РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ




Основы философских знаний

Социальная работа, 41 Физическая культура

27 пар = 15 лекций, 11 семинаров и 1 МКР

 

Оценивание

11 семинаров * 5 баллов максимум = 55 баллов максимум

4 СР * 5 баллов максимум = 20 баллов максимум

1 МКР = 25 баллов максимум

Семинар 1. Философия как способ познания. Философия Давнего Востока (2 часа)

Цель: «Выяснить особенности философии как способа познания; сформировать у студентов представления о специфике древнеиндийской и древнекитайской философской мысли»

 

ПЛАН

1. Определение философии. Ее объект и предмет.

2. Место философии среди других способов познания.

3. Связь философии с различными науками.

4. Структура философии:

a) Онтология и гносеология;

b) Специальные разделы философии.

5. Значение философии в жизни человека.

6. Философия Давней Индии:

a) Основные категории;

b) Философия буддизма;

7. Философия даосизма.

8. Философия конфуцианства.

9. Философия моизма.

10. Философия легизма.

 

 

Семинар 2. Древнегреческая философия.
РАННЯЯ И СРЕДНЯЯ КЛАССИКА
(2 часа)

Цель: «Изучить особенности древнегреческой философии, ее основных деятелей и достижения их мысли»

 

ПЛАН

1. Возникновение древнегреческой философии. Этапы ее развития.

2. Милетская школа.

3. Пифагор. Сравнение с милетской школой.

4. Второе поколение:

a) Гераклит;

b) Элеаты.

5. Третье поколение:

a) Эмпедокл и Анаксагор;

b) Демокрит. Теория атомов.

6. Софисты.

7. Сократ.

 

 

Семинар 3. Древнегреческая философия.
ВЫСОКАЯ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
(2 часа)

Цель: «Изучить особенности древнегреческой философии, ее основных деятелей и достижения их мысли»

 

ПЛАН

1. Платон:

a) Теория идей;

b) Теория государства;

c) Классификация государственных форм.

2. Аристотель:

a) Аристотель как основатель многих наук;

b) Теория государства.

3. Поздняя классика. Кинизм.

4. Эпикурейство.

5. Стоицизм.

 

СЕМИНАР № 4

„Древнеримская философия".

(Обсуждение книги Сенеки "Нравственные письма к Луцилию")

Внимание! Каждому студенту будет дано индивидуальное задание к этому семинару (см. ниже).

 

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

I. За неделю до семинара каждому студенту было нанесено прочитать по две определенные преподавателем главы книги "Нравственные письма к Луцилию".

II. Обсуждение на семинаре проходило по указанному ниже плану. Во время рассмотрения каждой группы проблем из плана каждый студент рассказывал, как рассматривается эта проблема в прочитанных им главах и выражает свое аргументированное согласие или несогласие с автором (те, в чьих главах эта проблема не рассмотрена, могут по этому пункту не брать слово или выразить лишь свои собственные рассуждения по этому поводу).

III. В конце занятия, когда все проблемы будут рассмотрены, студенты (в случае потребности - с помощью преподавателя) обобщают советы Сенеки и его требования к человеку, а также составляют условную характеристику человека, которая отвечает идеалу римских стоиков.

 

ПЛАН ОБСУЖДЕНИЯ

1. Идеи Сенеки об отношении к жизненным проблемам (бедность, старость, болезни);

2. Идеи Сенеки об отношении к смерти;

3. Идеи Сенеки о равенстве всех людей;

4. Идеи Сенеки о человеческих пороках;

5. Идеи Сенеки о борьбе с пороками и о пользе философии.

 

Результаты

Задания могут считаться достигнутыми, если все студенты, которые участвуют в семинаре, прочитали соответствующие главы, смогли передать содержание и собственное отношение к ним, проиллюстрировать упоминаниями о похожих случаях (возможно, из собственной жизни), когда завязалось корректное и содержательное обсуждение - желательно при минимальном вмешательстве преподавателя.

 

Индивидуальное задание

Каждый должен прочитать КАК МИНИМУМ по две главы из книги Сенеки «Нравственные письма к Луцилию» (чтобы стало понятнее, лучше прочитать более двух глав, но это не обязательно, а указанные две главы - обязательно)

 

Берестовая, Базовкин, Подин – главы 4 и 123

Бордунов, Боднар, Самотохин – главы 4 и 5.

Быкодоров, Бондарчук, Стрбюк – главы 5 и 12

Васина, Городецкий, Тишковский – главы 12 и 13

Вертецкая, Гриценко, Усова – главы 13 и 24

Вылегжанин, Демиденко, Христенко – главы 24 и 26

Гармаш, Дерзаманов – главы 26 и 51

Гоцуленко, Дмитренко – главы 51 и 55

Карташова, Жук – главы 55 и 61

Ковалева, Зибаров – главы 61 и 63

Кравцов, Караичева – главы 63 и 67

Кузьминых, Колесник – главы 67 и 78

Куля, Коломыза – главы 78 и 83

Лазукина, Курдияш – главы 83 и 84

Литвинов, Куриленко – главы 84 и 87

Лихачев А., Логинова – главы 87 и 91

Лихачев В., Лузанов – главы 91 и 93

Нестеркина, Мишурова – главы 93 и 96

Романова, Новикова – главы 96 и 101

Тютюнник, Петрович – главы 101 и 119

Пилипенко – главы 119 и 123

 

 

Индивидуальщикам, которые решили сдавать письменно, а не устно, ответ присылать в таком виде: «Я прочитал (а) главы №№ … и …. К первому вопросу плана я нашел такие советы: «…» и «…». Ко второму вопросу такие, к третьему такие, к четвертому такие, к пятому такие (всех пяти вопросов у кого-то может и не быть – это ничего страшного. К ним нужно добавлять своё мнение. С такими-то советами Сенеки я согласен, а с такими не согласен потому что…

 

 

СЕМИНАР № 5

„Средневековая философия"

ПЛАН

1. Общая характеристика средневековой философии.

