Финансовое обеспечение создания туристического кластера




По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2011 году в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей — 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

Отмечая положительную тенденцию, сложившуюся в последнее время в российском туризме, ВТО прогнозирует, что к 2012 году Россия займет 9 место в мире по приему иностранных туристов (29,5 миллиона человек), что позволит создать дополнительно 1,6 миллиона рабочих мест и увеличить ежегодный доход государства на 36,9 миллиарда долларов.

Что касается Республики,как известно реализация проекта рассчитана на пять лет. Сумма необходимых инвестиций оценивается в 20 миллиардов рублей. Из бюджета на эти цели выделено шесть миллиардов рублей (деньги придут из республиканской и федеральной казны). А большую часть суммы, 14 миллиардов, власти надеются привлечь от частных инвесторов.

По словам экспертов, по кластерной системе в свое время создавали курорты в Турции, Египте, на Гоа и еще в ряде стран. Опыт реализации подобной программы есть не только за границей, но уже и в России.

Главное в этой программе – найти инвесторов, которых можно заинтересовать только налоговыми преференциями, инвесторы туристической отрасли в Башкирии могут получить 10-12 лет налогового моратория. Такие механизмы экономического стимулирования были апробированы в субъектах России, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ.

Что касается Башкортостана, то здесь ситуация уникальная и достаточно глубоко проработанная. Туристическая инфраструктура тут давно начала разрабатываться, тут есть и «Абзаково», и ряд вполне приличных санаториев, и ряд других известных мест. Всё это бренды, которые нужно раскручивать. Это несложно делать, используя логистические и экономические преимущества региона. Насколько я знаю, есть уже поручение Рустэма Хамитова о создании рабочей группы по этой теме. Безусловно, все это приведет к результату.

Башкортостан, несомненно, входит в разряд тех регионов страны, которые обладают туристическим потенциалом. Географическое положение республики этому способствует. Не буду перечислять всевозможные природные блага, которые способны привлечь туристов, а обращу внимание на трудности, способные вставить палки в колеса любому здравому начинанию. Очень слабая инфраструктура и высокая коррупционная емкость любого строительства способны раздуть стоимость республиканского туризма до неконкурентоспособных высот. В результате потребитель выберет аналогичный отдых за рубежом, который даже с учетом переезда может оказаться более доступным. Поэтому, несмотря на то что очень поддерживаю развитие внутреннего организованного туризма, считаю, что в существующих условиях, при нынешней политической конъюнктуре в стране, выйти на рентабельность практически невозможно.

Федеральный ресурс ограничен, а у нынешних властей Башкирии слабые лоббистские возможности – в отличие от прежней команды Муртазы Рахимова и от нынешних команд регионов-конкурентов или того же ОАО «Курорты Северного Кавказа», опять же в силу ограниченности федерального ресурса его не будут, как прежде, «разбрасывать с вертолета» – к проектам будет повышенное внимание, так что подобные «суперкластеру Башкортостан» пустышки и дилетантизм эксперты попросту не пропустят.

Напомним, даже в Уфе складывается довольно сложная обстановка с гостиницами. По данным пресс-службы Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму, общее число гостиниц в республике ниже среднероссийского уровня, и по этому показателю республика занимает восьмое место в Поволжском федеральном округе. В ведомстве отмечают необходимость их строительства. И одновременно указывают на возможные проблемы.

Возведение и эксплуатация гостиничных комплексов с позиции частных инвесторов представляют собой высоко затратные инвестиционные проекты с длительными сроками окупаемости и значительными коммерческими рисками. Безусловно, необходима разносторонняя государственная поддержка с тем, чтобы по мере реализации инвестиционных проектов республика получила полноценные гостиницы, как пятизвездочные, так и финансово доступные для основной массы приезжих уровня экономкласса. Процесс формирования туристского кластера начинается с появления инициатив разных субъектов – представителей государственных управленческих структур, бизнес-структур, местного сообщества. Он предполагает создание управляющей компании, разработки стратегического плана развития туризма на территории, осуществления текущего управления, проведения мониторинга, дальнейшего саморазвития на принципах самоуправления. Управляющая компания – самостоятельное юридическое лицо, деятельность которой основана на принципах государственно-частного партнерства. В управляющей компании должны работать представители разных участников туристского кластера – администрации, предпринимательского и «третьего» сектора.

Благодаря кластерам инвесторы смогут получить представление о том, в какие виды туризма им будет выгодно вкладывать деньги в том или ином районе Башкирии. Они могут и сами предложить инвестпроекты или выбрать один из тех, что в настоящее время разрабатывается с помощью
регионального комитета по туризму. Каждый кластер должен будет развиваться на основе конкретных инвестпроектов. Сегодня как раз идет работа по отбору проектов и поиску инвесторов под них. Главные условия отбора – проекты должны дать толчок развитию кластера, вдохнуть жизнь в населенный пункт, расположенные в нем, создать новые рабочие места или дать заработать местным жителям. Об этом же неоднократно говорил Рустам Хамитов.

