ЦВЕТНАЯ СКАЗКА
Согласование существительных с прилагательными
Жили четыре друга-карандаша: КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, СИНИЙ и ЗЕЛЁНЫЙ. И однажды поссорились.
КРАСНЫЙ кричит:
— Я главнее и лучше всех! Я — КРАСНЫЙ
ОГОНЬ, КРАСНАЯ ЗАРЯ, КРАСНЫЙ МАК и
КРАСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА! И вообще, КРАСНЫЙ значит КРАСИВЫЙ!
ЖЁЛТЫЙ возражает:
— Ну какая заря без солнца? Я — ЖЕЛТОЕ
СОЛНЦЕ, ЖЁЛТАЯ ЛУНА и ЖЁЛТЫЙ ПЕСОК на морском берегу. Я тоже могу главным
быть!
— А я, — вступает в спор СИНИЙ КАРАНДАШ, — СИНЕЕ НЕБО, СИНЕЕ МОРЕ, СИ
НИИ ВАСИЛЕК на лугу. Разве без этого можно обойтись?;
— И без меня не обойдётесь, — уверенно заявляет ЗЕЛЁНЫЙ, — ведь я - ЗЕЛЁНЫЙ ЛЕС,
ЗЕЛЁНАЯ ТРАВА, ЗЕЛЁНОЕ ПОЛЕ!
Спорили, спорили и поссорились. Стали каждый сам по себе рисовать.
У КРАСНОГО КАРАНДАША всё КРАСНОЕ: КРАСНАЯ ЗЕМЛЯ, КРАСНЫЙ ДОМ и КРАСНОЕ НЕБО.
ЖЕЛТОГО — всё только ЖЁЛТОЕ: ЖЁЛТОЕ ОЗЕРО, ЖЁЛТАЯ ПТИЦА и ЖЁЛТЫЙ МАЛЬЧИК на берегу.
У СИНЕГО весь МИР СИНИЙ: СИНЕЕ СОЛНЦЕ, СИНЯЯ ДОРОГА и СИНИЙ ЛЕС.
![]() |
56 57
![]() |
А ЗЕЛЁНЫЙ всё сделал ЗЕЛЁНЫМ: ЗЕЛЁНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК, ЗЕЛЁНОЕ МОРЕ и ЗЕЛЁНАЯ ЛУНА.
Скучные получились картинки. Ведь для того, чтобы мир был разноцветным и радостным, все должны жить в дружбе и согласии. Даже карандаши в коробке.
ЖИВОЙ БУКЕТ
![]() |
Имя прилагательное Согласование с существительным
Бежал (по какой?) по осени… тропинке ЕЖ. Шуршала под его лапками (какал?) опав... листва. В лесу было тихо, безветренно, но все равно с деревьев срывались и падали, кружась, (какие?) высохшие… листья.
Остановился ЕЖ возле осины. Земля под ним была усыпана (какими?) красн... листьями.
«Возьму-ка несколько штук домой, пусть
дочка поиграет с ними», — решил ЕЖ и наколол на свои (какие?) остр… иголки (какие?)
красн… листочки. А под березой лежали (ка
кие?) желт… листочки, а под кленом (какие?)
— оранже… Снова и снова накалывал ЕЖ (ка
кие?) красн... листья на иголки
|
Посмотрели бы вы, каким он стал! Весь покрыт (какими?) разноцветн... листьями: (какими?) красн..., желты.., оранжевы.., да вдобавок среди них были и (какие?) зелен... И бегал теперь по тропинке как будто не еж, а живой (какой?) осени… букет.
А. Ягадарова.
![]() |
ВЕСЕННЯЯ ПЕСЕНКА
Приметы весны
Согласование прилагательного
с существительным
Посмотрел ВОРОБЕЙ на голубое небо, на черные проталинки, чирикнул радостно:
— Чив! Чив!
С крыши СОСУЛЬКА свесилась, слезинку уронила.
— Кто шумит? — спросила сердито.
— Чив, чив, это Я.
— Чего шумишь?
— Я пою! Чив, чив!
Нахмурилась СОСУЛЬКА, еще три слезинки уронила
— Тоже мне певец нашелся!
Посмотрел ВОРОБЕЙ на СОСУЛЬКУ и спросил:
— А ты почему плачешь?
— Не твое дело. А ты чему так радуешься?
— Чив, чив! Голубому небу, теплому солнцу.
— А я таю, — вздохнула СОСУЛЬКА. — Я
плачу об уходящей зиме, о славных трескучих
морозах.
Фрр» — вздрогнул воробей. — Не люблю зиму, не люблю морозов.
Трепыхнул крылышками, запел снова:
— Чив-чив! Люблю весну! Чив-чив, люблю
весну.
Рассердилась сосулька:
— Брось пищать! Ведь тебя никто не слушает.
Тополь шевельнул ветвями и сказал:
— Я слушаю. Мне нравится песенка о теп
лых днях.
— И мы слушаем, — прошелестели березы.
— Ты очень хорошо поешь, ВОРОБЫШЕК.
— И мы слушаем, и мы, — весело зашумели
голыми ветвями кусты.
|
Обрадовался ВОРОБЫШЕК, еще громче запел: — Чив-чив! Чив-чив!
Посмотрела СОСУЛЬКА на голубое небо, на веселые ручейки, вздрогнула и полетела вниз.
— Эй, куда же ты? — крикнул ВОРОБЕЙ.
— В ручей! Буль-буль!
— Утонешь.
— Не утону!
— А зачем в ручей прыгнула?
— В большую речку с ним побегу.
В. Бирюков.
РЫЖИЙ ГОРОД
Согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже
Одного мальчика дразнили рыжим. Это он очень переживал. Он решил уйти из дома. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома. Смотрит, ворота, а на них написано: РЫЖИЙ ГОРОД.
Вошел и ахнул. В этом городе все было (каким?) РЫЖИМ-ПРЕРЫЖИМ.
Ручьи (какие?) РЫЖИЕ текли по травам (КАКИМ?) РЫЖИМ и впадали в реки (какие?) РЫЖИЕ. А над реками радуги (какие?) РЫЖИЕ повисли.
Рыбаки (какие?) РЫЖИЕ ловили (каких?) РЫЖИХ рыб и раков.
По радио передавали (какой?) «РЫЖИЙ ВАЛЬС». Все (какие?) РЫЖИЕ люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла девочка (какая?) РЫЖАЯ:
— Ты почему такой грустный?
— Меня все (каким?) РЫЖИМ дразнят, —
ответил мальчик.
— А солнце какого цвета?
— Ну, РЫЖЕЕ, — робко сказал мальчик.
— А мы (какие?) - РЫЖИЕ, и все мы — маленькие солнышки. Радоваться надо! - И тут мальчик проснулся Как ты думаешь, что было дальше?
ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА
Согласование прилагательного с существительным
Алик нарисовал ГОЛУБУЮ СОБАКУ, ЗЕЛЕНУЮ ЛОШАДКУ, ЖЕЛТУЮ ВОРОНУ И КРАСНОГО ЗАЙЦА.
Папа удивился: — Разве бывают ГОЛУБЫЕ СОБАКИ, ЗЕЛЕНЫЕ ЛОШАДКИ, ЖЕЛТЫЕ ВОРОНЫИ КРАСНЫЕ ЗАЙЦЫ?
Но у Алика было только четыре карандаша. Он подумал и нарисовал КРАСНЫЙ МАК, ЖЕЛТУЮ ГРУШУ, ЗЕЛЕНЫЙ ОГУРЕЦ, ГОЛУБУЮ ТЕТРАДЬ.
|
По В. Головищ.
СОБАЧКА
Согласование прилагательного с существительным
Морда у собачки махонькая. Хвост закорючкой. Я ее за хвост покрутил. А собака головой в разные стороны: ЗДРАВСТВУЙТЕ И ПРОЩАЙТЕ.
Эта собака игрушечная. У нее вместо шерсти материя. В хвост вложена железная проволока. Вот и все.
новый дом
Согласование прилагательного с существительным
нашем селе много красивых домов. Улицы похожи на клумбу с цветами: вот дом синий, вот дом желтый. А у Мити дом белый с голубыми ставнями. У нас тоже будет белый дом. Папа и дядя Митя его строят. Папа кладет цемент. Дядя Петр укладывает кирпичи. Мама и я шьем для дома красивые шторы.
По Д. Габбе.
ШУСТРИК В ЛЕСУ
Словообразование
Рано утром бабушка сказала Шустрику, что они пойдут в лес за грибами. Взяли они корзинки и отправились далеко-далеко. ШЛИ полем. ПОДОШЛИ к речке, ПЕРЕШЛИ речку по мостику, ЗАШЛИ в лес и стали искать грибы.
Шустрик не заметил, как потерял бабушку. Испугался очень. ПОБЕЖАЛ прямо. ДОБЕЖАЛ до высокой березы, ЗАБЕЖАЛ за березу — нигде нет бабушки.
Стоит Шустрик и плачет. БЕЖИТ мимо ЗАЙЧИШКА и спрашивает: — Почему ты плачешь?
— Я заблудился,— Помоги мне найти бабушку, пожалуйста.
Потряс ЗАЙЧИШКА ЗАЯЧЬИМИ ушами и говорит:
— Пойдем в нашу ЗАЯЧЬЮ избушку и спросим мою маму — ЗАЙЧИХУ.
ПРИБЕЖАЛИ они к ЗАЯЧЬЕЙ избушке, рассказали старой ЗАЙЧИХЕ про Шустрикову беду.
Посмотрела ЗАЙЧИХА вверх и заметила БЕЛИЧЬЕ дупло, а там БЕЛКА с БЕЛЬЧАТАМИ.
— БЕЛКА, БЕЛКА, помоги Шустрику найти бабушку, — сказала ЗАЙЧИХА.
— Беги за мной, — крикнула Белка и запрыгала с ветки на ветку. И только мелькает
БЕЛИЧИЙ хвост.
Так вместе прибежали они к ЛИСЬЕЙ нope. Горько плачет маленький Шустрик.
— Не плачь, я приведу тебя к бабушке, —
сказала мама-ЛИСА. — Только вот ЛИСЯТАМ
накажу, чтобы хвостами своим ЛИСЬИМИ не
мелькали, а то, неровен час, увидит серый и
разорвет их.
Остер Лисий нос, точен ЛИСИЙ след. Быстро вывела ЛИСИЦА Шустрика к бабушке.
— Спасибо тебе, ЛИСОНЬКА, — сказала бабушка.
Шустрик же рассказал бабушке, кого он встретил в лесу-
Э. Сизова
ГДЕ МОИ ДОМИК?
Родственные слова, приставочные глаголы Притяжательные прилагательные
Жил в лесу маленький ЛИСЕНОК со своей мамой — ЛИСОЙ. Днем он играл, резвился на своей звериной детской площадке. Мама-ЛИСА говорила ЛИСЕНКУ:
— Смотри, ЛИСЕНОК, не заблудись! Не гу
ляй долго. И запомни: наш дом — ЛИСИЙ!
ЛИСЕНОК заигрался и не заметил, как наступила темнота. Испугался ЛИСЕНОК, ПОБЕЖАЛ в одну, в другую сторону, видит — заблудился. Страшно ЛИСЕНКУ, БЕГАЕТ по лесу, стучит в каждый домик и спрашивает, чей это домик. ПОДБЕЖАЛ к ВОЛЧЬЕМУ домику и стучит:
— Чей это домик?
Из окошка выглянул ВОЛЧОНОК и спрашивает:
— А тебе чей надо?
— Лисий.
— Нет, это не ЛИСИЙ домик, это ВОЛЧЬЕ
ЛОГОВО.
Заплакал ЛИСЕНОК И ПОБЕЖАЛ дальше. Видит: чей-то домик.
— Чей это домик?
Из дома выглянул БЕЛЬЧОНОК и спрашивает:
— А тебе чей ну-
жен?
— ЛИСИЙ.
— Нет, это не
ЛИСИЙ домик,
это БЕЛИЧЬЕ
ДУПЛО.
И опять ПОБЕЖАЛ по темному ночному лесу бедный ЛИСЕНОК. Он побывал и возле ВОРОНЬЕГО ГНЕЗДА, МЕДВЕЖЬЕЙ БЕРЛОГИ, ЕЖИНОЙ НОРЫ.
Наконец, усталый, голодный, продрогший ЛИСЕНОК ДОБЕЖАЛ до ЗАЯЧЬЕЙ ИЗБУШКИ и постучал. Выглянул в окошко ЗАЙЧОНОК и сказал, что это ЗАЯЧЬЯ избушка. Горько плачет бедный ЛИСЕНОК. ЗАЙЧОНКУ стало его жаль:
— Не плачь, я покажу тебе твой домик. И они вместе добежали до ЛИСЬЕЙ НОРЫ. Мама-ЛИСА и ЛИСЕНОК очень обрадовались:
- Спасибо тебе, добрый маленький ЗАЙЧОНОК!
ВОРОНЕНОК И СОЛОВЬЕНОК
Образование имен существительных Притяжательные прилагательные
Вывела ВОРОНА одного-единственного птенца — ВОРОНЕНКА. Жили они на высоком дереве в ВОРОНЬЕМ гнезде. Баловала ВОРОНА своего ВОРОНЕНКА вкусными червячками.
Но вот однажды полетела за кормом и пропала. Уже и солнышко поднялось выше дерева, на котором жили ВОРОНА с ВОРОНЕНКОМ, а матери все нет. Заплакал ВОРОНЕНОК. Плачет, слезы ручьем на землю льются. Умолкли ГРАЧ с ГРАЧЕНКОМ, СОЛОВЕЙ с СОЛОВЬЕНКОМ, СОВА с СОВЕНКОМ, жалко им бедного птенца.
Слушал-слушал плач ВОРОНЕНКА СОЛОВЬЕНОК. Затрепетало от жалости СОЛОВЬИНОЕ сердце, оставил он свой СОЛОВЬИНЫЙ домик, прилетел к ВОРОНЬЕМУ гнезду, сел рядом с ВОРОНЕНКОМ и запел свою чудесную СОЛОВЬИНУЮ ПЕСНЮ.
Даже ветер притих, заслушался. А ВОРОНЕНОК как будто и не слышит СОЛОВЬИНОГО пения, ревет, захлебывается от плача.
Но вот услышал ВОРОНЕНОК: где-то вдали раздается материнский голос: — КАРР, КАРР.
Мгновенно перестал плакать ВОРОНЕНОК. Говорит СОЛОВЬЕНКУ:
— Слышишь, это моя мама поет Л Замолчи,
пожалуйста, не пищи!
— КАРР, КАРР, — раздается вблизи, и СО
ЛОВЬЕНОК умолк. Он полетел на соседнее
дерево и задумался. В тот вечер лес не слышал
СОЛОВЬИНОГО пения.
В.Сухомлинский'.
ВОЛШЕБНАЯ РАДУГА
Согласование существительных с прилагательными
Жил-был СОЛНЕЧНЫЙ зайчик. Он очень любил прыгать с росинки на росинку, заглядывать в окна домов и все это ему очень нра-, вилось. Однажды зайчик проснулся и не по-1 нял, что это за РАЗНОЦВЕТНОЕ коромысло над рекой повисло? Ему было очень интересно смотреть, стал он громко смеяться и придумывать, что можно повесить на каждую полоску ВОЛШЕБНОГО коромысла.
— КРАСНОЕ коромысло — я могу на него повесить КРАСНУЮ розу, КРАСНЫЙ шарик, КРАСНОЕ яблоко, КРАСНЫЕ ягоды.
На ОРАНЖЕВОЕ коромысло — ОРАНЖЕВЫЙ апельсин, ОРАНЖЕВЫЕ ботиночки, ОРАНЖЕВОЕ солнышко, ОРАНЖЕВУЮ ленточку.
На ЖЁЛТОЕ коромысло — ЖЕЛТОЕ пальто, ЖЕЛТУЮ чашечку, ЖЁЛТЫЕ перчатки, ЖЕЛТЫЙ одуванчик.
На ЗЕЛЕНОЕ коромысло — ЗЕЛЕНЫЙ огурец, ЗЕЛЕНУЮ кофточку, ЗЕЛЕНОЕ яблоко, ЗЕЛЕНЫЕ веточки.
На ГОЛУБОЕ коромысло можно повесить
ГОЛУБОЙ флажок, ГОЛУБУЮ юбочку, ГОЛУБОЕ ведерко, ГОЛУБЫЕ незабудки.
На СИНЕЕ коромысло повешу СИНИЙ берет, СИНЮЮ шапочку, СИНЕЕ платье, СИНИЕ носки.
А ФИОЛЕТОВУЮ сливу, ФИОЛЕТОВЫЙ баклажан, ФИОЛЕТОВЫЕ фиалочки я отдам ФИОЛЕТОВОМУ коромыслу.
Представил СОЛНЕЧНЫЙ зайчик радугу, на которой висело так много ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ вещей и закричал:
![]() |
![]() |
— Да это же РАЗНОЦВЕТНЫЙ магазин!
КАК КОТЕНОК СЧИТАТЬ УЧИЛСЯ
Согласование существительных
с числительными
Маленький котёнок был очень весёлым и любопытным. Прибежал он как-то с улицы и говорит маме-кошке:
— А у меня есть друг. Он не похож на меня,
но тоже очень веселый. Мы с ним играли.
— А какой он, твой новый друг? — спросила
мама.
— Он тоже маленький, жёлтенький и, хоть
ножек у него меньше, чем у меня, бегает он
быстро. А ещё он быстро зёрнышки клюёт.
Много зёрнышек. Мама, а сколько это — МНОГО?
— Большой ты у меня, сынок, — отвечала
мама-кошка, — пора тебя считать поучить.
А ты своего друга, цыплёнка, научишь.
И принялась кошка котёнка математике учить. Вышел котёнок во двор, через весь двор цыплёнку кричит:
— Я теперь большой и считать умею! У тебя
ДВЕ НОГИ, а у меня ЧЕТЫРЕ НОГИ! А теперь давай твои зёрнышки считать! ОДНО
ЗЁРНЫШКО, ДВА ЗЁРНЫШКА, ТРИ ЗЁР-
НЫШКА, ЧЕТЫРЕ ЗЁРНЫШКА, ПЯТЬ ЗЁР-
КА
- Да нет, не ПЯТЬ ЗЁРНЫШКА, а ПЯТЬ ЗЁРНЫШЕК, - поправляет Цыпленок, - Давай бабочек посчитаем! ОДНА БАБОЧКА ДВЕ БАБОЧКИ, ТРИ БАБОЧКИ, ЧЕТЫРЕ БАБОЧКИ, ПЯТЬ БАБОЧКОВ...
—
![]() |
А теперь ты ошибся, — говорит котёнок,
— ПЯТЬ БАБОЧЕК надо говорить! Мы с то
бой уже большие и нам нужно поскорее на
учиться не только хорошо и быстро считать,
но и правильно говорить. Давай опять вместе
считать и друг другу помогать!
— Ну, конечно; давай начинай, ты первый!
Весь день считали котёнок и цыплёнок жуков, букашек, пауков, камешки на тропинке, цветы на клумбе, лепестки у ромашки и... всего и не перечислишь!
А теперь и мы посчитаем с друзьями! ОДИН, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ... Я ИДУ СЧИТАТЬ!
Т. Шуйская
![]() |
ПРО НОС И ПРО ЯЗЫК
Согласование имени числительного
с существительным
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и
нос тоже один?
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, меньше
болтала, да нос свой, куда не надо, не совала.
По Е. Пермяку.
![]() |
ХЛЕБ С РОСОЙ
Творительный падеж существительных Петя всегда за столом капризничал и ел плохо. Мама спрашивала его:
— Петя, хлеба С МАСЛОМ хочешь?