2. Становление давньохристиянської философии. Тертулиан. Тит Флавий Климент.

3. Августин Блаженный.

4. Попытки соединения христианства с неоплатонизмом:

a) Ориген и Иоанн Скотт Эриугена;

b) Псевдо-Дионисий Ареопагит.

5. Схоластика. Фома Аквинский.

6. Исламская средневековая философия:

a) Ибн Сина (Авиценна);

b) Аль Газали (Альгазаль);

c) Ибн Рушд (Аверроес);

d) Философские взгляды Омара Хайама.

7. Иоганн Экхарт.

 

СЕМИНАР № 6

„Философия Нового Времени"

ПЛАН

1. Общая характеристика философии Возрождения и Нового Времени.

2. М. Лютер. Реформация.

3. Н.Макиавелли.

4. Дж. Пико делла Мирандола

5. Ф. Бекон:

a) Гносеология Бекона;

b) Учение об идолах.

6. Дж. Вико.

7. Б. Спиноза.

 

СЕМИНАР № 7

„Философия Просвещения"

ПЛАН

1. Теория общественного договора. Т.Гоббс. Дж.Локк.

2. Дж. Беркли.

3. Д. Юм.

4. Ш.Л.Монтескье.

5. Ж.-Ж.Руссо.

6. Э. Бёрк.

7. Дж.Бентам.

8. Ф.Вольтер.

9. Д.Дидро

СЕМИНАР № 8

„Немецкая классическая философия. Философия жизни"

Цель: выучить достижения немецкой классической философии, философии жизни и марксизма.

ПЛАН

1. Философия И. Канта:

a) Гносеология Канта (категории времени, пространства и причины, трансцендентные идеи);

b) Теории морали и государственной политики.

2. Философия Г. Гегеля.

3. Философия Л. Фейербаха.

4. Философия А. Шопенгауэра.

5. Философия Ф. Ницше.

 

СЕМИНАР № 9

„Марксизм"

Цель: выучить достижения марксизма.

ПЛАН

1. Учение К. Маркса:

a) Базис и надстройка;

b) Теория общественно-экономических формаций;

c) Отчужденный труд, классы и классовая борьба;

d) Эксплуатация при капитализме, прибавочная стоимость.

2. Вклад Ф. Энгельса в марксизм.

3. Вклад В. Ленина в марксизм.

 

Семинар 10. ПСИХОАНАЛИЗ КАК ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ. (2 часа)

Цель: «Рассмотреть особенности и развитие психоанализа в ХХ веке»

 

ПЛАН

1. Философская антропология З. Фрейда:

a) Структура личности;

b) Взгляды на общественную жизнь.

2. Философская антропология Э. Фромма:

a) «Душа человека» - биофильная и некрофильная ориентация;

b) «Душа человека» - нарциссизм;

c) «Душа человека» - садомазахизм;

d) «Анатомия человеческой деструктивности» - злокачественная и доброкачественная агрессия;

e) «Искусство любить» - настоящая и ненастоящая любовь.

 

Семинар 11. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. (2 часа)

Цель: «Рассмотреть особенности и развитие экзистенциализма»

 

ПЛАН

1. Экзистенциализм, его основные положения.

2. С. Кьеркегор, учение об экзистенциальных установках и кризисах. Объективная и субъективная истина.

3. Философия М. Хайдеггера.

4. Философия Ж.П.Сартра:

1. Человек в мире, судьба, смысл жизни;

2. Учение о свободе и человеческой сущности, эссенция и экзистенция, ничто, проект;

3. Ценности, взаимоотношения с другими людьми, экзистенциальный вакуум и уровни бытия.

5. Философские взгляды А.Камю.

6. Философия Н. Бердяева.

7. Религиозный экзистенциализм.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Работа № 1 "Сравнение давньокитайських философских школ"

АЛГОРИТМ РАБОТЫ:

1. Выписать в тетрадь для самостоятельных работ 7 цитат из учений, (выделяя их подзаголовками) даосизм, конфуцианство, моизм.

2. В конце работы написать вывод (не после каждого учения, а один после всех), в котором указать собственное аргументированное отношение к каждому из этих учений.

 

Оценивание:

Если работа подана вовремя и в ней нет перечисленных ниже изъянов, она должна быть оценена в 8 баллов. Оценка может быть снижена за такие изъяны:

Ø Отсутствие именно цитат;

Ø Отсутствие вывода;

Ø Объем вывода меньше ½ тетрадной страницы;

Ø В выводе не раскрыто собственное отношение (а идет речь лишь о самих эти философские школы);

Ø Какое-то одно из учений пропущено;

Ø Мысли в выводе слабо аргументированы;

Ø Работа подана несвоевременно;

Ø Имеются ошибки в ключевых терминах, именах и названиях книг.


Выполнить по следующему образцу:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: