Формы саморегулирования журналистской деятельности в России.




Под саморегулированием в журналистике понимается внутрикорпоративное регулирование ее деятельности, в отличие от внешнего регулирования (правового, экономического). Наиболее важными и признанными в международном масштабе механизмами саморегулирования являются профессиональные кодексы этики, независимые советы СМИ, а также институт пресс-омбудсмена.

В нашей стране в 1988 г. в рамках Союза журналистов СССР был создан Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989 г. Совет одобрил, а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод деонтологических (этических) правил - Кодекс профессиональной этики советского журналиста. Он был утвержден только в 1991 г. уже как Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

После перестройки в 1994 году группа известных столичных журналистов подписала Московскую Хартию журналистов. Затем был принят еще ряд кодексов:

- Национальный кодекс деятельности в области информатики и телекоммуникации (1998 г.); - "Хартия телерадиовещателей" (1999 г.); Декларация Гильдии судебных репортеров и ряд региональных кодексов.

Кроме принятия кодексов, был сделан ряд попыток создания организационного механизма саморегулирования. В 1994 году начала работать Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации (СПИС). Она представляла собой скорее квазисудебный орган.. Основными направлениями работы было повышение качества работы средств массовой информации и защита свободы слова и прав журналиста. Имея право выступать с заявлениями по поводу рассмотренных споров, СПИС не располагала собственными механизмами принуждения, однако, с ее подачи такие механизмы могли быть запущены: СПИС имела право вносить в суд предложение о прекращении деятельности провинившегося СМИ; направлять материалы рассматриваемых дел в прокуратуру, если в ходе рассмотрения споров были выявлены факты уголовного преступления со стороны СМИ или государственного чиновника; направлять предложения в соответствующие органы о вынесении письменных предупреждений учредителю и (или) редакции СМИ. Эти полномочия, вкупе с обязанностями СМИ и государственных органов отвечать в установленные законодательством сроки на запросы СПИС, позволили сделать работу СПИС достаточно эффективной. Решения СПИС печатались в правительственной «Российской газете». За годы своей работы СПИС вынесла 180 решений, но в 2000 г. была упразднена в ходе формирования администрации нового Президента РФ В.В. Путина.

В 1998 г. на очередном съезде Союза журналистов РФ было создано Большое жюри, куда вошли известные журналисты и издатели, а также представители общественности. Большое жюри СЖР задумано, прежде всего, как орган корпоративной саморегуляции. В Положении о нем, утвержденном Федеративным Советом Союза журналистов России 5 февраля 1999 года, Большое жюри определяется как корпоративный институт гражданского общества, рассматривающий «конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей». Поскольку Большое Жюри является уставным органом не единственного журналистского объединения, то оно опирается на различные кодексы и международные документы, касающиеся норм журналистской этики. Решения Большого жюри публиковались на его официальном сайте и в профессиональных изданиях «Журналист» и «Журналистика и медиарынок». Но им не велась деятельность по сообщению о своей работе широкой общественности, что отражалось в малом количестве жалоб, поступавших в жюри, и общей неосведомленности о его существовании не только членов гражданского общества, но и самих работников медиаиндустрии. БЖ ежегодно рассматривало 6-8 конфликтов, что для такой большой страны, как Россия, с учетом численности населения и количества зарегистрированных СМИ, не является сколько-нибудь убедительным показателем существования национального органа саморегулирования.

 

В 2005 г. Большое жюри было реорганизовано в связи с созданием Общественной коллегии по жалобам на прессу. При этом его основные функции были переданы новой организации, а Большое жюри переквалифицировалось в дисциплинарную комиссию Союза журналистов РФ. В 2008 г. было изменено Положение о БЖ и, таким образом, оно прекратило свою деятельность как совет СМИ.

За время работы Общественной коллегией было вынесено более 80 решений по информационным спорам. Коллегия состоит из двух палат: Палаты медиа-сообщества и Палаты Медиа-аудитории; численность каждой — 25 человек. Обратиться в коллегию могут как физические, так и юридические лица. Кандидаты, выдвигаемые в члены палат заинтересованными некоммерческими организациями и попадающие т.о. в избирательные списки, проходят через сложную систему рейтинговых голосований, в которых участвуют все эти организации. Нормой для Коллегии является рассмотрение информационных споров в присутствии сторон информационного спора или их представителей, в обстановке состязательности, открытости и равноправия сторон. Принятое решение обнародуется на сайте Коллегии. Оно может быть направлено в органы государственной власти или местного самоуправления, общественным объединениям, иным юридическим и физическим лицам.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: