Кафедра геотехнологии и комплексного освоения месторождений полезных ископаемых.
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
ПО КУРСУ
«ТРАСПОРТНЫЕ МАШИНЫ»
Вариант №15
Выполнил: студент
гр. ГИЭ-08 Сафонов Е.В.
Проверил: профессор
Лев А. М.
Москва 2012 г.
Расчет автомобильного транспорта
Исходные данные
Тип погрузочного оборудования | ЭКГ-5 |
Емкость ковша, Е | 5 м3 |
Плотность горных пород в целике, g | 2,6 т/м3 |
Продолжительность смены, Тсм | 11 ч |
Число смен в сутки, nсм | |
Суточная производительность прииска по транспортированию горной массы, А | 4100 м3/сут |
Характеристика участков дороги: | |
I-ый участок - забойная дорога, покрытие грунтовое | |
Длина, l1 | 180 м |
Уклон, i1 | -3 о/оо |
II-ой участок – выезд, покрытие щебеночное (не укатанное) | |
Длина, l2 | 120 м |
Уклон, i2 | 45 о/оо |
III-ий участок - главная откаточная дорога, покрытие щебеночное | |
Радиус закругления дороги, R | 65 м |
Угол поворота дороги, a | 100 о |
IV-ый участок - главная откаточная дорога, покрытие щебеночное | |
Длина, l4 | 2000 м |
Уклон, i4 | 10 о/оо |
V-ый участок - выезд на автомобильный отвал, покрытие грунтовое, укатанное | |
Длина, l5 | 100 м |
Уклон, i5 | 50 о/оо |
VI-ой участок - дорога на отвале, покрытие грунтовое, не укатанное | |
Длина, l6 | 120 м |
Уклон, i6 | 4 о/оо |
Подъезд к погрузочному устройству петлевой |
Порядок расчета
Тяговый и эксплуатационный расчеты
1. Характеристики используемых механизмов.
Вместимость ковша погрузочного оборудования Е = 5 м3
Используемый автосамосвал - БелАЗ-548
Грузоподъемность Vап = 40т
Масса без груза mа = 29т
Мощность двигателя N = 367кВт
Колесная формула 4*2
2. Определение массы груза в кузове автосамосвала
|
Масса породы в ковше погрузочного оборудования
т
Кр = (1,1-1,4) - к-т разрыхления,
g - плотность породы в целике.
Число ковшей, которое можно загрузить в кузов автосамосвала
принимаем n = 4
Уточняем фактический объем и массу груза в кузове автосамосвала, сравнивая ее с паспортной
41,6<44
Перегрузка составляет меньше 10%, что допустимо.
3. Определение касательной силы тяги на участках
Wо-основное сопротивление, возникающее из-за трения в подшипниках, деформации дороги и шин;
Wi-сопротивление от уклона;
Wкр-сопротивление на криволинейных участках;
Wj-сопротивление, возникающее при действии силы инерции.
w-удельное сопротивление.
Вес автомобиля:
- груженого
- порожнего
I–ый участок
В груженом направлении:
- удельные сопротивления wо1=120 Н/кН; wi1=-3 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо1+wi1=117 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pаг*Д=80950 Н
В порожнем направлении:
- удельные сопротивления wо1=96 Н/кН; wi1=3 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо1+wi1=99 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pап*Д=28135,8 Н
II–ой участок
В груженом направлении:
- удельные сопротивления wо2=30 Н/кН; wi2=45 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо2+wi2=75 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pаг*Д=51891 Н
В порожнем направлении:
- удельные сопротивления wо2=24 Н/кН; wi2=-45 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо2+wi2=21 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pап*Д=5968,2 Н
III–ий участок
В груженом направлении:
- удельные сопротивления wо3=30 Н/кН;
Н/кН
- Ориентировочный динамический фактор Д=wо3+wкр3=49,02 Н/кН
- Ориентировочная скорость устанавливается по динамической характеристике БелАЗа – 548
V3 = 25 км/ч = 6,94 м/с
|
- Удельное сопротивление от сил инерции
Н/кН
gи – к-т, учитывающий инерцию вращающихся масс и зависящий от типа трансмиссии.
Для груженого автосамосвала с гидромеханической трансмиссией
gи =1,01
а - ускорение, возникающее при движении с постоянной скоростью на криволинейных участках.
- Уточненный динамический фактор Д=wо3+wкр3+wj3=125,45 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pаг*Д=51891 Н
В порожнем направлении:
- удельные сопротивления wо3=24 Н/кН;
Н/кН
- Ориентировочный динамический фактор Д=wо3+wкр3=70,31 Н/кН
- Ориентировочная скорость устанавливается по динамической характеристике БелАЗа – 548
V3 = 18 км/ч = 5 м/с
- Удельное сопротивление от сил инерции
Н/кН
Для порожнего автомобиля с гидромеханической трансмиссией
gи =1,077
- Уточненный динамический фактор Д=wо3+wкр3+wj3=112,57 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pап*Д=31991,2 Н
IV–ый участок
В груженом направлении:
- удельные сопротивления wо4=30 Н/кН; wi4=10 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо4+wi4=40 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pаг*Д=27675,2 Н
В порожнем направлении:
- удельные сопротивления wо4=24 Н/кН; wi4=-10 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо4+wi4=14 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pап*Д=3978,8 Н
V–ый участок
В груженом направлении:
- удельные сопротивления wо5=90 Н/кН; wi5=50 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо5+wi5=140 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pаг*Д=96863,2 Н
В порожнем направлении:
- удельные сопротивления wо5=72 Н/кН; wi5=-50 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо5+wi5=22 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pап*Д=6252,4 Н
VI–ой участок
В груженом направлении:
- удельные сопротивления wо6=120 Н/кН; wi6=4 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо6+wi6=124 Н/кН
|
- Касательная сила тяги Fк=Pаг*Д=85793,12 Н
В порожнем направлении:
- удельные сопротивления wо6=96 Н/кН; wi6=-4 Н/кН
- Динамический фактор Д=wо6+wi6=92 Н/кН
- Касательная сила тяги Fк=Pап*Д=26146,4 Н
4. Определение скорости движения автосамосвала на участках:
hом = 0,85 - коэффициент отбора мощности на вспомогательные механизмы;
hт = 0,71 - КПД гидромеханической трансмиссии
Значение скорости движения автосамосвала на участках (км/ч)
- в груженом направлении:
вычисленная | по динамической хар-ке | рекомендуемая | принятая | |
V1 | 9,85 | 9,85 | ||
V2 | 15,37 | 15,37 | ||
V3 | 9,19 | 9,19 | ||
V4 | 28,81 | 28,81 | ||
V5 | 8,23 | 8,23 | ||
V6 | 9,29 | 9,29 |
- в порожнем направлении:
вычисленная | по динамической хар-ке | рекомендуемая | принятая | |
V1 | 28,34 | |||
V2 | 133,60 | |||
V3 | 24,92 | 24,92 | ||
V4 | 200,40 | |||
V5 | 127,53 | |||
V6 | 30,50 |
Проверяем скорость на криволинейном участке дороги, исходя из условий безопасности.
fск = 0,3 - к-т сцепления колес с дорожным покрытием при боковом скольжении;
iв = 0,03 - поперечный уклон дороги на повороте.
В груженом направлении 9,19 < 47,24
В порожнем направлении 24,92 < 47,24
Условия выполняются.
5. Максимальное тяговое усилие, которое ограничивается условиями сцепления движущихся колес с дорожным покрытием.
Максимальная касательная сила тяги возникает при движении по 5-му участку с грузом. Fк5=96863,2 Н
Ксц = 0,65 - для БелАЗа-548 с колесной формулой 4*2;
y = 0,45 – к-т сцепления колес с полотном дороги.
Fк5 < Fmax
96863,2 < 202581,4
Следовательно, движение осуществляется без пробуксовки.
6. Определение тормозного пути:
tр = 0,5 - время реакции водителя на приведение тормозов в действие;
y1 = 0,5 – к-т сцепления колес с полотном дороги.
Определяем тормозной путь на участке №4.
- в груженом направлении
- в порожнем направлении
Эксплуатационный расчет
Время полного рейса автосамосвала
tп- время погрузки автосамосвала
tп= n*tц = 25*4 = 100с =1,67мин
n – число ковшей;
tц- время цикла при загрузке автосамосвала, tц = 25с;
tр- время разгрузки принимаем tр = 50с = 0,83мин;
tм- время маневров при погрузке – разгрузке:
- при погрузке 20с
- при разгрузке 80с
tм = 20 + 80 = 100с = 1,67мин
tгр,tпор- время движения автосамосвала в груженом и порожнем направлениях.
Тр =1,67 + 0,83 + 1,67 + 7,97 + 5,48 = 17,62мин = 0,294ч.
Парк автомашин.
Необходимый парк автосамосвалов для обеспечения заданного грузооборота по горной массе.
1. Техническая производительность одного автосамосвала в смену
Кг- к-т используемой грузоподъемности, Кг = 1.
2. Эксплуатационная производительность
Кв - к-т использования сменного времени, Кв = 0,7.
3. Рабочий парк автосамосвалов
Ас - суточная производительность предприятия по перевозимой горной массе;
Кп - к-т неравномерности работы предприятия, Кп = 1,15.
Принимаем Nр = 6.
4. Инвентарный парк автосамосвалов
Ктг - к-т технической готовности (0,7-0,9); Ктг = 0,8.
Принимаем Nинв = 8 шт.