— Нет, не хочу», — отвечал Петя.
— А хлеба С ВАРЕНЬЕМ?
— Нет, не хочу.
Однажды отец услышал их разговор и сказал Пете:
— А ты хлеба С РОСОЙ хочешь?
Петя никогда не слышал про хлеб С РОСОЙ. Он крикнул:
— Хочу! Хочу хлеба С РОСОЙ!
Утром отец разбудил Петю и они пошли в сад копать грядки. В саду отец положил под куст хлеб. Работали они долго. Пете захотелось есть.
— Теперь и поесть можно, — сказал отец и
дал Пете большой кусок хлеба. На хлебе роса
так и блестит.
— Ну как, вкусный хлеб? — спросил отец
— Вкусный, очень! — ответил Петя.
И верно, хлеб был очень вкусный. С утренней РОСОЙ.
По Г. Виеру.
![]() |
СКЛАДНО-НЕСКЛАДНО
Однокоренные и сложные слова Через рельсы — переход, А на рельсах — пароход, Через речку — перевоз, ! А на речке — паровоз.
Поменяем все местами,
Что теперь мы видим с вами?
Вот на речке — пароход, Через речку — переход, Вот на рельсах — паровоз, Через рельсы — перевоз.
. "" Г. Сатир.
![]() |
ДОГОНЯЛКА
![]() |
Скачет белка по лесу, грибы на зиму собирает, а навстречу ей лиса бежит:
— Белка, белка, что ж ты от меня не убега
ешь, я ведь могу тебя схватить!
— Нет, лисонька, не догонишь! Я ОТ тебя С
полянки НА горку, С горки К кустикам, ОТ
кустика ПОД кустик, ИЗ-ПОД кустика К де
реву и НА дерево, С дерева НА дерево — и В
дупло!
— Ой ли, белка, догоню! — не верит лиса.
— Лови, кумушка! — только и мелькнул
беличий хвост: С полянки НА горку, С гор
ки К кустикам, ОТ кустика ПОД кустик, ИЗ-
ПОД кустика К дереву и НА дерево, С дерева
НА дерево и сидит уж белка У своего дупла
НА ветке.
НА лису сверху смотрит и смеётся:
— Что ж не догоняешь? Или забыла, что
лисы ПО деревьям не лазают, С ветки НА вет
ку не скачут?!
Ничего лиса не ответила, пушистым хвостом махнула и убежала.
Т. Шуйская
![]() |
ДЯТЕЛ И ТЕТЕРЕВ
Предлоги «В, НАД, ПОД»
— Здравствуйте, Тетерев! Со вчерашнего дня
не виделись. Где летали, где спали? '
— Летал я «НАД», спал «ПОД».
— Что это за ребус такой: то «НАД», то
ПОД»?
— Это не ребус, а снег. Летал НАД снегом,
ночевал ПОД снегом.
— Ишь, какая у тебя жизнь развеселая, А я,горемыка, все «В» да «В». Летаю В снегу, прыгаю В елках, ночую В дупле. Скуу-уучно.
Н. Сладкое.
![]() |
ДВА БРАТА
Сказка
Образование имен существительных при помощи суффиксов
Жили два брата. Одного звали — ИК, а другого — ИЩ. У каждого было свое жилье. ИК имел ДОМИК, а ИЩ — ДОМИЩЕ. Нарисуй домики двух братьев. Какой дом имел ИЩ? Как он назывался? /БОЛЬШОЙ ДОМИЩЕ/. Какой ДОМИК имел ИК? Как он называл-ся?/МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК/.
— Я буду рассказывать, а ты мне помогай.
— У одного брата был НОСИЩЕ, а у другого..../НОСИК/.
— У одного брата был РОТИЩЕ, а у другого..../РОТИК/.
— У одного брата были ГЛАЗИЩИ, а у другого..../ГЛАЗКИ/.
— У одного брата были РУЧИЩИ, а у другого..../РУЧКИ/.
— У одного брата были НОЖИЩИ, а у другого.... /НОЖКИ.
— Вот какими были эти два брата.