Сущность эстетического
Цель: рассмотреть предмет эстетики через призму универсальной категории «эстетическое».
Вопросы к семинару
1. Определить предмет эстетики.
2. Объяснить, что такое эстетическое переживание.
3. Охарактеризовать эстетическое и его признаки.
4. Объяснить дискуссивный характер проблемы эстетического в современном философском познании.
5. Рассмотреть генезис эстетической науки в работе А. Баумгартена «Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения».
Основная литература
1. Байдачная Е. В. История эстетики. Учебное пособие. К., 2013.
2. Никитина И. П. Эстетика. Учебное пособие - Москва: ЮРАЙТ, 2012.
3. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., 1987.
4. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.
5. Истоpия эстетической мысли. Т. 2, М.,1982.
6. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1984.
7. Эстетика. Словарь./ Под редакцией А.А. Беляева. М., 1989.
Дополнительная литература
1. Гилберт К. Э., Кун Г. История эстетики. СПб., 2000.
2. Лосев А. Ф., Шестаков В. Д. Истоpия эстетических категоpий. М., 1964.
3. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
Яковлев Е. Г. Эстетика. М., 2000.
5. Куренкова Р.А. Эстетика. М., 2003.
Домашнее задание к семинару:
1. перепишите в тетрадь план семинарского занятия и, используя основную и дополнительную литературу, ответьте на первые четыре вопроса письменно в тетради;
2. прочитайте, законспектируйте отрывок из диссертации немецкого философа А. Баумгартена и письменно ответьте на вопросы, аргументируя свои ответы цитатами из данного отрывка.
А. Баумгартен (1714-1762).
«Философские размышления о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения»
«§ 1. Эстетика (теория свободных искусств, низшая гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство аналога разума) есть наука о чувственном познании.
§ 2. Натуральная ступень низших познавательных способностей, совершенствуемая одним лишь применением их, без обучения, может быть названа натуральной эстетикой и разделена так же, как делится обычно натуральная логика, т. е. на прирожденную, или прирожденное прекрасное дарование, и приобретенную, а эта последняя, в свою очередь, на теоретическую (docens) и прикладную (utens).
§ 3. Важнейшее практическое приложение искусственной эстетики, существующей наряду с натуральной, это: 1) доставлять хороший материал для наук, постигаемых преимущественно интеллектом; 2) приноровлять научно-познанное к любому пониманию; 3) расширять усовершенствование познания за пределы отчетливо нами постигаемого; 4) снабжать хорошими принципами все более утонченные занятия и свободные искусства; 5) в общежитии, в случае прочих равных условий, давать преимущество при совершении любых дел.
§ 4. Отсюда частные приложения ее: 1) в филологии, 2) в герменевтике, 3) в экзегетике, 4) в риторике, 5) в гомилетике, 6) в поэтике, 7) в теории музыки и т. д. <…>
§ 13. Наша эстетика, как и ее старшая сестра логика, разделяется, во-первых, на теоретическую, учащую, общую, дающую указания: 1) о вещах и о предметах мысли, эвристика, 2) о ясном порядке, методология, 3) о знаках прекрасно мыслимых и прекрасно располагаемых предметов, семиотика, и, во-вторых, на практическую, прикладную, специальную. <…>
§ 14. Цель эстетики — совершенство чувственного познания как такового и это есть красота. Притом следует остерегаться его несовершенства как такового, которое есть безобразность.
§ 15. Эстетик как таковой не имеет заботы о совершенствах чувственного познания, настолько глубоко скрытых, что они либо остаются для нас совершенно темными, либо могут быть усмотрены не иначе, как при помощи интеллекта.
§ 16. Эстетик как таковой не имеет заботы о несовершенствах чувственного познания, настолько глубоко скрытых, что они либо остаются для нас совершенно темными, либо могут быть обнаружены не иначе, как путем суждения интеллекта.
§ 63. К эстетической дисциплине относится, во-первых, прекрасная эрудиция, т. е. такая эрудиция, которая делает познание лучшим, чем неэрудированное,— то познание предметов, о которых надлежит затем мыслить прекрасно. Будучи наделено ею, дарование, прекрасное от природы, подогреваемое ежедневными упражнениями, ею движимое и ею поощряемое, вместе с честным, искренним, по выражению Персия, эстетическим сердцем, легче может склоняться к тому, чтобы прекрасно мыслить о данной теме.
§ 64. Главные части прекрасной эрудиции — те дисциплины, которые уясняют нам бога, вселенную, человека (особенно в его моральном облике), повествования (не исключая мифических) и древности, а также дух символов (siglorum genium).
§ 65. При изучении подобного рода дисциплин эстетик заботится лишь о том совершенстве, которое становится феноменом, когда мыслят прекрасно о тех или иных предметах. Частью он делает это негативно, позволяя избегать зрительных образов, вносящих безобразие, частью позитивно, когда зачастую посредством одной-единственной фразы или достаточно краткого знака он заставляет эрудированного читателя или зрителя ожидать любое великое от столь ученого автора, хотя многие плоды своей эрудиции он и скрывает посредством изящного умолчания. <…>
§ 68. К эстетической дисциплине относится, во-вторых, теория формы прекрасного познания - о способе и средствах осуществлять его законными путями, теория более совершенная, чем та, которая обычно получается на основе одной лишь природы и простого практического осуществления этого прекрасного познания. Такая теория требует от своего практического приложения более тщательных и строгих упражнений. Комплекс же правил, расположенных в порядке, обычно называется искусством. Так в общей характеристике совершенного эстетика появляется требование эстетического искусства.
§ 71. Что касается законов эстетического искусства, то они, являясь как бы полярной звездой для всех частных искусств, простираются на все свободные искусства и имеют еще более широкую сферу,— они простираются на все случаи, когда приходится изящно или безобразно познавать что-либо; до этого нет дела познанию научному. Вот почему эстетическое искусство, более чем какое-либо другое частное искусство, заслуживает быть приведенным в форму искусства, явить, наконец, некую более полную систему красоты познания, остаться чуждым той «апоспасматии» (фрагментарности), которая свойственна выводимым из него отдельным искусствам. Надеяться на какую-либо полноту в частных искусствах нельзя, по причине бесконечного разнообразия, можно лишь подняться до источников красоты и познания, до их природы, до первичных подразделений их обоих, и, произведя на основе закона исключенного третьего исчерпывающее деление на противоположности, попытаться исследовать, что же получится, если эстетическому искусству придать форму науки».
Овсянников М.Ф. Хрестоматия по эстетике. М., 1998.
Вопросы
1. О каком масштабном социокультурном процессе свидетельствует появление в западной философии XVIII века эстетики?
2. Что является предметом и целью эстетики по Баумгартену?
3. На какие разделы подразделяет эстетику Баумгартен?
4. Почему эстетику Баумгартен характеризует как младшую сестру логики, низкую гносеологию, искусство? Согласны ли вы с его мнением?
5. Какова задача эстетики в отношении искусства, и при каком условии она может быть осуществима?