Основы философских знаний
Социальная работа, 41 Физическая культура
27 пар = 15 лекций, 11 семинаров и 1 МКР
Оценивание
11 семинаров * 5 баллов максимум = 55 баллов максимум
4 СР * 5 баллов максимум = 20 баллов максимум
1 МКР = 25 баллов максимум
Семинар 1. Философия как способ познания. Философия Давнего Востока (2 часа)
Цель: «Выяснить особенности философии как способа познания; сформировать у студентов представления о специфике древнеиндийской и древнекитайской философской мысли»
ПЛАН
1. Определение философии. Ее объект и предмет.
2. Место философии среди других способов познания.
3. Связь философии с различными науками.
4. Структура философии:
a) Онтология и гносеология;
b) Специальные разделы философии.
5. Значение философии в жизни человека.
6. Философия Давней Индии:
a) Основные категории;
b) Философия буддизма;
7. Философия даосизма.
8. Философия конфуцианства.
9. Философия моизма.
10. Философия легизма.
Семинар 2. Древнегреческая философия.
РАННЯЯ И СРЕДНЯЯ КЛАССИКА (2 часа)
Цель: «Изучить особенности древнегреческой философии, ее основных деятелей и достижения их мысли»
ПЛАН
1. Возникновение древнегреческой философии. Этапы ее развития.
2. Милетская школа.
3. Пифагор. Сравнение с милетской школой.
4. Второе поколение:
a) Гераклит;
b) Элеаты.
5. Третье поколение:
a) Эмпедокл и Анаксагор;
b) Демокрит. Теория атомов.
6. Софисты.
7. Сократ.
Семинар 3. Древнегреческая философия.
ВЫСОКАЯ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (2 часа)
Цель: «Изучить особенности древнегреческой философии, ее основных деятелей и достижения их мысли»
ПЛАН
1. Платон:
a) Теория идей;
b) Теория государства;
c) Классификация государственных форм.
2. Аристотель:
a) Аристотель как основатель многих наук;
b) Теория государства.
3. Поздняя классика. Кинизм.
4. Эпикурейство.
5. Стоицизм.
СЕМИНАР № 4
„Древнеримская философия".
(Обсуждение книги Сенеки "Нравственные письма к Луцилию")
Внимание! Каждому студенту будет дано индивидуальное задание к этому семинару (см. ниже).
АЛГОРИТМ РАБОТЫ:
I. За неделю до семинара каждому студенту было нанесено прочитать по две определенные преподавателем главы книги "Нравственные письма к Луцилию".
II. Обсуждение на семинаре проходило по указанному ниже плану. Во время рассмотрения каждой группы проблем из плана каждый студент рассказывал, как рассматривается эта проблема в прочитанных им главах и выражает свое аргументированное согласие или несогласие с автором (те, в чьих главах эта проблема не рассмотрена, могут по этому пункту не брать слово или выразить лишь свои собственные рассуждения по этому поводу).
III. В конце занятия, когда все проблемы будут рассмотрены, студенты (в случае потребности - с помощью преподавателя) обобщают советы Сенеки и его требования к человеку, а также составляют условную характеристику человека, которая отвечает идеалу римских стоиков.
ПЛАН ОБСУЖДЕНИЯ
1. Идеи Сенеки об отношении к жизненным проблемам (бедность, старость, болезни);
2. Идеи Сенеки об отношении к смерти;
3. Идеи Сенеки о равенстве всех людей;
4. Идеи Сенеки о человеческих пороках;
5. Идеи Сенеки о борьбе с пороками и о пользе философии.
Результаты
Задания могут считаться достигнутыми, если все студенты, которые участвуют в семинаре, прочитали соответствующие главы, смогли передать содержание и собственное отношение к ним, проиллюстрировать упоминаниями о похожих случаях (возможно, из собственной жизни), когда завязалось корректное и содержательное обсуждение - желательно при минимальном вмешательстве преподавателя.
Индивидуальное задание
Каждый должен прочитать КАК МИНИМУМ по две главы из книги Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» (чтобы стало понятнее, лучше прочитать более двух глав, но это не обязательно, а указанные две главы - обязательно)
Берестовая, Базовкин, Подин – главы 4 и 123
Бордунов, Боднар, Самотохин – главы 4 и 5.
Быкодоров, Бондарчук, Стрбюк – главы 5 и 12
Васина, Городецкий, Тишковский – главы 12 и 13
Вертецкая, Гриценко, Усова – главы 13 и 24
Вылегжанин, Демиденко, Христенко – главы 24 и 26
Гармаш, Дерзаманов – главы 26 и 51
Гоцуленко, Дмитренко – главы 51 и 55
Карташова, Жук – главы 55 и 61
Ковалева, Зибаров – главы 61 и 63
Кравцов, Караичева – главы 63 и 67
Кузьминых, Колесник – главы 67 и 78
Куля, Коломыза – главы 78 и 83
Лазукина, Курдияш – главы 83 и 84
Литвинов, Куриленко – главы 84 и 87
Лихачев А., Логинова – главы 87 и 91
Лихачев В., Лузанов – главы 91 и 93
Нестеркина, Мишурова – главы 93 и 96
Романова, Новикова – главы 96 и 101
Тютюнник, Петрович – главы 101 и 119
Пилипенко – главы 119 и 123
Индивидуальщикам, которые решили сдавать письменно, а не устно, ответ присылать в таком виде: «Я прочитал (а) главы №№ … и …. К первому вопросу плана я нашел такие советы: «…» и «…». Ко второму вопросу такие, к третьему такие, к четвертому такие, к пятому такие (всех пяти вопросов у кого-то может и не быть – это ничего страшного. К ним нужно добавлять своё мнение. С такими-то советами Сенеки я согласен, а с такими не согласен потому что…
СЕМИНАР № 5
„Средневековая философия"
ПЛАН
1. Общая характеристика средневековой философии.
2. Становление давньохристиянської философии. Тертулиан. Тит Флавий Климент.
3. Августин Блаженный.
4. Попытки соединения христианства с неоплатонизмом:
a) Ориген и Иоанн Скотт Эриугена;
b) Псевдо-Дионисий Ареопагит.
5. Схоластика. Фома Аквинский.
6. Исламская средневековая философия:
a) Ибн Сина (Авиценна);
b) Аль Газали (Альгазаль);
c) Ибн Рушд (Аверроес);
d) Философские взгляды Омара Хайама.
7. Иоганн Экхарт.
СЕМИНАР № 6
„Философия Нового Времени"
ПЛАН
1. Общая характеристика философии Возрождения и Нового Времени.
2. М. Лютер. Реформация.
3. Н.Макиавелли.
4. Дж. Пико делла Мирандола
5. Ф. Бекон:
a) Гносеология Бекона;
b) Учение об идолах.
6. Дж. Вико.
7. Б. Спиноза.
СЕМИНАР № 7
„Философия Просвещения"
ПЛАН
1. Теория общественного договора. Т.Гоббс. Дж.Локк.
2. Дж. Беркли.
3. Д. Юм.
4. Ш.Л.Монтескье.
5. Ж.-Ж.Руссо.
6. Э. Бёрк.
7. Дж.Бентам.
8. Ф.Вольтер.
9. Д.Дидро
СЕМИНАР № 8
„Немецкая классическая философия. Философия жизни"
Цель: выучить достижения немецкой классической философии, философии жизни и марксизма.
ПЛАН
1. Философия И. Канта:
a) Гносеология Канта (категории времени, пространства и причины, трансцендентные идеи);
b) Теории морали и государственной политики.
2. Философия Г. Гегеля.
3. Философия Л. Фейербаха.
4. Философия А. Шопенгауэра.
5. Философия Ф. Ницше.
СЕМИНАР № 9
„Марксизм"
Цель: выучить достижения марксизма.
ПЛАН
1. Учение К. Маркса:
a) Базис и надстройка;
b) Теория общественно-экономических формаций;
c) Отчужденный труд, классы и классовая борьба;
d) Эксплуатация при капитализме, прибавочная стоимость.
2. Вклад Ф. Энгельса в марксизм.
3. Вклад В. Ленина в марксизм.
Семинар 10. ПСИХОАНАЛИЗ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ. (2 часа)
Цель: «Рассмотреть особенности и развитие психоанализа в ХХ веке»
ПЛАН
1. Философская антропология З. Фрейда:
a) Структура личности;
b) Взгляды на общественную жизнь.
2. Философская антропология Э. Фромма:
a) «Душа человека» - биофильная и некрофильная ориентация;
b) «Душа человека» - нарциссизм;
c) «Душа человека» - садомазахизм;
d) «Анатомия человеческой деструктивности» - злокачественная и доброкачественная агрессия;
e) «Искусство любить» - настоящая и ненастоящая любовь.
Семинар 11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. (2 часа)
Цель: «Рассмотреть особенности и развитие экзистенциализма»
ПЛАН
1. Экзистенциализм, его основные положения.
2. С. Кьеркегор, учение об экзистенциальных установках и кризисах. Объективная и субъективная истина.
3. Философия М. Хайдеггера.
4. Философия Ж.П.Сартра:
1. Человек в мире, судьба, смысл жизни;
2. Учение о свободе и человеческой сущности, эссенция и экзистенция, ничто, проект;
3. Ценности, взаимоотношения с другими людьми, экзистенциальный вакуум и уровни бытия.
5. Философские взгляды А.Камю.
6. Философия Н. Бердяева.
7. Религиозный экзистенциализм.
РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Работа № 1 "Сравнение давньокитайських философских школ"
АЛГОРИТМ РАБОТЫ:
1. Выписать в тетрадь для самостоятельных работ 7 цитат из учений, (выделяя их подзаголовками) даосизм, конфуцианство, моизм.
2. В конце работы написать вывод (не после каждого учения, а один после всех), в котором указать собственное аргументированное отношение к каждому из этих учений.
Оценивание:
Если работа подана вовремя и в ней нет перечисленных ниже изъянов, она должна быть оценена в 8 баллов. Оценка может быть снижена за такие изъяны:
Ø Отсутствие именно цитат;
Ø Отсутствие вывода;
Ø Объем вывода меньше ½ тетрадной страницы;
Ø В выводе не раскрыто собственное отношение (а идет речь лишь о самих эти философские школы);
Ø Какое-то одно из учений пропущено;
Ø Мысли в выводе слабо аргументированы;
Ø Работа подана несвоевременно;
Ø Имеются ошибки в ключевых терминах, именах и названиях книг.
Выполнить по следующему образцу: