнула его по носу.
$$$94 Укажите глагол совершенного вида:
$$ построил
$ бежать
$ играть
$ чувствовать
$$$95 Какой из глаголов отвечает на вопрос что делать?
$$ штопать
$ переехать
$ написать
$ убедить
$$$96 Укажите предложение, в котором выделен глагол несовершенного вида:
$$ Вечерами в избушке становилось людно и шумно.
$ Невидимая кошка заорала изо всех кошачьих сил и удрала.
$ Над круглым столом в веранде вспыхнула лампа.
$ Маленький домовёнок простудился и заболел.
$$$97 Местоимение – часть речи, которая указывает
$$ на предметы, признаки и количества, но не называет их
$ на признак действия, состояния
$ на состояние предмета
$ на количество предметов
$$$98 Какое местоимение относится к личным?
$$ они
$ кто
$ никто
$ себя
$$$99 Укажите относительное местоимение:
$$ каждый голос
$ красивый вид
$ арифметическая задача
$ папина сестра
$$$100 Какое местоимение не имеет И.п?
$$ себя
$ кто
$ меня
$ каков
$$$101 Укажите слово с чередующейся гласной в корне –рос-/-раст-/-ращ-:
$$ зарос травой
$ золотые россыпи
$ роскошный дом
$ российский заказ
$$$102 Укажите вариант ответа, в котором есть слово с корнем -раст-:
$$ дикорастущий
$ растворитель
$ растопить
$ растаять
$$$103 В каком слове на месте пропуска пишется буква о?
$$маленький р...сток
$ известный р...стениевод
$ юношеский возр...ст
$ вечнозелёные р...стения
$$$104 В каком слове есть корень –ращ-?
$$наращиваешь
$ превращение
$ возвращаться
$ сокращение
$$$105 Укажите простое числительное
$$ шестнадцать
$ пятьдесят восемь
$ сто одиннадцать
$ триста двадцать три
$$$106 Какое числительное обозначает целое число?
$$семьсот тридцать семь
$ две пятых
$ одна целая пять седьмых
$ одна вторая
$$$107 Укажите неверное утверждение
$$ две седьмых - целое числительное
$ имена числительные изменяются по падежам
$ двести пять - составное числительное
$ семнадцать - простое числительное
$$$108 В каком числительном на месте пропуска пишется ь?
$$ сем...десят
$ пят..десятый
$ восем...надцать
$ пят...надцать
$$$109 Текст «Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки – более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.» является:
$$описанием
$ повествование
$ рассказ
$ рассуждение
$$$110 Для рассуждения характерны:
$$ тезисы
$ рассказ
$ описание
$ повествование
$$$111 К типам речи не относится:
$$ поэма
$ описание
$ повествование
$ рассуждение
$$$112 Какой тип речи отвечает на вопрос почему?
$$ рассуждение
$ описание
$ повествование
$ роман
$$$113 Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены):
$$Память моя сотвори ещё раз чудо сними с души тревогу тупой гнёт усталости пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества.
$ Любимый город может спать спокойно.
$ Платком взмахнула у ворот моя любимая.
$ Куда меня знакомая дороженька ведет?
$$$114 Укажите предложение, в котором есть обращения:
$$ Здравствуй солнце здравствуй лес.
$ Березы белоствольные растут веселей.
$ Шумит земля привольная ветвями тополей.
$ Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
$$$115 Является ли обращение членом предложения?
$$ нет
$ да
$ может быть подлежащим
$ используется со сказуемым
$$$116 Укажите предложение, в котором обращения выражены неодушевленными существительными:
$$ Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин)
$ Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (Пушкин)
$ Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — всё ваша музыка плоха. (Крылов)
$ Прости мне, милый друг, двухлетнее молчанье: писать тебе посланье мне было недосуг. (Пушкин)
$$$117 Наречие – это:
$$часть речи, обозначающая признак действия, признак предмета, признак другого признака
$ часть речи, обозначающая действие предмета
$ часть речи, обозначающая признак предмета
$ часть речи,обозначающая состояние предмета
$$$118 Укажите наречие:
$$настежь
$рожь
$ съешь
$ пустошь
$$$119 Определите вид деловых бумаг, представляющий данный фрагмент:
Я, Жусуповa Алия Бектасовна, родилась 6 октября 1981 годa в г. Алматы. С 1987 по 1997 г.г. училась в сш № 68 г. Алматы.
$$автобиография
$заявление
$расписка
$характеристика
$$$120 Определите вид деловых бумаг, представляющий данный фрагмент:
Прошу предоставить мне место в Доме студентов, т.к. я иногородний студент.
$$заявление
$характеристика
$информационное письмо
$доверенность