 

 

Туристический кластер
Администрация Республики
Предпринимательский сектор
«Третий» сектор
Сектор домохозяйств
Федеральный бюджет РФ
Муниципальные органы

 


Рисунок 3.1 - Инвесторы туристического кластер

 

К сожалению, башкирские бизнесмены пока не спешат вкладывать деньги в развитие туристических проектов. То ли не доверяют разработчикам кластеров и боятся прогореть, то ли их не устраивает срок их окупаемости, который составляет от 5-7 лет в зависимости от успешности проекта. Поэтому пока туризм в регионе во многом поддерживают именно крупные игроки рынка туристических услуг. Бояться этого не надо. В конце концов для обслуживания объектов, построенных пришлыми инвесторами, будут привлекать жителей региона. Да и налоги также будут поступать в местные бюджеты.

Таблица 3.1 - Система интересов участников туристского кластера

Участник туристского кластера Интерес участника
Администрация региона - рост налоговых поступлений в бюджетную систему (рост числа налогоплательщиков и налогооблагаемой базы); - появление новых форм взаимодействия с бизнесом на основе принципов государственно-частного партнерства; - появление реальных условий для диверсификации экономического роста в регионе; - социально-политическая значимость: туристский кластер как форма социальных обязательств перед населением; - способность реально эффективно управлять социально-экономическими процессами в туристской сфере региона;
Предпринимательский сектор - появление новых хозяйствующих субъектов предпринимательского сектора;; - повышение социальной ответственности предпринимательского сектора туристской сфере в регионе
«Третий» сектор Рост удовлетворенного спроса потребностей социального маркетинга в туристской сфере региона
Сектор домохозяйств Рост удовлетворенного спроса на туристские услуги населения в регионе и за его пределами
Все участники туристского кластера Обеспечение синергетического эффекта, эффекта масштаба, стимулирование инноваций, инвестиций, роста социально-экономической эффективности турбизнеса, развития внешнеэкономической деятельности субъектов турбизнеса

Сегодня туризм является важной отраслью, вносящей ощутимый вклад в ВВП России и в улучшение условий жизни населения. При эффективной государственной поддержке и продвижении доля туризма в экономике России может существенно вырасти.

3.2 - Матрица угроз и возможностей развития туристско-рекреационного кластера Республики Башкортостан

Возможности Угрозы
Создание и поддержание привлекательного имиджа региона как туристского центра Развитие туризма, инициирующее экономическое развитие области Привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест Создание проектов, которые со временем приобретут всероссийский и международный характер, В Республике обеспечится высококвалифицированными и профессиональными кадрами Повышение качества жизни местного населения, благосостояния жителей губернии Обеспечение комфортных условий пребывания туристов Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию Политическая и экономическая нестабильность в стране Антиреклама России в зарубежных СМИ как объекта туристской привлекательности Отсутствие необходимой нормативной базы и, как следствие, отсутствие гибкой системы стимулирования (в том числе, налоговых льгот) туристских организаций, занимающихся въездным туризмом Действующая в стране нормативная база, игнорирующая въездной и внутренний туризм, как одно из стратегических направлений развития Ухудшение экологической обстановки Отсутствие единой российской стратегии развития туризма Снижение общего культурного уровня Уменьшение общей подвижности населения

 

Степень воздействия туризма на страну, регион или туристский центр сводится к трем основным факторам устойчивого развития туризма: 1) экологическому — обеспечивает совместимость развития туризма с сохранением окружающей среды и разнообразия биологических ресурсов; 2) социально-культурному — обеспечивает совместимость развития с культурой и ценностями местного населения туристских рекреаций; 3) экономическому — обеспечивает экономическую эффективность развития и управления ресурсами таким образом, чтобы их «хватило» будущим поколениям. Устойчивый туризм определяется как образцовая форма экономического развития, целями которой являются:— улучшение качества жизни принимающего населения;— обеспечение высокого уровня впечатлений у посетителей;— поддержание качества окружающей среды, от которой зависят как принимающее население, так и посетители.

Основными проблемами, сдерживающими развитие туристской отрасли в Республике являются недостаточное развитие базовой инфраструктуры, запрет на ведение хозяйственной деятельности в экологических зонах, невысокий уровень обслуживания во всех секторах туристской индустрии, короткий туристский сезон в регионе, высокие транспортные тарифы на пассажирские перевозки.

Учитывая, что вышеуказанные проблемы носят комплексный характер, их решение невозможно за счет предпринимаемых отдельных точечных шагов, которые не сопровождаются адекватными усилиями по другим направлениям.

Осуществление эффективного взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами (органы государственной власти, организации туристской отрасли, научные и общественные организации) на основе принципов государственно-частного партнёрства возможно с применением кластерного подхода.

Туристские кластеры предполагают концентрацию на одной территории ключевых туристических активов и состоят из организаций различных секторов, связанных с обслуживанием туристов: туроператоров, турагентов, гостиниц, организаций сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий и т.д.

Использование кластерного подхода к развитию туристского комплекса в условиях прогнозируемого увеличения туристского потока позволит создать наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг, совершенствования системы подготовки кадров, проведения взвешенной и эффективной рекламной политики и удовлетворить потребность в качественных туристских услугах.

Применение программно-целевого метода планирования деятельности по формированию и дальнейшему развитию туристских кластеров на территории Республики является эффективным механизмом решения проблемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: