Введение
Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенность – тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу. При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной, что проявляется в философии Нового времени, для которой было характерно сведение различных форм движения материи к механической.
Диалектика и метафизика
Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную, или наивную, диалектику.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание, прежде всего, на постоянное движение и изменение мира («В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.»).
Само слово «диалектика» в буквальном переводе с греческого означает
«искусство вести беседу», а его первое употребление в философском смысле
обычно приписывается Сократу: он понимал диалектику как искусство обна-
ружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ
ведения философского диалога, приводящий к истинным определениям по-
нятий. Во многом в сократовском духе определял диалектику Платон: «Того,
кто умеет ставить вопросы и давать ответы, - говорил он, - мы называем
диалектиком», слово «диалектика» употреблялось в эпоху Сократа и Платона как более или менее тождественное слову «логика» (которое в то время еще отсутствовало)
Таким образом, в античной мысли диалектика понималась, главным
образом, как метод правильного мышления, способ обретения истинного
знания.
Классический представитель идеалистической диалектики – Г.Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А материалистической диалектики – К.Маркс и Ф.Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
Г.Гегель разработал диалектический метод, под которым понимается теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей, то есть становление и разрешение противоречий
Материалистическая диалектика К.Маркса в качестве первичной признает материальную действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля А. Родосским.
Самая характерная черта метафизики — односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Можно выделить две основные исторические формы метафизики:
1. «старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики — отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей;
2. новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Особенность в новой форме — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей (идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.). Например, такие как софистика и эклектика, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно.
Особенности метафизики философии Нового времени были обусловлены промышленной и научной революциями того времени, возникновением нового естествознания. В основании человеческого знания, по мнению Р.Декарта, лежит философия, или метафизика. Особенности познания связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания.
Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
В основе же философских воззрений Гегеля весь мир – грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
Если в материалистической диалектике материальный мир – первичен, то в диалектике Гегеля природа и человек выступают внешней оболочкой идеи.
Философия Гегеля также утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов.
поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
Если законы диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся: единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание, элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность.
Заключение
Диалектика Гегеля послужила теоретическими предпосылками марксистской философии, сохранившей и развившей диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
В отличие от диалектики Гегеля, где материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика истолковывает человеческие понятия как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений.
Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.
Северо-кавказский горно-металлургический институт
Доклад
по учебной дисциплине: философия
Диалектика и метафизика
Выполнила: Дзуцева Яна
Группа: ТПП-б-17